декабрь 3, 2014
Россия опустилась с 127-го на 136-е место в индексе восприятия коррупции-2014, подготовленном международным движением по противодействию коррупции "Трансперенси Интернешнл". Об этом сообщил руководитель регионального Антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл – Р" Станислав Андрейчук, презентовавший журналистам результаты исследования, завершенного 3 декабря.
Индекс восприятия коррупции-2014.
transparency.org.ru
Индекс восприятия коррупции отражает уровень восприятия коррупции в государственном секторе предпринимателями и аналитиками по шкале в сто баллов. "0" здесь обозначает самую худшую позицию, "100" - лучшую. В 2014 году индекс восприятия коррупции рассчитывался по 175 странам. Исследование в России было впервые презентовано в Барнауле.
Россия в 2014 году, по оценкам "Трансперенси Интернешнл", получила 27 баллов, — на 1 балл меньше, чем в 2013 году. И заняла 136-е место (в 2013 году было 127-е), поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.
Как пояснил Станислав Андрейчук, на последних местах находятся Сомали и Северная Корея, они набрали по 8 баллов. На первом же месте Дания (92 балла). Вообще, страны Скандинавии, северной Европы и Новая Зеландия традиционно получают самые высокие баллы. По словам Андрейчука, Грузия за последние 10 лет резко передвинулась вверх. Однако 100 баллов не получила ни одна страна.
Какие баллы получили другие страны? Приведем только некоторые из них.
Полные данные индекса доступны.
По нашему мнению, страны, которые находятся во второй сотне, — это страны, в которых коррупция является государственной угрозой. И проблема России не в том, что она сегодня опустилась с 127-го места на 136-е, а в том, что мы на протяжении многих лет топчемся на месте. Разговоров о противодействии коррупции было много, но результатов нет.
Какие организации были экспертами при расчете индекса? Андрейчук пояснил, что в числе аналитических организаций, чьи исследования лежали в основе интегрированного индекса восприятия коррупции, World Bank, Мировой экономический форум, Freedom House и ряд других.
Влияет ли на восприятие коррупции широко распространяемая в последнее время информация о новых и новых возбужденных уголовных делах по преступления коррупционной направленности?
Посмотрите, например, на Грузию, которая резко улучшила позиции. Сколько там было разговоров об антикоррупционных делах, преследованиях коррупционеров. В итоге, наоборот, индекс восприятия коррупции улучшился. Информации много, но непонятно отношение к ней властей. Уголовные дела возбуждаются, но ничего из этого не следует. Вопрос не в том, много ли сообщений о возбуждении уголовных дел, а в том, что эти сообщения уходят в никуда. Классика — дело Сердюкова-Васильевой. А еще множество непрозрачных проектов, таких как Олимпиада, чемпионат мира по футболу и так далее. Вкладываются большие деньги, а инструментов прозрачности практически нет.
Индекс восприятия коррупции агрегирует данные, полученные из разных источников, предоставляющих сведения о восприятии уровня коррупции в государственном секторе различных стран со стороны деловых кругов и экспертов по соответствующим странам.