декабрь 5, 2014
С 1 января 2015 года все правовые акты администрации Барнаула, так или иначе касающиеся предпринимательской или инвестиционной деятельности, должны проходить процедуру публичного обсуждения. В остальных муниципалитетах это требование вступит в силу с 2016 года. Соответствующий краевой закон уже подписан губернатором Александром Карлиным и опубликован. Сегодня мы решили наглядно показать, как будет работать данная схема.
Схема проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов.
Закон получил длинное название: "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
Как сообщили в краевом управлении по развитию предпринимательства, основной целью введения ОРВ является "недопущение необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия нормативно-правового акта органами местного самоуправления, а также оценка возможных последствий нового регулирования".
Например, администрация города решила изменить правила предоставления земельных участков. Она будет обязана разместить об этом уведомление и сам проект постановления. Далее все заинтересованные стороны смогут направлять в мэрию свои замечания и предложения. Они так же подлежат публикации. При этом подразделение администрации города, которое является разработчиком нового документа, обязано оценить все риски для бизнеса и бюджета. В итоге должен появиться (если появится) не келейно разработанный и тихо принятый, а совершенно прозрачный и всем понятный нормативный правовой акт.
Термин ОРВ — не нов в России. Данная система уже внедрена во многих регионах. В Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства детально занимаются этой темой. И отмечают ряд проблем: где-то ОРВ превратилась в профанацию, где-то чиновники не выкладывают в сети все необходимые документы, где-то бизнес ведет себя пассивно в ходе публичных обсуждений законов.
Тем не менее местные предприниматели пока позитивно оценивают нововведение.
Это полезный механизм. И я почему-то сейчас верю, что он заработает. Главное, чтобы предпринимательские объединения не сидели в стороне.
Закон хороший. Но будет ли он работать — большой вопрос. Ведь власти неинтересно наше мнение. Хотя цель у нас у всех должна быть одна — развитие.
Мы принципиально не делим ОРВ по ролям между государством и бизнесом. Кто главнее и кто важнее в данном случае — это как руки с ногами сравнивать. В случае с ОРВ фраза про "общее дело" — это не сотрясание воздуха, а жизненная необходимость. За последние несколько лет у нас накопилось много примеров. В каких-то первую скрипку играл бизнес. Эксперты писали письма, приезжали на совещания, устраивали чуть ли не митинги. Именно благодаря им предотвращалось принятие нормативных актов, способных нанести существенный и необоснованный урон бизнесу. Но были и обратные случаи. Когда во время публичных консультаций стояла тишина звенящая, на наши письма и вопросы поступали формальные отписки, давались несодержательные отклики.
Источник: сайт Минэкономразвития РФ.
Для чего проводится оценка
Как проводится оценка
1. Муниципалитет размещает на сайте или в официальном печатном органе уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта.
Уведомление должно содержать:
О размещении уведомления разработчик в срок не менее 5 дней обязан оповестить:
2. Муниципалитет принимает и рассматривает предложения о подготовке проекта нормативного правового акта. Предложения рассматриваются в срок не менее 30 календарных дней. Все внесенные предложения официально публикуются.
По итогам рассмотрения предложений муниципалитет:
2.1 приступает к разработке нормативного акта;
2.2 принимает решение об отказе от подготовки правового акта. Информация об этом также официально публикуется.
3. Муниципалитет готовит текст нормативного акта и сводный отчет. Отчет должен содержать:
4. Муниципалитет проводит публичное обсуждение проекта нормативного акта.
О начале публичного обсуждения оповещаются:
В извещении указываются:
Срок проведения публичного обсуждения не может составлять менее 30 дней с даты размещения проекта муниципального правового акта. Разработчик документа обязан рассмотреть все поступившие предложения и не позднее 5 рабочих дней после окончания публичного обсуждения составить их сводку.
По результатам публичного обсуждения муниципалитет:
4.1. дорабатывает проект нормативного акта и сводный отчет;
4.2. принимает решение об отказе от принятия нормативного акта. Информация об этом официально публикуется.
5. Муниципалитет публикует доработанный сводный отчет, в который дополнительно включаются сведения о проведении публичного обсуждения и сводного отчета, сроках его проведения. Все материалы направляются ответственному за подготовку заключения.
6. Заключение подготавливается в срок не более 15 календарных дней с момента передачи материалов ответственному исполнителю. В заключении должны содержаться выводы о соблюдении разработчиком порядка проведения оценки регулирующего воздействия, о наличии или отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей.
6.1 Заключение публикуется не позднее 3 рабочих дней с момента его подготовки.
6.2. В случае если в заключении содержится вывод о том, что при подготовке проекта нормативного акта не был соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, проект направляется на доработку.
7. Проект нормативного правового акта направляется на подпись руководителю муниципального образования.
о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения