Пока не все аграрии оценили важность покупки мини-элеваторов

декабрь 8, 2014

По приблизительным подсчетам, в Алтайском крае установлено порядка 20 современных мини-элеваторов. Для региона, где официально насчитывается больше 3 тыс. зернопроизводителей, это, конечно, мало. Дилеры разводят руками: интерес к оборудованию со стороны аграриев есть, но до покупки дело доходит крайне редко. В списке затрат, где на первом месте значатся покупка топлива, семян, удобрений, мини-элеваторы занимают последние строчки. Между тем алтайские сельхозпроизводители, которые обзавелись подобной техникой, говорят о существенной экономии и защите от любой погоды.

Мини-элеватор.
Олег Богданов

Посмотреть фотогалерею на сайте.

О том, сколько в России насчитывается сушильного и подрабатывающего оборудования, точного представления вообще нет. Последние данные были получены после всероссийской сельхозпереписи 2006 года. Тогда Росстат выяснил: у сельхозорганизаций, малых предприятий, фермеров и ИП 13,2 тыс. единиц подобного оборудования. Информация о мощностях в тот момент не уточнялась.

Юрий Лукьянов, заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, тоже затрудняется оценить емкость данного рынка. По его собственным подсчетам, современных мини-элеваторов, где осуществляются и сушка, и подработка, и хранение зерна, в хозяйствах порядка 20. По мнению Юрия Лукьянова, для аграрного края этого недостаточно. "Наши сельхозпроизводители в большей степени рассчитывают на погоду: авось, пронесет. В регионах, где климат более жесткий, собственные сушильные и элеваторные мощности есть практически в каждом крупном хозяйстве", — сообщил Лукьянов.

О том, что мини-элеваторы не особо востребованы в Алтайском крае, говорят и дилеры. По словам Александра Костина, президента ГК "Агроцентр", интерес к подобной технике есть, однако до покупки дело доходит не всегда. В первую очередь сказывается стоимость. Идеальный мини-элеватор для крупного хозяйства Костин оценивает в 50 млн. рублей. Есть, конечно, варианты экономнее.

Однако свою ложку дегтя добавляют банки: в последние годы они существенно ужесточили условия получения даже небольших "сезонных" кредитов, не говоря уже об инвестиционных. Вдобавок к этому государство не спешит субсидировать покупку подобного рода оборудования. Косвенной поддержкой данного направления выступает только погектарная субсидия. Но, как говорят сами аграрии, ее не всегда хватает даже на покупку самых дешевых гербицидов.

Есть еще один немаловажный момент — это процесс монтажа мини-элеваторов. По словам Александра Костина, с момента приема заявки до полной установки всего оборудования может пройти год. "Мы работаем с проектными институтами, которые составляют план подготовительных работ, включая геодезию. Поставить мини-элеватор за месяц просто невозможно", — сообщил Александр Костин.

По его подсчетам, окупаются подобные комплексы примерно за 3–5 лет. Однако в особо неблагоприятные сезоны объемы потерь зерна из-за высокой влажности могут оказаться примерно равными стоимости оборудования для сушки и подработки.

Подобная история произошла с сельхозпредприятием "Партнер" Михайловского района. В 2009 году, когда всю осень аграриев терзали дожди, а затем выпал первый снег, в хозяйстве установили первую дизельную сушилку. По словам Андрея Кожанова, директора "Партнера", смонтировали ее в декабре. И только за счет этого оборудования спасли урожай подсолнечника сорта Лакомка, который убирали вплоть до Нового года. "Это были настоящие страшилки механизатора. В восемь вечера я приезжал дежурить, комбайн выходил на смену. В шесть утра он только заканчивал круг, — шесть километров туда и обратно он шел 10 часов. Температура за бортом была минус 25 градусов", — рассказал Андрей Кожанов в интервью нашей газете. По его словам, в 2009 году сушилка окупилась за неделю. В прошлом году сушилка, приобретенная в США, окупилась за 10 дней.
В КХ "Славутич" Хабарского района зерносушилку за 3,6 млн. рублей приобрели только в этом году, но уже почувствовали экономический эффект. Гендиректор предприятия Владимир Ашенбреннер приводит пример: пропускаемое через сушилку зерно прибавляет к себестоимости примерно 300 рублей за тонну. Для сравнения: сторонний элеватор принимает ту же тонну влажного зерна уже с дисконтом в тысячу рублей.

При всей экономической выгоде подобного оборудования продажи его в ближайшее время не возрастут, считают эксперты. Неоднозначные итоги сельхозсезона, проблемы с получением кредитов в этом плане играют первостепенную роль. Дилеры предупреждают: в следующем году мини-элеваторы точно подорожают. Причина — в использовании импортных комплектующих и нестабильном курсе рубля. К примеру, емкости для хранения зерна, произведенные в России, выпускаются из финской стали. А она дешевле не становится.

Элеваторы устарели

70% — таков износ элеваторного оборудования страны, по оценке компании "Агриконсалт", а большинство элеваторов не отвечает современным логистическим и технологическим требованиям. Тариф таких предприятий на сушку и подработку зерна выше, чем на новых элеваторах. На проблемы с качественными мощностями указывает "Российский зерновой союз". В объединении полагают: к высокому классу хранения можно отнести не более 40% элеваторных емкостей страны, сообщает журнал "Агроинвестор".

Сухо и прибыльно

Приблизительная арифметика зерносушилки такова. Представим, что тонна зерна стоит 6 тыс. рублей. При сдаче его на элеватор с продавца возьмут плату за сушку, приемку и хранение. Когда через два-три месяца аграрий решает забрать свою продукцию, затраты на все эти операции уменьшают ее стоимость примерно в два раза. При этом себестоимость тонны зерна равна 3–4 тыс. рублей. Это значит, что в лучшем случае сельхозпроизводитель сработал в ноль.

Что происходит, если в хозяйстве есть сушилка и свой мини-элеватор? Условия те же: цена зерна составляет 6 тыс. рублей. "Приезжает клиент, мы ему говорим, что наше зерно стоит на 1 тыс. рублей дороже, ведь его не надо сушить, задействовать свои мощности. Он видит, что зерно сухое и прекрасно подрабатанное. И соглашается. При больших объемах продажи цена может быть и выше", — рассказал Владимир Устинов.

Пример

С чего начинал фермер Устинов

Семяочистительный комплекс появился в хозяйстве Владимира Устинова в начале 2000-х. Сейчас он включает в себя

Все это оборудование работает в одном потоке.

Как все работает

Грузовая машина с поля поступает на зерноприемник, который рассчитан на 60 тонн. Отсюда зерно идет на ток предварительной очистки, где отделяются листья и другие примеси. Если продукция надлежащей влажности, то она напрямую через транспортеры направляется на хранение.

В случае повышенной влажности вместо элеватора зерно поступает в оперативные бункеры, откуда сушилка забирает его и обкатывает. На выходе на транспортер подается уже сухое зерно, которое засыпается в хранилище.

Параллельно в хозяйстве может работать еще один ток. Его задача — сортировать и очищать зерно и подрабатывать его до кондиции семян.

В 2008 году в хозяйстве появились собственные элеваторные мощности. Приобретено оборудование было в США. Его стоимость тогда составляла 17 млн. рублей, из которых порядка 20% вернулось предприятию в виде государственной субсидии.

18 метров — высота каждой элеваторной емкости. Комплекс состоит из четырех емкостей, в каждой из которых можно хранить по 1 тыс. тонн зерна.

В 2011 году в хозяйство Владимира Устинова привезли зерносушилку. Произведена она в Польше. Стоимость оборудования вместе с монтажом — 6 млн. рублей.
Компания-дилер установила сушилку за рекордные 11 рабочих дней. Обычно это происходит за один-два месяца. Изначально сушилка была закрыта специальным коробом: это позволяет работать даже при низких температурах воздуха в -15–20 градусов. В 2013 году 100% урожая было пропущено через нее. В общей сложности за период уборки оборудование работало 42 дня.

Кстати, пока зерносушилка в хозяйстве работает на дизеле. Однако на предприятии подведен газ, запустить его Владимир Устинов не может. Если же это произойдет, экономия на топливе будет существенная.

Владимир Устинов,
глава крестьянского хозяйства:

Когда в прошлом году пошли шквальные дожди и влажность зерна увеличилась до 24%, значительная часть урожая проходила сушку дважды. При этом мы достаточно легко убрали. Анализ показал, что семена были хорошего качества. Порядка 1 тыс. тонн из них мы отправили в Амурскую область.