декабрь 9, 2014
В Волчихинском районе суд запретил деятельность местной религиозной группы "Орда", организующей паломнические поездки жителей края по "святым местам" Казахстана. Побывав недавно в Волчихе, корреспондент выяснил, что мнения об "Орде" там прямо противоположные: от полностью одобрительных до категорически отрицательных.
Сначала в районе побывали сотрудники ГУ МВД по Алтайскому краю, а затем на основании представленных ими материалов районная прокуратура провела проверку деятельности волчихинской "Орды". Она установила, что данная группа осуществляет деятельность с нарушением закона, подала судебный иск о ее запрете и ликвидации. Проверка показала, что "Орда" является "клоном" созданной в Казахстане религиозной организации, следующей в русле исламского религиозного течения "Ата жолы" — "Путь (дорога) предков", которая запрещена в Республике Казахстан.
Первый принцип медицины - не навреди.
Открытые источники в интернете
"Ордынцы" обещали людям исцеление от всех болезней при помощи обращения к "аруахам" ? духам предков, ритуальных ударов плеткой-камчой, употребления "святой воды" и купания в "святых источниках". Требовали от них неукоснительно исполнять волю "святых", доведенную до них в процессе совершения обряда "бата", иначе их ждут всяческие несчастья, болезни и смерть.
Было проведено комплексное психолого-религоведческое исследование деятельности этой группы, и специалисты дали заключение: "В “Орде” используются методы и технологии контроля сознания, что может привести к культовой травме адептов. Последствия могут быть следующими:
…Во время паломнических поездок обряд "бата" является частью целого комплекса грубого психологического насилия над личностями адептов. Сам обряд "бата" — это гипнотическо-трансовая практика, где под видом получения послания от духов предков человеку внушают установки, необходимые руководству секты для дальнейшей манипуляции. Цель применяемых методов — внушить адептам, что им нужно снова и снова "лечиться" в "Орде" и совершать паломнические поездки.
Суд сделал вывод: "…нарушения федерального законодательства в деятельности общественной организации “Орда” носят неустранимый характер, поскольку именно упомянутые методики и составляют основу учения указанной организации. Они выработаны без поправки на психическое, психологическое состояние адептов, могут вызывать зависимость от лидеров движения. Кроме того, имеет место быть категорический отказ от официальной медицины, что свидетельствует об отсутствии апробированных методик при лечении соматических заболеваний членами данной организации".
Организаторы этих поездок Светлана Касьянова и Надежда Шипунова отрицают, что создали какую-то организацию. Объясняют: в Казахстане "Ордой" называют благое дело.
Например, резиденция президента Назарбаева называется "Ак орда" — "Белая орда". "Ордой" можно назвать что угодно. Это просто место, где собираются люди, что-то вроде клуба. И свою причастность к "Ата жолы" категорически отвергают. Говорят: мы просто там полечились, сели и поехали. Мы ни к кому не относимся. Утверждают: это все придумала одна из их бывших паломниц — предпринимательница Иванова (фамилия изменена. — Прим. "СК"). Мол, они отказались на нее работать, и началась "вся эта ерунда".
"Думают, что мы как-то наживаемся на этом, — с возмущением говорит Касьянова. И показывает мне расценки на паломнические туры. — Вот здесь все расходы записаны, до копейки, до доллара. Понимаете, так далеко ехать… Если 4–5, даже 6–7 человек, то это будет очень дорого, это под тридцатку выходит. А когда у нас набирается 20 человек, то выходит всего по 4 тыс. рублей. Остается от поездок, может, где-то 10 тыс. рублей".
Касьянова показывает мне фотографии объектов религиозной направленности в красочных казахских изданиях. Все они взяты под охрану ЮНЕСКО. "Вот мазары, в которых мы были, — комментирует она. — Мы проехали все эти святые места. “Кара-бура” ? “Черный верблюд”, там золотые рыбки, источники очень сильные, вот такой струей бьют!"
"Да там море людей, море! Немцы, американцы, мусульмане, католики! — подхватывает Шипунова. — Едут туда все сами по себе, без всякого принуждения. И многим эти поездки помогают. Вот я лечилась в Барнауле, лежала в больнице, не помогло. А старая казахская целительница, не имея образования, подняла меня на ноги".
Участвовавший в нашем разговоре житель села Вострово Александр Пономаренко, предприниматель, задиристо восклицает: "Кому какая разница, куда я поехал! Мне надо было, я съездил. Надо будет, еще поеду".
Пономаренко рассказывает, что у его жены (тоже там присутствовавшей) была какая-то непонятная психическая болезнь, вроде "падучей". Она падала на землю, ее всячески крутило, и она страшно кричала не своим голосом. У нее тоже, по словам предпринимателя, после поездок по святым местам все нормализовалось.
Касьянова и Шипунова предложили мне поговорить с людьми, у которых после паломничества по святым местам жизнь изменилась к лучшему.
Те, с кем я смог пообщаться, отзываются о поездках положительно.
Пенсионерка Вера Лопатина, бухгалтер по образованию, бывшая жительница Волчихинского района, говорит, что в 2011 году у нее случилась драма: умерли мать и муж, погибла в аварии 10-летняя внучка.
Лопатина пошла в паломники, чтобы попросить святых об исполнении трех ее главных желаний: чтобы дочь, которая долго не могла забеременеть, родила; чтобы внука взяли в детский сад; чтобы она сама смогла переехать в Барнаул. Говорит, ездили там по святым источникам в апреле, купались в ледяной воде. Две ночи ночевали у казахов, которые их очень хорошо приняли. Одно из самых ярких ее впечатлений: к их группе, состоящей из 30 человек, подходит казашка, называет ее по имени-отчеству и начинает подробно рассказывать всю ее жизнь…
Лопатина утверждает, что все ее желания исполнились.
По словам Лидии Сидоровой из Барнаула, у нее в 2008 году от рака умер муж, ей поставили такой же диагноз. Прооперировали, удалили две трети желудка. Стали прогрессировать другие болезни. По совету родных поехала к Шипуновой, и та вернула ее к жизни. Лечила руками — надавливанием и давала "святой водички". Три года назад ездила вместе с их группой в Казахстан. А самостоятельно — в Коробейниково и к мощам Семена Верхотурского на Урале. После этого перестала пить таблетки.
Любовь Козлова, бывшая учительница, давно интересуется эзотерической литературой. Много читала о разных необъяснимых явлениях. У нее было заболевание желудка и почек. Долгое время находилась в депрессивном состоянии. Рассказывает, что после поездок по святым местам у нее появилось желание жить.
Возила туда сына, у которого было сильное заикание, — ему стало гораздо лучше.
Бывшая паломница из села Волчиха Любовь Иванова (о которой Касьянова и Шипунова выше упомянули, как о виновнице всех их бед) тоже неоднократно ездила с группой в Казахстан. И отзывается об этих поездках крайне негативно. Она хотела вымолить у духов ребенка для семьи сына, а также хотела решить начавшиеся проблемы со здоровьем и попросить удачи в бизнесе. Вместе с ней в Казахстан ездила дочь Татьяна, которая сейчас полностью разделяет мнение матери.
"Касьянова и Шипунова создали “Орду” примерно 3 года назад. Касьянова арендовала в соседнем здании помещение под массажный кабинет, куда ходили многие женщины. Ну и в “Орду” они тоже заглядывали. Там и начали проходить собрания. До этого предприниматель Касьянова скупала мясо, но потом, во время обряда “бата”, духи ей сказали, что у нее дар лечения.
Поездки в Казахстан организовывали поздней весной и летом. Места там труднодоступные, малообжитые — сплошная степь. Названия населенных пунктов они не запомнили, так как в основном посещали кладбища. Сервиса для паломников там практически нет никакого, просто крыша над головой. Спали на цементном полу. Чаще всего туда попадают люди, у которых проблемы со здоровьем или в семье. Там их всех как бы подготавливают к переходу в ислам: заставляют делать омовение по мусульманским обычаям, произносить мусульманские молитвы, записав их русскими буквами...
Ездят туда обычно человек по 20–25, иногда больше, на стареньком автобусе. Подсаживается проводник. Каждому говорит предсказание — “бата”, что у тебя есть дар исцеления, его надо развивать. Дорогой останавливаются для посещения могил. Всех призывают открывать у себя “Орду”. Но Шипуновой и Касьяновой это не нравилось — зачем им лишняя конкуренция! Многие потом отказались от паломничества, потому что не видели в нем проку, и у них из-за этого начались скандалы в семье".
Любовь Иванова рассталась с "Ордой", но очень трудно выходила из этого "молитвенного" состояния. Когда им читали "бата", то четко говорили: надо сделать то и это. Например, мужа не привезешь — умрешь. Надо было вовлекать туда и других родственников.
Встречаюсь с врачами районной поликлиники. Заместитель главврача Ольга Бахтина считает, что "лечение", практикуемое в "Орде", — шарлатанство. Для того чтобы лечить людей, необходимо иметь лицензию и квалификацию. Первый принцип медицины — не навреди. А они, Касьянова и Шипунова, не обучались анатомии, физиологии, они же могут навредить.
Врач-психиатр Татьяна Фадина: "В принципе, у меня позиция такая же, но я хочу добавить, что в стране и раньше работали народные целители — Джуна, Чумак, Кашпировский. Но они получали государственные сертификаты, то есть имели разрешения на свою деятельность".
Фадина подтверждает, что есть пациенты, которые не очень-то верят медицине: "Особенно в сельской местности. Им очень трудно переступить порог врача-психиатра и даже психолога, который работает в поликлинике. Они боятся, что люди скажут: “Что-то у него не то!” Я думаю, в организации, подобные “Орде”, идут неуверенные в себе".
Беседуем об этом с настоятелем Волчихинского прихода Покрова Пресвятой Богородицы Барнаульской епархии РПЦ иереем Игорем Гилевым в тиши старой церкви, располагающейся в обычном одноэтажном доме.
Среди прихожан Гилева не было тех, кто ездил с "Ордой" в паломничество, так как он всегда старается им объяснить пагубность таких организаций. Но были люди, которые, посетив те святые места и не получив желаемого, приходили к нему с вопросами: что это за места и как к ним относиться? И иерей Гилев им отвечал, что православная религия не может запретить человеку делать то, что он хочет, но то, что они делают в "Орде", — это есть отступление от веры истинной.
Спрашиваю иерея Гилева: "Не будут ли эти поездки считаться грехом для православного человека?"
"Грех с точки зрения православия это не преступление какого-то закона или порядка, — отвечает он. — Грех — это та болезнь, та рана, которую человек наносит себе необдуманным поступком. Грех не в том, что он поехал туда, а в том, что не получил пользы, получил только вред".
Спрашиваю у зампрокурора Волчихинского района Евгении Швидко, поддерживавшей в суде исковые требования о запрете "Орды", как соотносятся предоставляемые Конституцией РФ свобода вероисповедания и свобода собраний с запретом этой общественной организации?
Граждане могут мирно собираться и исповедовать любую религию, объясняет Швидко. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединений" разрешает им это, но запрещает создание и деятельность религиозных объединений, цель и действия которых противоречат закону, наносят вред жизни и здоровью людей.
Задача райпрокуратуры в данном случае, по словам Евгении Швидко, была посмотреть, имеются ли основания для того, чтобы предъявить иск в защиту государства, в защиту общественных интересов о запрете деятельности данной религиозной организации. Основания были, и суд ее позицию поддержал.
"Такие группы существуют сейчас не только у нас, но и в Михайловском районе, в Рубцовске, — говорит Швидко. — Мне недавно звонили коллеги из этого города, сообщили, что и там этот вопрос уже поднимается".
Если руководители "Орды" продолжат свою деятельность вопреки решению суда, то им грозит уже уголовная ответственность. Например, ст. 235 УК РФ (занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, если это повлекло по неосторожности причинение вреда человеку) предусматривает максимальное наказание от штрафа в 120 тыс. рублей до 3 лет лишения свободы. Часть вторая данной статьи: если это повлекло по неосторожности смерть человека — лишение свободы на срок до 5 лет. По ст. 239 УК РФ за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением — высший предел наказания от штрафа в размере 300 тыс. рублей до 4 лет лишения свободы.
Касьянова и Шипунова обжаловали решение Волчихинского районного суда. Но апелляционная коллегия Алтайского краевого суда оставила его в силе в части запрета и прекращения деятельности общественной организации "Орда", названной в заключении экспертов "псевдоцелительской псевдошаманской неоязыческой сектой".
В Челябинской области деятельность "Орды" запрещена на территории всего региона
Василий Кураков