декабрь 11, 2014
Экономическая катастрофа образца 2008 года в ближайшее время не повторится, а рубль должен укрепиться. Такие прогнозы озвучили эксперты конференции "Российский банковский сектор: проверка на прочность", на которой присутствовал корреспондент "Свободного курса". Впрочем, не все прогнозы экспертов оптимистичны.
Эксперты рассказали о состоянии экономики.
altapress.ru
Главный вывод: несмотря на негативные тренды, предпосылок для глубокого падения российской экономики пока нет.
Сейчас напрашивается много аналогий с кризисом 2008 года. На самом деле отличий много. Сейчас рубль обесценивается быстрее, но это происходит на фоне неплохих показателей роста. В 2008 году рубль падал на фоне большого экономического кризиса — ВВП сократился на 8%, индекс промпроизводства — на 15%. Сегодня ВВП до сих пор в плюсе, а индекс промпроизводства растет. Мировая экономика чувствует себя более комфортно, потенциал ее роста тоже выглядит лучше. Глобальный экономический кризис возможен только в случае существенного замедления в китайской экономике. Это худший сценарий для нас, особенно на фоне того, что мы пытаемся переориентироваться на Китай.
При этом рубль в ближайшее время может укрепиться.
Есть такое правило: при падении цены барреля на 10 долларов, курс теряет 2 рубля. Если следовать этому правилу, курс доллара должен быть в районе 45 рублей. Видимо, правила меняются, но рубль сейчас явно недооценен.
Другой важный вопрос: до какого предела будет дешеветь нефть? "Я не верю, что цены на нефть упадут до $40. Это может случиться одномоментно, но постоянной такая цена не будет", — считает Орлова.
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), считает, что в 2015 году цена на нефть останется в пределах $60–70 за баррель.
То, что такие цифры реальны, видно по позиции Саудовской Аравии, которая пообещала скидку своим потребителям. В будущем году мы будем иметь достаточно низкие цены на нефть, и уже весной придется пересматривать федеральный бюджет.
Орлова при этом считает, что даже такая цена не нефть не станет большой угрозой для устойчивости российской экономики. "Бюджет бездефицитен при цене в $98 за баррель, — говорит Орлова. — При $70 будет дефицит. Но у правительства есть резервы, поэтому катастрофы не будет. Будут привлекать деньги с рынка. Это не трагедия — для многих стран это норма жизни. Единственное — политика расходования станет более жесткой. Не будет избыточного стимулирования, и, по большому счету, это правильно".
Замминистра финансов России Алексей Моисеев был еще оптимистичнее. Общий тезис — он приятно удивлен, насколько выносливой оказалась российская финансовая система. Она подверглась нескольким шокам, в том числе падению цен на нефть и девальвации рубля. Раньше это оказывало шоковое влияние на систему: закрывались рынки капитала и мы оказывались предоставлены сами себе. "Сейчас система выстроена на более прочном и каменном фундаменте. Это не дом на песке — пришла высокая вода, и дом устоял", — уверен чиновник.
Впрочем, эксперты уверены, что все не так безоблачно. Во-первых, беспокоит замедление роста экономики. Если в 2008 году ждали возвращения к росту ВВП на уровне 3–4%, то сейчас эти ожидания находятся на уровне 1–2% ежегодно. При этом в 2015 году ВВП может сократиться на 0,2–0,8%.
Все это происходит на фоне спада инвестиционной активности. "Это связано не с санкциями и не нефтью — тенденция стала заметна еще в середине 2012 года. При текущих инвестициях в основной капитал импортозамещение и модернизация производства находятся под угрозой", — считает Шохин.
Другой тревожный момент — высокая инфляция. "Ускорение темпов инфляции (до 10% в 2015 году) и повышение процентных ставок по кредитам угрожают модели потребительского роста, существовавшей последние 10–15 лет. Растут и просроченные кредиты", — говорит Орлова.
Были и комментарии относительно послания президента Федеральному Собранию. Многие ждали объявления новой экономической политики. Кто-то думал, что это будет мобилизационный вариант, а кто-то ждал либеральных реформ в сторону модернизации. Ни одна из точек зрения не оправдалась.
Эксперты уверены, что речь идет скорее о попытке встряхнуть текущую политику. При этом Александр Шохин считает, что заявления президента о том, что налоговые условия для бизнеса не изменятся, требуют дополнительных разъяснений. По словам Шохина, заявление президента о "неизменности налоговых условий" трактуют по-разному. "То ли это значит, что не будут повышать любую фискальную нагрузку, включая социальные отчисления со стороны бизнеса. То ли речь шла исключительно о том, что не будут повышаться сами налоговые ставки. Поэтому сейчас зависит многое от того, как мы истолкуем одну из основных идей послания президента", — говорит Шохин.