июль 11, 2008
– В Курьинском районе вообще дождей мало бывает, потому что колдунов много. – Как это?– А вот спроси людей, тебе в любой деревне скажут, кто колдует. Нельзя этим делом заниматься, грех. Вот и насылается засуха, чтобы люди задумались.
А этот год еще и високосный, так что ничего вам не будет. Грибов не ждите, ягод не ждите, картошки не ждите. Самое главное – сена не ждите. Я ж говорю тебе – колдуны проклятые. У нас есть одна: как к ней приду, так чирей вскакивает. Где ж тут дождю-то взяться?
– Брехня! – не выдерживает бодрый дед в капитанской фуражке. Мы втроем сидим в районной автостанции: я, он и загорелая женщина, враг колдунов. Ждем автобусов – каждый в свою деревню. Этим летом у нас так: где соберутся хоть три человека, начинается разговор о засухе. – Брехня! При чем тут колдуны какие-то? Над нашим районом стоит страшный антициклон. По телевизору вчера говорили: пока ветер северный, дождя не будет. За ветром надо наблюдать, а не ерунду городить.
– Чо толку за ним наблюдать? Собраться надо и крестным ходом до речки пройти!
Беспощадное солнце
...Весь июнь Курьинский район жарило, как в духовке. Солнце начинало палить с семи утра, к девяти прогревалась вода в речках. Люди по два раза на дню поливали так называемую «мелочь» – капусту, помидоры, огурцы... И мечтали о дожде: хоть раз бы полил картошку (по договору с предприятием, которое обслуживает водонапорную башню, поливать картошку водопроводной водой запрещено).
Солнце не пощадило ничего: выгорела полевая клубника, ягоды на кустах черемухи высохли, не успев почернеть. Сопки стоят лысые...
– Какой там сенокос: ни хрена же нету, – ругаются мужики. Такую траву, как в этом году, называют «некось». Чтобы прокормить одну корову, нужна пэтээска сена (ПТС-4 – тракторный прицеп, вмещает 40 центнеров сена). Чтобы набрать одну машину, надо выкосить в среднем четыре гектара (в этом году больше). Хорошее сено в деревнях – на вес золота.
Плохое по восемь
...Утром в нашей деревне женщины провожали коров и обсуждали главную новость: пэтээска сена уже по восемь тысяч; а говорят, еще подорожает – до десяти. А в прошлом году по пять была. Ругали засуху, переживали: что с коровами-то делать? Если сдавать – то сейчас надо, пока мясо в цене. А как с молоком тогда? Местный молокозавод по семь рублей за литр платит – вот и считай...
– Считай не считай, а коров держать выгодно. У меня три дойных, и за июнь я на 7500 молока насдавала. Можно сказать, вторая зарплата, – говорит местная учительница. – А все равно придется к зиме корову сбывать...
– А я обеих продам осенью, и корову, и телку, – говорит молодая женщина, которая пришла провожать коров с маленьким ребенком на руках. – У вас зарплата, вы сено купить можете. А мой за посевную полторы тыщи заработал, да кредит еще за стиральную машинку платим... Страшно вроде без коровы оставаться, но ничего не поделаешь – за такие деньги нам сена не купить. Если все нормально будет, на тот год телушку куплю.
Сдавать коров на мясо женщинам жалко до слез, но продавать не получается – в этом году покупателей на такой товар не найти. Поэтому сдают живым весом. Самая высокая за последние месяцы закупочная цена на говядину была в начале июля – 94 рубля за килограмм. Цены уже начали падать – сейчас принимают по 92 рубля. Деревенские аналитики говорят, что мясо начнет снова дорожать только в конце октября – начале ноября, а до этого времени многие будут сбывать скотину, чтобы собирать ребятишек в школы-институты. А из-за засухи многие сдают коров уже сейчас.
Дождь
...Ветер переменился только в конце месяца. Небо затянуло тучами. Началась гроза – не гроза, непонятно что. Люди сидели под навесами на крылечках, перекрикивались, комментировали долгожданный дождь:
– Не, это не дождь – пародия!
– Пыль только прибил... Эх, щас бы хороший – на всю ночь!
– Господи, ну ты же добрый! Пожалей нас, дай дождя...
И он как будто услышал людей, вдарил со всей дури, лил всю ночь не переставая, и потом снова начался наутро. А я смотрела на все это и думала про то, что вот и в третьем тысячелетии жизнь деревенских людей зависит от погоды. Что «сельское хозяйство – самый надежный способ разориться», что занятие это страшно тяжелое и неблагодарное, и вообще непонятно, что держит сейчас людей в деревне...
И независимо от всех этих мыслей бурлящими пузыриками поднималось ликование, вызванное кулацкими генами: дождь! Ура!!! Какое счастье!
...А неведомые колдуны в своих паучьих углах, наверное, плакали и кусали кулаки в бессильной досаде.
ФАКТ
Исправить ситуацию можно за счет посева однолетних травяных культур: кормового проса, суданской травы, овса, рапса и пр. Этот вариант рассматривается управлением сельского хозяйства как главный.
Цифра
40 центнеров сена на зиму требуется, чтобы прокормить одну корову.
Комментарий
Александр Шарабарин , начальник отдела земледелия Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края:
– В некоторых районах сенокос не хуже, чем в прошлом году: в Петропавловском, Смоленском, Усть-Калманском. Там все идет хорошо. Критическая ситуация – в западных и юго-западных районах края, в Кулундинской и Алейской степях. Но все неравномерно, локально. В одном селе сухо, в соседнем – дожди. Сейчас мы анализируем ситуацию. Ожидаются июльские осадки, надеемся, что они и степь захватят. Будем проводить дополнительные посевы однолетних трав. Все варианты просчитываются – главное, конечно, не упустить поголовье КРС. Ситуация на территории края неоднозначна – в Алейском районе, например, часть посевов попала под градобой, – но, повторюсь, она в большинстве районов вполне удовлетворительна.А сено, конечно, дорожает. Чего вы хотите: горючее в прошлом году было 17 рублей, в этом – 25 и более. Естественно, это влияет на конечную цену независимо от погодных условий.