Женская беседа о спорте, в котором нужно спорить с гравитацией

июль 12, 2008

«Среди девушек в нашем крае равных Саше нет», – говорит тренер Борис Соборов про свою воспитанницу Александру Шамсутдинову. В свой 21 год она четырехкратная победительница зимних чемпионатов России по прыжкам в высоту, победительница Кубка России.

Только за июнь Саша трижды была за границей на коммерческих соревнованиях, успела заработать «золото» на Всероссийской универсиаде и «серебро» на молодежном первенстве страны.

– По силе она уже давно мастер спорта международного класса, просто не выполнила этот норматив, потому что прыгать негде, – сожалеет Соборов. – 40 лет назад рекорд Алтайского края среди мужчин равнялся сегодняшним достижениям Саши.

«СК» поговорил с прыгуньей на новом легкоатлетическом стадионе, который сейчас оборудуют в краевом училище олимпийского резерва. Здесь впервые в крае появился нормальный сектор для прыжков в высоту.

– Мои детские мечты не сильно разнятся с тем, что в итоге получилось. Я хотела быть стюардессой. И вот – летаю. Только над планкой.

– Какие чувства испытываешь к планке перед прыжком? Хочешь, чтобы она приросла к стойкам или стала ниже?

– Конечно, не очень-то охота, чтобы она падала. Перед прыжком я подхожу к ней, измеряю высоту глазами, подпрыгиваю. Все это делаю, чтобы она не казалась мне такой высокой и страшной.

– Кстати, сильно она может ударить?

– Может! Если ее неудачно собьешь, она может упасть на маты, и ты приземлишься на нее сверху. Очень больно позвоночнику. Хорошо, что такое редко случается.

– Из-за чего прыжок может не получиться?

– Да по-разному. Если нет настроя. Если это не сильно важные соревнования.

– Ты ловишь кайф от того, что берешь высоту?

– Да, бывает! Такие ощущения, как будто взлетаешь.

– Какой была первая взятая тобой высота?

– Кажется, 145.

– А сейчас сколько берешь?

– Мой личный рекорд – 192. А рост – 174,5 см . Было как-то непривычно, когда высота перевалила за отметку моего собственного роста: неужели такое возможно? А сейчас уже все равно. На планку я вообще большого внимания не обращаю. Мы с тренером ставим цель – сколько надо прыгнуть. И я стараюсь не делать ошибок.

– Какой рекорд сейчас в женских прыжках в высоту?

– 209. Мне до него еще ой-ой-ой!

– Рост сильно важен?

– Ну, конечно, охота быть повыше, хотя бы 180… Но с другой стороны, если рост под 190 – тоже тяжело.

– А с весом как? Нужно себя контролировать?

– Да, я стараюсь держать вес. Конечно, не сильно себя ограничиваю, но если чувствую, что напал жор, пытаюсь остановиться. Мне, например, больше 55 килограммов набирать нельзя. Но все равно за фигуру всегда переживаю: охота где-то добавить – там, где кости торчат, а где-то, наоборот, убавить.

– А на чисто девичьи дела время остается – салоны, магазины, молодой человек, наконец?

– Времени на салоны, магазины, дискотеки нет. Только по праздникам. А молодой человек у меня есть. Он тоже прыгает. Только в длину.

– Саш, а почему ты когда-то выбрала именно высоту?

– Не виноватая я, она сама пришла! Я вообще в спорт попала так: хорошо пробежала за школу и меня отправили тренироваться, решили, что надо дальше развиваться. А Борис Николаевич решил (тренер. – Прим. авт.), что надо еще дальше.

– Ты довольна своим выбором?

– Мне нравится то, чем я занимаюсь, и то, как проходят мои дни. Мне кажется, если бы не спорт, я бы очень обленилась. Правда, были моменты, когда я хотела послать все это куда подальше. Но ни родители, ни друзья, ни тренер не дали мне это сделать. Меня буквально держали, говорили: «Потом жалеть будешь». Дело было, когда я училась в восьмом классе. Мне гулять хотелось, а тут тренировки, тренировки… В общем, все меня окружили, и я сдалась.

– Тебя спорт когда-нибудь доводил до слез?

– Да чего только не было! Я вообще с детства нытик и плакса.

– Как думаешь, ты сможешь когда-нибудь зарабатывать своим делом?

– Я тренируюсь не только для того, чтобы зарабатывать. А начинала я тем более не для этого. Деньги, конечно, тоже имеют значение. За последний месяц я три раза была за границей на коммерческих соревнованиях – в Греции, в Германии и Литве. Но деньги – это не цель. Цель – прыгать так, чтобы все запомнили.

Цитата

Александра Шамсутдинова :

– Мне как-то предлагали переехать в Москву. Подошли после соревнований и предложили: «А не хочешь ты учиться и прыгать в столице?» Я отказалась и сейчас об этом не жалею. Но я понимаю, почему спортсмены принимают подобные предложения. Просто здесь не всегда есть условия для подготовки и не всегда ценится труд спортсмена. Есть такие виды спорта, где ребята за свой счет ездят на чемпионаты России. В легкой атлетике, слава богу, такого нет. Если бы было, то вполне возможно, что и я бы согласилась на какое-то предложение. Патриотизм тоже может заканчиваться. И у каждого здесь своя планка.

Пароль – «ключик»

Борис Соборов , заслуженный учитель России, тренер высшей категории:

– Прыгуны встречаются очень редко. Может быть, один человек на тысячу. Но я думаю, что когда-нибудь человек с помощью мысли и сознания научится подниматься над землей.

На всех нас действует одна штука – гравитация. Для того чтобы высоко прыгнуть, нужно во время разбега сохранить очень вертикальное положение тела, а горизонтальную скорость при прыжке перевести в вертикальную. Еще нужно быть пластичным и ловким, чтобы облететь планку, которая мешает.

Скорость, координация и пароль «ключик» – вот все, что нужно. «Ключик» – это психологическая установка. Сначала учишь спортсмена, чтобы от зубов отскакивало: плечо нужно так держать, ноги – так, подбородок эдак. А потом моментально при слове «ключик» у него, как в компьютере, включаются все органы.

Высотников у нас в крае почти не было, потому что не было ни стадиона, ни подушек. Все мастера спорта, которые у нас сейчас есть (а их пятеро, включая Сашу), вышли из школьного спортзала. На соревнования было стыдно ездить, над нами подтрунивали: «А-а, это те, у кого всего три дорожки? Ну и как, четвертую не построили?» Зайдешь на любой сибирский стадион, аж дух захватывает, домой вернешься – тьфу… Когда у меня детей забирали в другие регионы, я ничего не мог поделать. Я нашему прославленному тренеру Захарову незадолго до его смерти говорил: «Знаешь, а у меня ведь получилось сделать мастеров спорта в школе». «Ну, почти Страдивари», – сказал он мне. Вот почему Саша сейчас не на Олимпиаде. Сегодня мы впервые за много лет прыгнули в нормальном секторе.

Справка

Мировой рекорд 2 м 9 см установила в 1987 году болгарская спортсменка Стефка Костандинова.