Барнаульские рантье и хостелы ударили по гостиничному бизнесу

декабрь 24, 2014

К концу этого года барнаульские отели констатировали снижение числа постояльцев по сравнению с прошлым годом. Одни связывают это с наступающим кризисом, другие — с расширением рынка за счет полулегальных средств размещения, которые в последние годы развивались особенно активно. Российские законы никак этому не препятствуют. Поэтому крупным зарегистрированным отелям все труднее конкурировать с маленькими неофицальными соперниками.

В Барнауле презентовали третий хостел "Арбуз".

В Барнауле презентовали третий хостел "Арбуз".
Татьяна Крикун

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Сегодня посчитать представителей гостиничного рынка в Алтайском крае сложно. По данным краевого управления по туризму, в регионе работает более 600 средств размещения. При этом у краевого управления миграционной службы есть сведения только о 275 предприятиях, которые оказывают услуги гостиничного типа. Это значит, что о прибывших постояльцах в УФМС регулярно сообщает, как это положено для гостиниц по закону, лишь часть компаний. Сертификация гостиниц по стандартам с 2003 года в России носит добровольный характер. "Звездная" классификация так и не стала обязательной. Станет ли она таковой и когда, пока неясно.

Пробелы в регулировании отрасли способствуют хаотичному росту рынка гостиничных услуг как в районах, так и в краевом центре. Все больше точек оказывают такие услуги, официально вообще не являясь отелями.

Например, за последний год в Барнауле появилось несколько новых хостелов (мини-отелей по типу общежития). Если пару лет назад в городе было лишь одно такое учреждение, сегодня их не менее шести. Такие места для ночлега оттягивают на себя приезжих иностранцев, привыкших к европейской системе хостелов, юношеские спортивные сборные и часть бизнес-туристов.

Екатерина Звягинцева,
директор барнаульского хостела “Достоевский”:

Я не считаю гостиницы своими конкурентами. Но знаю, что они нас таковыми считают и очень хотели бы нас выжить. Но, по-моему, наши посетители — изначально особый сегмент, который не готов платить за ненужные удобства. Хостелы — только для тех, кому нравится всегда находиться в компании и знакомиться с новыми людьми, самостоятельно готовить еду.

Койко-место против номера

Первые хостелы "Желтая подводная лодка" и "Арбуз" в Барнауле открыли руководители гостиниц "Турист" и "Русь". Под "Лодку" выделили площадь на техническом этаже гостиницы; для "Арбуза" построили отдельное здание. Но все новички направления в городе, как указывают старые игроки рынка, размещены в обычных жилых зданиях. Для старта такого бизнеса в России сегодня достаточно найти площадь в жилом фонде, сделать ремонт и дать рекламу в интернете. Дальше в арендованные комнаты нанимают администратора-уборщицу и посуточно продают места на двухъярусных кроватях (по 6–8 мест в одной комнате). Питаются гости на общей кухне, моются в общей ванной.

Алексей Кочубеев,
учредитель хостела “Изба”:

Фактически мы являемся арендодателем спального места с дополнительным сервисом. Наша деятельность не регламентирована так жестко, как у гостиниц. Недавно мы приобрели противопожарную систему, например, хотя по закону хостел не обязан этого делать.

Некоторые барнаульские отели-общежития стараются придерживаться тех правил, которые могли бы игнорировать: отправляют отчеты в УФМС, платят налоги. В таких средствах размещения нельзя ни употреблять алкоголь, ни курить. Они налаживают отношения с соседями в домах, где расположены. К примеру, Екатерина Звягинцева регулярно моет весь подъезд, а Алексей Кочубеев вкладывается в ремонт дома.

Это нужно для того, чтобы после относительно легкого старта привлечь постояльцев. Хостел проще и во много раз дешевле организовать по сравнению с классической гостиницей, но дальнейший успех вовсе не гарантирован и зависит от наработанной клиентской базы. Год назад в Барнауле открывался хостел "Акварель", но он в итоге закрылся. Новосибирской франшизой "Достоевского" в Барнауле тоже владеет уже не первый предприниматель.

Но есть и удачные примеры. Например, буквально под боком у крупнейшей гостиницы города "Барнаул" три месяца назад расположился хостел с таким же названием. Ее владелец Константин Браун одинаково успешно работает сразу на двух рынках, на которые не первый год сетует директор гостиницы "Барнаул" Сергей Воронов: кроме хостела Браун также владеет квартирами, которые больше пяти лет сдает посуточно. У него наработана клиентская база. И, по словам этого "рантье", его хостел всегда заполнен минимум наполовину, а по выходным занят весь.

Хостелы и посуточная сдача квартир привлекают экономных клиентов и размывают ценовую политику на рынке. Стоимость места в алтайском хостеле — 250–500 рублей в сутки. А стандартного одноместного номера в гостинице — минимум 1 тыс. рублей.

Кризис не для рантье

Около года назад Сергей Воронов указывал на то, что квартиры, которые сдаются посуточно, занимают в городе чуть ли не половину всего рынка гостиничных услуг. Такое жилье стабильно дешевле гостиничного номера, аналогичного по площади, в 1,5–2 раза. Как указывает директор гостиницы "Турист" Виталий Несчетов, большинство барнаульских отелей заполняют командировочные приезжие — и именно таких "сманивают" посуточные арендодатели. Например, Константин Браун, по его словам, сдавал квартиры приезжим сотрудникам "Барнаултрансмаша", а также БЮИ.

Виталий Несчетов,
директор гостиницы "Турист":

Владельцы квартир не платят налоги. А мне в стоимость номера нужно включить плату во множество инстанций. Потому они и выигрывают за счет демпинга.

По поводу этой проблемы в прошлом году собирали "круглый стол" с краевыми чиновниками разных ведомств. Но пришли лишь к тому, что пока законодательных механизмов для ограничения посуточной аренды квартир нет. Так что этот теневой сегмент продолжает развиваться.

В этом году на ноябрьском заседании ассоциации региональных отельеров "Алтайское гостеприимство" участники рынка заметили снижение спроса на свои услуги по сравнению с прошлым годом. Пока среднегодовая загрузка у большинства остается прежней — в районе 40–60%. Этого достаточно, чтобы быть рентабельными. Но тренд снижения загрузки на 10– 15% уже отмечают в столицах и связывают его с общей негативной экономической и геополитической обстановкой в мире. Иностранцы в этом году ехали в Россию менее охотно, а граждане стали экономнее.

Руководители гостиниц отметили, что даже госорганы ужимают расходы для своих командированных. Все это сулит непростой 2015 год для барнаульских отельеров и играет на руку их нелегальным "дешевым" конкурентам. В отличие от них, гостиницы предлагают сервис и гарантии безопасности, но не всем в наступающем году это будет по карману.

Как живут участники гостиничного рынка столицы края

Помогло наводнение

Юлия Лапшина,
заведующая гостиницей "Аэропорт":

Раньше экипажи всегда отдыхали в гостинице после рейсов. Сейчас для большинства из них часы отдыха убрали из общего времени, которое считается рабочим. А те, кто по-прежнему может отдыхать (обычно с международных рейсов), повысили требования к гостиницам. Сегодня обучение командира экипажа и пилотов для полета на зарубежных бортах стоит дорого. Их обучают за счет компаний и буквально носят на руках. Поэтому экипажи компаний "Аэрофлот", "Северный ветер" и других размещаются в гостиницах "Центральная", "Барнаул" и т. п. А в нашей гостинице, например, нет общепита и лифта; клиенты жалуются. Однако в этом году у нас было гораздо больше постояльцев, чем планировалось, — загрузка больше 60%. Это объясняется весенним наводнением: в мае-июне к нам прилетало очень много самолетов и вертолетов, которые привозили технику, необходимую для спасательных операций и ремонта мостов.

Все под номера

Людмила Нечаева,
директор мини-отеля "Ника":

У нас небольшой отель — 12 номеров, мы работаем на рынке 11 лет. Разброс цен у нас — от 900 рублей до 3,9 тыс. рублей в сутки. Среднегодовая загрузка где-то 54%, в этом году несколько пониже. В плане услуг шведский стол в нашем случае даже не обсуждается: нерентабельно. Но мы предоставляем гостям завтраки стоимостью около 200 рублей. Пробовали также регулярно предлагать обеды и ужины, но не пошло: гости предпочитали кушать в других местах. Сейчас делаем трехразовое меню по заказу. Из дополнительных услуг есть и сауна, и тренажерный зал. Но не могу сказать, что они пользуются большим спросом. Поэтому я приняла решение о реконструкции. Что бы я ни делала, для увеличения рентабельности нужны еще номера. В подвальном помещении моей гостиницы можно пробить небольшие окна, и это позволит получить еще номеров пять.

Общежитие в памятнике

Алексей Кочубеев,
владелец хостела "Изба":

Наш дом — уникальный памятник деревянного зодчества. В его ремонт мы уже вложили не менее 1,5 млн. рублей: перекрыли крышу, отремонтировали крыльцо и подъезд, провели газ. Так что с соседями у нас хорошие отношения. В силу того, что у нас пока мало опыта в продвижении такого продукта, а рекламные бюджеты невелики, мы пока не можем как следует раскрутиться. Мы зарегистрированы на крупнейших площадках интернет-бронирования, сейчас вкладываемся в продвижение сайта, чтобы в поисковиках он выдвигался одним из первых. Планируем попробовать и оффлайн-рекламу. Но пока хостел приносит больше удовольствия, чем денег. Сейчас для хостелов не сезон: летние месяцы приносили нам больше прибыли.

Рынок в цифрах

Смотрите также: