декабрь 26, 2014
Барнаул приобретает праздничный облик. Здания одно за другим постепенно окутывают километры гирлянд. На центральных улицах, у магазинов и предприятий вырастают обязательные символы Нового года – Дед Мороз и Снегурочка. А вот в Центральном парке встретят своих гостей персонажи из полюбившихся советских мультиков. Там в скором времени появятся пять ледяных и девять снежных фигур по мотивам сказок Александра Пушкина. Сказочный снежный городок откроется 27 декабря. "Читай!город" узнал, как работают настоящие мастера.
На пл. Сахарова начали строить ледовый городок.
altapress.ru
Работа над фигурой начинается с подготовки эскиза, будь она снежная или ледовая. Кто-то будущего героя прорисовывает на бумаге, уделяя особое внимание мелким деталям, а кто-то делает уменьшенную фигуру, изготавливая ее в объеме из самых разнообразных материалов. Сергей Мозговой лучшим материалом для эскиза считает пластилин. С ним он и работает. "Так мастер может проработать каждую деталь фигуры. Он видит ее в объеме", – рассказывает Сергей.
Скульптор еще на этапе изготовления эскиза работает над образом и стилем своего героя. Прежде всего художник ориентируется на желание и задание заказчика. Именно заказчик в большинстве случаев задает тему всего городка.
Большое значение на этапе проектирования имеют уже сложившиеся в коллективном сознании образы. "Вспоминаем и открываем старые книжки. Рассматриваем иллюстрации героев и берем такой образ, который будет знаком и взрослому, и ребенку, – рассказывает Сергей. – Например, наш Винни-Пух – он и есть Винни-Пух. С горшочком меда и удивленными глазами. Его такого узнает каждый".
Требования к фигурам, сделанным из снега, диаметрально противоположны тем, что предъявляются к ледяным. Потому что в одном случае технологически мастер срезает все лишнее, в другом – наращивает и соединяет.
Работая со снегом, мастера в первую очередь исходят из желания сделать вещь монолитную: детали или части фигуры не должны выпирать, иначе под воздействием погоды или не самых добрых намерений горожан фигура свой первоначальный внешний вид быстро потеряет.
При изготовлении ледовых фигур скульптор отталкивается от размеров подготовленного материала. "У нас изначально так повелось, что лед заготавливают "кирпичами". Ну, оно и понятно, он идет для строительства городка – его заборов и башен. А вот для скульптуры это не тот формат", – рассуждает алтайский скульптор. Поэтому части ледовых фигур сращиваются и спаиваются с помощью особого "цемента" – воды.
Помимо этого, скульпторы, изготавливая фигуру изо льда, работают над световым решением: светодиодами, гирляндами и фонариками. В фигуре необходимо создать полость для размещения проводов. А для того чтобы равномерно и максимально незаметно распределить световые потоки, нужно хорошо обработать не только внешнюю сторону фигуры, но и внутреннюю. Если изнутри лед в одном из мест будет торчать, как полочка или зазубрина, на нее будет падать снег. В скором времени, скопившись, он будет виден через стенку фигуры и испортит общее впечатление.
Хороши те ледовые фигуры, у которых не видны "технологические швы". Их можно прятать в складки одежды героя или пространство между туловищем и его рукой. Конечно, все обыграть не получится. Поэтому наиболее эффектно смотрятся те скульптуры, которые сделаны из максимально большого куска льда.
"Соответствующим образом нужно осмысливать и подгонять под фигуру материал. Учитывать толщину ледовой пластины, – рассказывает Сергей Мозговой. – Ведь лед позволяет прорабатывать тонкие, сияющие прозрачные детали. Различные способы обработки, свет и тени дают дополнительные возможности для скульптуры".
Ледовая работа раскрывается в свете и цвете. "Взгляните на фоторепортажи с ледовых фестивалей. Наиболее удачные фото – это фото в темное время с подсветкой. Днем ледовая фигура сморится иначе – она становится прозрачной и голубой от солнца и цвета неба. Ее можно сравнить с алмазом в стакане воды", – замечает Сергей.
Если успех ледовой скульптуры заключается в цвете и сиянии мелких деталей, то у снежной фигуры главный критерий – количество граней. Снежная фигура изготавливается из плотного снега, в котором не должно быть камней и грязи. Тогда мастера могут получить необходимую графичность. Большую роль играют тени, они создают объем и эмоцию. Иногда автор нарочито использует размашистые срезы. Для скульпторов такой ход сравним с широкими мазками в живописи.
На погоду строители снежных городков внимания не обращают. В этом деле главное правильно одеться. Сильный мороз? В ход идет маска и пара варежек. Фигуры не будут ждать лучших времен. "Оптимальная погода для строительства – без метели и ветра. Идеальная температура -9…-10° С. Такие условия хороши для строительства любой фигуры хоть из снега, хоть изо льда", – рассказывает Сергей Мозговой.
Ко льду в мороз лучше не прикасаться: он будет трескаться и даже крошиться. Происходит это из-за воды при попытке скрепить части ледяной фигуры. Иногда россыпью трещин фигура покрывается даже от случайно упавшей капли жидкости.
Со льдом будет сложно справиться и если столбик термометра приблизится к нулю. Логично: он начнет таять. Спаивание частей становится сложным, а иногда невозможным.
Возникающий в ходе работы брак мастера исправляют заменой составляющих. Но поломки можно и не допустить, достаточно учесть влияющие на строительство факторы. "Конечно, если это произошло во время работы, то по мере возможности мы исправляем повреждение, – говорит Сергей. – Но просчет таких вариантов должен идти с самого начала. И начинается все с заготовки материала. Мы осматриваем лед и снег, с которым нам придется работать, и выбираем такой, где нет вкраплений грязи, камешков, мутностей, ну и, конечно, мелких трещинок".
Для художников кисть – продолжение руки. Так можно сказать и про скульпторов. Только вместо кистей у них бензопилы, топоры и тяпки. Кроме них в ход идут инструменты для работы с деревом. "Для льда нужен острый угол заточки. Он должен быть острее, чем у инструментов для дерева. Почти в два раза", – говорит Сергей. Когда резец топора или тяпки хорошо заточен, инструмент создает абсолютно ровную поверхность. Если на инструменте есть зазубрины, то скорость обработки и качество упадет в разы.
Есть инструменты, на которых зазубренность создана специально. Они делают поверхность льда матовой.
Некоторые приспособления скульптора вполне бытовые. Например, утюг. Скульптору он необходим для превращения поверхности в идеально ровную гладь. "Кто-то нагревательные плиты с собой таскает, чтобы потом на них разогревать ледовые пластины, – рассказывает Сергей Мозговой. – Так можно спрятать швы. Такие горячие инструменты хороши для обработки стыков, когда мастер утюгом выравнивает поверхность".
Для выравнивания поверхности снежных фигур используются кухонные терки. Иногда терки идут в ход для создания эффекта матовости и шершавости.
У льда есть особое свойство. Если он постоит в естественной атмосфере от нескольких часов до суток, то у него начинают затягиваться внутренние трещинки. Лед приобретает ровный тон и цвет.
Это еще один способ избавления от брака – дать материалу отдохнуть. "Когда лед только-только вытащили и напилили, он в себе держит какую-то мутность и белесость. Мы оставляем его постоять сутки-другие, и он обретает прозрачность и блеск, – говорит Сергей Мозговой. – Такое правило восстановления действует и уже на готовых фигурах".
Солнце для снега подчас губительно, даже если на улице холодно. Он начинает подтаивать, а ветер стирает тонкие черты фигур. Если в снежной массе вкрапления грязи, то снег вокруг них в скором времени начинает таять.
От 4 до 10 дней у скульптора может уйти на изготовление снежной или ледовой конкурсной фигуры.
Смотрите также: