июль 28, 2008
Предприятия стройиндустрии Алтайского края в последние несколько лет активно занимаются модернизацией и диверсификацией производства. Одним из лидеров по реализации новых проектов является Новоалтайский завод железобетонных изделий имени Г. С. Иванова (НЗЖБИ).Евгений Клейнатовский рассказывает о том, как модернизируется это предприятие.
НЗЖБИ - это предприятие с почти пятидесятилетней историей не так давно испытывало финансовые трудности. А его возрождение многие участники рынка связывают с приходом в 2006 году на пост генерального директора опытного топ-менеджера Евгения КЛЕЙНАТОВСКОГО. Сегодня он рассказывает «ВД» о том, как удалось вывести НЗЖБИ из кризиса.
«Мы не стали банкротить завод»
– Евгений Давыдович, в каком финансовом положении находился НЗЖБИ, когда вы пришли туда в апреле 2006 года?
– Не в лучшем состоянии. В 2002 году завод замахнулся на ведение строительной деятельности, не рассчитав своих возможностей. Возник дефицит финансовых средств, который покрывался за счет кредитования. Годовой объем реализации продукции практически сравнялся с размером задолженности по кредитам. У предприятия появились большие долги в связи с неплатежами.
– Компания «Алтайинвестгрупп», где я тогда работал, была одним из основных кредиторов НЗЖБИ. Мы не стали запускать процедуру банкротства. В структуре кредиторской задолженности 80% занимали долги нескольким банкам края. Обанкротить завод значило бы «кинуть» банки. Это привело бы к потере деловой репутации предприятия. Поэтому процедура антикризисного управления заключалась в реструктуризации кредитов.
Мы получили понимание и поддержку всех банков. Удалось отсрочить платежи по кредитам, а в это время заняться наведением порядка в финансовых вопросах. Кроме того, пришлось навести порядок и с собственностью завода. Большинство капитальных вложений предприятия находилось на участках, которые не были юридически оформлены. Строили без разрешения, по непонятным договоренностям. Ситуация складывалась сложная: нужно было рассчитываться по многочисленным кредитам, в активах предприятия пустота, имущество оформлено на посторонних лиц… Все это могло плохо закончиться.
За первый год моей работы в качестве топ-менеджера через переговоры и официальные обращения в правоохранительные органы предприятию было возвращено имущества на 60–70 млн. рублей: объекты недвижимости, земельные участки, материальные средства. Затем мы занялись интенсификацией работы основного производства. Большое внимание было уделено как производству железобетона, так и строительному сектору. При сохранении всех рабочих на предприятие привлекли новые кадры. Была сформулирована программа по переводу завода на работу в две смены вместо одной. Также был составлен план выхода на рынки других регионов – Новосибирской, Кемеровской областей, Тюмени.
– Как раз за счет начала работы в две смены и выхода на новые рынки.
В конце строительного сезона 2006 года было принято решение о переходе на двухсменный режим работы. У этого шага были «за» и «против». Противники идеи задавали вопрос: «А куда сбывать всю эту продукцию?» Однако мы решили в сезон затишья перестроить организацию производства, так как сделать это на подъеме спроса просто невозможно. Всю зиму мы работали с нулевой рентабельностью. Зато удалось наладить работу в две смены, набрать и обучить новых специалистов. Вот уже два года мы работаем в двухсменном режиме. Раньше завод действовал пять дней в неделю по восемь часов, иногда людям приходилось трудиться и в субботу. Теперь он функционирует семь дней в неделю по 12 часов. У рабочих «железнодорожный график»: два дня работают по 12 часов, два дня отдыхают.
«Мы хотим занять эту нишу»
– В нашей стратегии развития, утвержденной советом директоров, сказано: необходимо развивать производство строительных материалов. А к ним относятся железобетон, кирпич, дерево и многое другое. Поэтому мы не концентрируемся только на железобетонных изделиях, а пытаемся наладить выпуск и другой продукции.
Кроме того, по моему мнению, будущее – за серьезными комплексами по производству стройматериалов. Такие предприятия стройиндустрии могут серьезно влиять на весь строительный рынок.
– Уже оформлены документы на земельный участок, где расположится новое производство. Площадь участка составляет несколько гектаров. Он примыкает к территории НЗЖБИ. Это хорошо, поскольку у нас есть соответствующие коммуникации, энергоснабжение и т. д.
Около восьми месяцев ушло на поиск сырья для производства кирпича. Были заключены договоры с двумя независимыми лабораториями в Германии. Они исследовали образцы глин с разных месторождений. В итоге мы нашли подходящее месторождение и обратились в органы власти для получения лицензии. В конце мая наше предприятие получило разрешение на разработку месторождения Сорокинское-2 в Заринском районе.
Предполагаемый объем инвестиций в этот проект оценивается в 750 млн. рублей. Строительство завода начнется в 2009 году, а завершится в 2011-м. Что касается объема выпуска, то нами рассматриваются два варианта – 35 млн. штук или 70 млн. штук в год. Мы склоняемся ко второму, поскольку типовые кирпичные заводы имеют именно такой объем выпуска. Красный облицовочный кирпич в крае никто не производит. Мы хотим занять эту нишу. Вообще, нам интересно производство отделочных материалов.
– Завод расположен в Новоалтайске. С точки зрения логистики мы можем работать как на рынок Алтайского края, так и на Новосибирскую область. Там высокий спрос на подобный кирпич. Я считаю, что наш завод будет конкурентоспособным.
– Бетоносмесительный завод нами уже построен. Линия по выпуску плит – тоже. Правда, при пусконаладке по вине неграмотных наладчиков с ней начались некоторые проблемы. Сейчас мы пригласили более квалифицированных специалистов и в конце августа планируем запустить линию. Объем инвестиций в проект превысил 100 млн. рублей. При полной загрузке годовой объем производства составит 200 млн. рублей в денежном выражении.
– Получено положительное решение о предоставлении компенсации части процентной банковской ставки в рамках краевой инвестиционной программы. Но компенсацию мы пока не получили, поскольку еще не ввели оборудование в эксплуатацию.
«Главное – качество управления»
– Раньше базовым направлением завода было промышленное строительство. Сейчас мы производим продукцию исходя из потребностей рынка, а они больше ориентированы на строительство жилья. Производство стройматериалов для промышленных объектов увеличится только с ростом спроса на них. А это произойдет в том случае, если основной инвестор – государство – будет вкладывать деньги в строительство сельскохозяйственных объектов, зданий общественного назначения. Пока государство занимается этим крайне незначительно.
– Мы реализуем продукцию в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях, Красноярском крае. Выход в другие регионы России, помимо уже освоенных рынков, мы пока не планируем. Это связано с высокой стоимостью транспортной доставки.
У нас традиционно были деловые отношения с Казахстаном. Наш завод отгружал туда трубы. Когда велось активное строительство в Астане и других городах, спрос на нашу продукцию был довольно высок. Сейчас в Казахстане финансовый кризис, что косвенно сказалось на НЗЖБИ – отгрузка труб туда прекратилась.
– Действительно, система внедряется уже три года. Два года назад мы могли получить сертификат. Посоветовавшись со специалистами, я пришел к такому выводу: документ нам могут дать, но соответствует ли ему система управления на предприятии?
Мы начали вновь осмысливать, что такое система менеджмента качества. И поняли, что это не борьба за качество, а качество управления. Только качественное управление может дать позитивный результат. Мы не слепо следуем циркулярам, а пытаемся вникнуть в суть собственных процессов. Ведь любой процесс можно формализовать до маразма. Чем больше формализации, тем больше документов. В таком случае предприятие будет заниматься бумажной работой.
– Необходимо дальше развивать производство стройматериалов, интенсифицировать работу строительного управления предприятия, построить кирпичный завод и ввести в эксплуатацию мини-ТЭЦ. Кроме того, нужно усилить автоматизацию производства и снизить долю ручного труда.
Досье
Кто такой Евгений Клейнатовский
Евгений Давыдович Клейнатовский родился 20 августа 1977 года в Новокузнецке. Окончил Московский институт экономики и права по специальности «юриспруденция». Работал в должности заместителя генерального директора в компании «Алтай-кокс» и исполнительного директора на «Алтайвагоне».
В июле 2006 года Евгений Клейнатовский стал гендиректором Новоалтайского завода железобетонных изделий имени Г. С. Иванова.
Также является депутатом Алтайского краевого Законодательного собрания от города Новоалтайска.
Евгений Клейнатовский женат, воспитывает двоих детей. Увлекается чтением художественной и исторической литературы, занимается спортом, активным отдыхом на природе.
О чем еще рассказал Евгений Клейнатовский
О транспортном налоге
– Я как депутат не принимал участия в голосовании по поводу краевого закона о транспортном налоге. Почему? Из-за несогласия с этим документом. На заседании комитета я спросил: «Почему налог поднимается, а отчет об использовании этих средств за последние два года никто не видел?» И предложил затребовать у «Алтайавтодора» отчет о расходовании денежных средств и эффективности их использования.
О социальной обстановке в Новоалтайске
– В АКЗС я представляю интересы Новоалтайска. Хотелось бы, чтобы к городу проявляли больше внимания. Разница цен на жилье и географическая близость к Барнаулу привели к тому, что Новоалтайск за последние 10 лет превратился в «сточную канаву». Приличные люди стремились из города уехать. Не совсем благополучные в социальном плане граждане продавали жилье в краевом центре и переезжали в Новоалтайск. В итоге туда перебралась так называемая «яма», а Белоярск стал центром краевой наркоторговли. Сегодня от этого Новоалтайск начинает задыхаться. Убийств и тяжких преступлений там происходит на порядок больше, чем в Барнауле. Поэтому одна из моих главных задач как депутата – улучшение условий жизни в Новоалтайске.
О Владимире Иванове
– Недавно прошло 100 дней с тех пор, как Владимир Иванов вступил в должность главы администрации Новоалтайска. За это время динамика работы администрации значительно улучшилась по сравнению с работой при прежнем составе. Владимир Иванов проявил высокую работоспособность, напор в решении сложных проблем. Думаю, настало время системных изменений в городе, для чего должны быть объединены усилия администрации, депутатов, общества и основных промышленных предприятий. Совместная работа – основной залог успеха.
Специальный вопрос
– Если в структуре строительного холдинга есть серьезное предприятие по производству стройматериалов, все остальное достаточно просто. Трудно конкурировать в том случае, когда слаба производственная база.
Кстати, с опорой на производство выстроена «Производственно-инвестиционная корпорация», основу которой составляет КЖБИ-1. КЖБИ-2 также выстраивает вокруг себя ряд строительных компаний.
Что мы знаем о НЗЖБИ
Новоалтайский завод железобетонных изделий (НЗЖБИ) начал свою работу 30 декабря 1960 года. В 1988 году предприятие перешло на хозрасчет и самофинансирование, в 1989 году коллектив взял завод в аренду. Позже НЗЖБИ был реорганизован в ОАО.
НЗЖБИ выпускает различные железобетонные изделия: плиты перекрытия многопустотные, балки стропильные, лестничные марши и т. д. В 2002 году, получив соответствующую лицензию, завод начал заниматься и строительством жилых домов в Барнауле и Новоалтайске. В 2004 году был сдан первый жилой дом НЗЖБИ на проспекте Ленина в Барнауле.