январь 15, 2015
Один мой приятель осенью попал в аварию: грузовик перестраивался вслепую и хорошенько повредил левый бок его купе. Как только он получил от страховой первую выплату (30–40% от реального ущерба), сразу потратил ее на покупку необходимых запчастей, а потом занялся судебной тяжбой за остальные деньги. Она продолжается до сих пор, а ремонт он по разным причинам (прежде всего — финансовым) отложил на весну.
Сейчас становится ясно, как удачно он успел купить детали. Ведь по понятным причинам они тоже начали дорожать. Особенно заметно прибавляют в цене кузовные элементы. Эксперты уже отмечают рост цен на запчасти порядка 10% и прогнозируют дальнейшее увеличение их стоимости. Растет ценник и на малярные работы, поэтому мой знакомый переживает, что весной полученных от страховой денег ему может не хватить на восстановление машины.
А теперь вспомним, что с 1 декабря ущерб после ДТП по ОСАГО считают по единому каталогу. Адекватность приведенных там данных и так пока вызывает у экспертов-оценщиков изрядную долю скепсиса. А обновляться он будет раз в квартал. Соответственно указанные там цены будут стремительно терять актуальность, а рассчитанных по его данным компенсаций на ремонт едва ли хватит.
Уже сейчас заметен немалый разрыв между ценами, приведенными в каталоге, и рыночными. Для примера: сейчас на популярном интернет-магазине Exist.ru задний бампер на Lexus RX 270 стоит 69 тыс. рублей, а единый каталог выдает всего 25. Или другой пример — насос гидроусилителя на Toyota в едином каталоге стоит 20,3 тыс. рублей, а на Exist.ru — 43,7. При этом в начале декабря такой же, судя по отзыву на drom.ru, стоил в этом же магазине 25,5 тыс. рублей. Еще в декабре доводилось читать, что средняя разница между ценами на запчасти в каталоге и прайс-листах официальных дилеров составляла примерно 60%. Теперь этот разрыв наверняка увеличился.
Разговаривал на этот счет с парой профессиональных оценщиков. Они еще только привыкают работать по единой методике, судебная практика по таким расчетам еще не сложилась. Но говорят, что если в суде будет доказано, что расчет не покрывает реальных издержек, судебная экспертиза может быть по требованию суда проведена по рыночным ценам. Но опять же, пока пройдут экспертизы, суды и человек получит деньги, пройдет не так мало времени, чтобы цены не успели подскочить вновь. И в любом случае это дополнительные траты времени и нервов.
Напомню также, что стоимость поврежденных деталей к тому же высчитывают с учетом износа. То есть до 50% от трат на новые запчасти можно смело вычитать. Получается, что на компенсацию если и выйдет починить машину, то только поискав дешевые и менее качественные китайские аналоги. Или ремонтировать качественно, но доплатив из своего кармана.
Искренне желаю, чтобы наступивший год прошел для вас без аварий.