Алтайские чиновники пообещали снизить административное давление на бизнес

январь 21, 2015

Алтайские чиновники оперативно отреагировали на требование послания президента Федеральному Собранию освободить бизнес от навязчивого надзора. На конгрессе предпринимателей, прошедшем в краевой столице накануне новогодних праздников, они заверили: административное давление снижается и будет снижаться.
Деловое сообщество восприняло их заверения без большого энтузиазма, хотя и с надеждой.

Организованной борьбе государства с чрезмерным интересом к бизнесу контролирующих структур в ушедшем году исполнилось 10 лет. Именно в 2004 году Владимир Путин подписал указы, запустившие реформу, одной из задач которой было как раз снижение бюрократического давления на бизнес. После этого взаимодействие бизнеса и инспекторов отрегулировали законами, а плановые проверки стали согласовывать с прокуратурой.

Но, судя по словам президента, перезагрузка вновь назрела. По данным алтайского бизнес-омбудсмена Павла Нестерова, за 2013-й и первое полугодие 2014 года на территории края органы контроля всех уровней (кроме межрегиональных) провели почти 48 тыс. проверок юрлиц и предпринимателей. Из них 27,8 тыс. — в отношении малого и среднего предпринимательства.

То есть каждый рабочий день в крае идет по 75 проверок малого и среднего бизнеса. И это по неполным данным. "Распространены случаи проведения внеплановых выездных проверок без согласования с прокуратурой, а также в отсутствие законных оснований", — говорит Нестеров. В итоговую статистику эти случаи не попадают.

А какова эффективность работы контролеров? Около 20 тыс. проверок (из 48 тыс.) закончились составлением акта об отсутствии нарушений.

Проверочная работа

Тема "навязчивого надзора" стояла на повестке дня всех форумов предпринимателей в крае. И, казалось бы, не напрасно.

Марина Панчук, начальник отдела прокуратуры края по надзору за соблюдением прав предпринимателей, сравнила число предложений о проверках со стороны контрольно-надзорных органов, поданных в прокуратуру на 2013 и 2015 годы. В первом случае они составляли почти 20 тыс., во втором — около 13 тыс. (Панчук подчеркнула при этом, что 70% этих проверок касаются социальных учреждений, а не бизнеса). Причем и эти "заявки" контролеров были урезаны — из сводного плана на 2015 год исключили порядка 2,2 тыс. проверок малого и среднего бизнеса.

Сократить число инспекционных походов к предпринимателям позволило и решение Роспотребнадзора и МЧС вообще не проверять сельхозпроизводителей в 2015 году — им ведь предстоит большая работа по импортозамещению. В МЧС, кроме того, исключили проверки всех малых бизнесменов, кроме двух категорий: тех, у кого сложилась "негативная проверочная история", и ведущих деятельность, связанную с массовым скоплением людей.

Более того, некоторые госорганы уже не имеют явных стимулов проводить проверки.

Константин Илясов,
зам­начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Алтайскому краю:

При оценке деятельности подразделения, которое делает Министерство чрезвычайных ситуаций, такие цифры, как количество наложенных штрафов и мер административного воздействия, отсутствуют вообще. С инспектора никто не требует, чтобы он с проверки приносил какой-то штраф.

 

И все же большого воодушевления у предпринимателей эти сообщения не вызвали.

Крик души

Павел Нестеров,
алтайский бизнес-омбудсмен:

Бизнес с пониманием относится к проверкам, связанным с нарушениями нормативно-правовой базы, там, где есть реальная угроза жизни и здоровью. Но когда проверка носит формально-бюрократический характер или, еще того хуже, заказной, это вызывает бурю негативных эмоций.

К тому же штрафы, которые платят предприниматели за нарушения, настолько велики, что не только приносят убытки, но и могут заставить приостановить деятельность или уйти в тень.

Криком души назвала свое сообщение о штрафах Эмма Лапина, директор управляющей компании "СЭБ" (Заринск).

Эмма Лапина,
директор управляющей компании "СЭБ":

С июля управляющие компании платят неимоверные штрафы за то, что на доме не выполнена какая-то работа: от 150 до 250 тыс. рублей. Независимо то того, где работает УК: в большом городе или в малом. То, что на выполнение этих работ нет денег, никого не интересует. Если провинился на пяти домах, ошибка умножается на 5.

 

Людмила Замышляева,
член правления АСП:

 

Штрафы по многим экономическим статьям доходят до миллиона рублей. Конституционный суд еще 25 февраля 2014 года указал на несоразмерность наказания деянию и приказал КОАП изменить. Мы вносили предложения, что первым наказанием должно быть предупреждение. Но нас не услышали.

 

Торпедируют жалобами

А между тем внеплановые проверки по количеству уже почти догнали плановые. Так, по словам бизнес-омбудсмена, из 48 тыс. проверок юрлиц и ИП внеплановыми были 20 тыс. То есть 41%. Почему проводят внеплановые проверки? Причина одна: жалобы.

"В каждом доме есть жилец, который придет в жилищную инспекцию и будет жаловаться, что его не устраивает все", — говорит Эмма Лапина.

Андрей Форнель,
член Общественного совета по предпринимательству при администрации Бийска:

 

Жалобы пишут все кто ни попадя, иногда это весеннее обострение, иногда потребительский терроризм. За каждым обращением обязательно следует проверка и в 90% случаев штрафы.

 

А липовые жалобы давно стали инструментом, позволяющим сделать ведение бизнеса невыносимым: можно написать "ложный донос" в госорган, подписавшись чужой фами­лией, и к предпринимателю придут проверяющие.

Более того, ежегодно в стране принимаются новые нормативные правовые акты, благодаря которым появляются новые основания для проверок. "28 декабря 2013 года был принят закон “О специальной оценке условий труда” — это, видимо, был новогодний сюрприз бизнесу. Мы оцениваем его как очередной продавленный заинтересованными лицами законодательный акт, направленный на кошмаривание бизнеса и вымогательство денег у предпринимателей", — сказала Людмила Замышляева.

По ее словам, теперь бизнес обязан раз в пять лет проводить лабораторную оценку по десяткам параметров в специализированной организации. А за отказ ему грозит штраф 200 тыс. рублей и приостановка работы.

Версия 2.0

Но теперь контрольно-надзорную деятельность ждет перезагрузка. Версия 2.0 уже изложена в проекте закона "О государственном и муниципальном контроле и надзоре", и она предполагает переход к риск-ориентированному подходу.

Как пояснил Павел Нестеров, интенсивность проверок будет зависеть от того, какие потенциальные угрозы имеют место в деятельности юрлица или предпринимателя, какой вред они могут нанести и какова вероятность этого вреда. Чем больше будут риски, тем чаще будут проводить проверки, и наоборот.

В прокуратуре подготовили законодательную инициативу, позволяющую исключить проверку по липовому обращению. "Сейчас при обращении в госорганы достаточно указать ФИО и изложить нарушение. Заявитель не обязан ничем это подтверждать. А у органов контроля есть обязанность проверить и дать ему ответ", — объяснила Марина Панчук. И управление Росприроднадзора уже проводит предварительную проверку обращений, проверяя в том числе персональные данные заявителя.

По завершении форума чиновники (а на форуме присутствовали представители Роспотребнадзора и ГУ МЧС) пообещали сократить число проверок предпринимателей на 30%. А к 2016 году законодательно будет закреплен запрет на проведение проверок субъектов, не имеющих нарушений. Не исключено, что этот подход будет применяться уже в 2015 году.

О чем еще говорили на форуме

О снижении налогов

Юрий Фриц,
председатель правления АСП:

При существующей налоговой системе то энергичное прорывное развитие, которое мы хотели бы видеть, наверное, невозможно. НДС слишком высок. Плюс этот налог уплачивается по факту отгрузки, а не по факту оплаты, то есть практически авансом. Плюс ответственность за недобросовестных контрагентов, и ответственность немалая. Налоговый орган зачастую может, даже не выслушав аргументов предпринимателей, доначислить такую сумму, которая ставит крест на предпринимательской деятельности.

Налог на прибыль в России заметно выше, чем даже у наших ближних соседей в Казахстане. Есть предприниматели, которые покидают наш регион и уезжают в Казахстан, где более низкая налоговая нагрузка, или другие регионы, где более высокая деловая активность, — Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург.

Говоря о снижении налогов, мы понимаем, что бюджет недополучит часть доходов. На наш взгляд, пришло время переходить к прогрессивной шкале подоходного налога. От нулевой ставки для маленьких ИП до 40–60% на доходы чиновников, руководителей госкорпораций, монополий и так далее.

Об ответственности чиновников

Людмила Замышляева,
член правления АСП:

Государство возмещает вред предпринимателю за неправомерные действия своих чиновников за счет бюджета, поэтому результат рассмотрения вопроса в суде чиновников не волнует. Статья 1081 Гражданского кодекса предусматривает возможность регресса работодателей к причинителям вреда, коими являются чиновники, действия или бездействие которых суд признает незаконными. Предлагаем предусмотреть в процессуальных кодексах (ГПК, АПК) обязанность судей при признании действий чиновников неправомерными одновременно принимать решение о возмещении ими вреда (судебных расходов) уже государству в порядке регресса.

 

О главных инвесторах

Юрий Фриц,
председатель правления АСП:

Целесообразно было бы создавать с участием федеральных и краевых средств очаги роста производственной активности в виде техно- или индустриальных парков. И здесь надо было бы сместить акцент на инвестициях в сторону малого и среднего бизнеса. Считать инвестором не того, кто приходит с миллиардом, а любого предпринимателя, который покупает новый станок, новый комбайн, новый трактор, строит мини-пекарню и так далее. Наверное, трудно ожидать появления в крае нового алтайского трактора, нового моторного завода. Инвестиции — это тот ресурс, который есть у малого и среднего бизнеса в виде каких-то личных средств. Пусть они невелики, но предприниматель готов вкладывать их в развитие. Именно малого предпринимателя надо рассматривает как главного инвестора края.

 

О нездоровой конкуренции

Ольга Ставила,
председатель Общественного совета предпринимателей при главе администрации Ельцовского района:

Проверки проводятся в отношении легально работающего бизнеса, мы несем колоссальную ответственность и нагрузку. Кто будет заниматься проверкой нелегального бизнеса, который денежку зарабатывает и в кармашек себе складывает, не оформляет людей официально, не платит налоги? Мы два года назад поднимали вопрос у себя на местах. А у нас руками разводят.

 

О собственных усилиях

Константин Илясов,
зам­начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Алтайскому краю:

Как уменьшить количество проверок в отношении объектов бизнеса? У нас действует Федеральный закон № 123 от 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Он дает право руководителям субъекта самим выбирать, каким образом они будут обеспечивать пожарную безопасность своего объекта.

Для этого существует два способа. Первый — выполнение требований техрегламента и других нормативных актов в сфере пожарной безопасности. Большинство до сих пор идут по этому пути. Второй путь — выполнение требований техрегламента и расчет пожарного риска, которым можно снять другие требования пожарной бе­зопасности. Вот этим мало кто пользуется. При этом существует независимая оценка пожарного риска. Это значит, что нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая проведет обследование вашего объекта и выдаст заключение. Если заключение будет положительное, то ваш объект не будет включаться в план проверок на протяжении трех лет.

Цифра

9,3 тыс. проверок включено в сводный план проверок на 2015 год, опубликованный на сайте прокуратуры края. Порядка 30% из них касаются бизнеса. Первоначально же в прокуратуру поступили предложения о проведении 13 тыс. проверок.