январь 21, 2015
Алтайские чиновники оперативно отреагировали на требование послания президента Федеральному Собранию освободить бизнес от навязчивого надзора. На конгрессе предпринимателей, прошедшем в краевой столице накануне новогодних праздников, они заверили: административное давление снижается и будет снижаться.
Деловое сообщество восприняло их заверения без большого энтузиазма, хотя и с надеждой.
Организованной борьбе государства с чрезмерным интересом к бизнесу контролирующих структур в ушедшем году исполнилось 10 лет. Именно в 2004 году Владимир Путин подписал указы, запустившие реформу, одной из задач которой было как раз снижение бюрократического давления на бизнес. После этого взаимодействие бизнеса и инспекторов отрегулировали законами, а плановые проверки стали согласовывать с прокуратурой.
Но, судя по словам президента, перезагрузка вновь назрела. По данным алтайского бизнес-омбудсмена Павла Нестерова, за 2013-й и первое полугодие 2014 года на территории края органы контроля всех уровней (кроме межрегиональных) провели почти 48 тыс. проверок юрлиц и предпринимателей. Из них 27,8 тыс. — в отношении малого и среднего предпринимательства.
То есть каждый рабочий день в крае идет по 75 проверок малого и среднего бизнеса. И это по неполным данным. "Распространены случаи проведения внеплановых выездных проверок без согласования с прокуратурой, а также в отсутствие законных оснований", — говорит Нестеров. В итоговую статистику эти случаи не попадают.
А какова эффективность работы контролеров? Около 20 тыс. проверок (из 48 тыс.) закончились составлением акта об отсутствии нарушений.
Тема "навязчивого надзора" стояла на повестке дня всех форумов предпринимателей в крае. И, казалось бы, не напрасно.
Марина Панчук, начальник отдела прокуратуры края по надзору за соблюдением прав предпринимателей, сравнила число предложений о проверках со стороны контрольно-надзорных органов, поданных в прокуратуру на 2013 и 2015 годы. В первом случае они составляли почти 20 тыс., во втором — около 13 тыс. (Панчук подчеркнула при этом, что 70% этих проверок касаются социальных учреждений, а не бизнеса). Причем и эти "заявки" контролеров были урезаны — из сводного плана на 2015 год исключили порядка 2,2 тыс. проверок малого и среднего бизнеса.
Сократить число инспекционных походов к предпринимателям позволило и решение Роспотребнадзора и МЧС вообще не проверять сельхозпроизводителей в 2015 году — им ведь предстоит большая работа по импортозамещению. В МЧС, кроме того, исключили проверки всех малых бизнесменов, кроме двух категорий: тех, у кого сложилась "негативная проверочная история", и ведущих деятельность, связанную с массовым скоплением людей.
Более того, некоторые госорганы уже не имеют явных стимулов проводить проверки.
При оценке деятельности подразделения, которое делает Министерство чрезвычайных ситуаций, такие цифры, как количество наложенных штрафов и мер административного воздействия, отсутствуют вообще. С инспектора никто не требует, чтобы он с проверки приносил какой-то штраф.
И все же большого воодушевления у предпринимателей эти сообщения не вызвали.
Бизнес с пониманием относится к проверкам, связанным с нарушениями нормативно-правовой базы, там, где есть реальная угроза жизни и здоровью. Но когда проверка носит формально-бюрократический характер или, еще того хуже, заказной, это вызывает бурю негативных эмоций.
К тому же штрафы, которые платят предприниматели за нарушения, настолько велики, что не только приносят убытки, но и могут заставить приостановить деятельность или уйти в тень.
Криком души назвала свое сообщение о штрафах Эмма Лапина, директор управляющей компании "СЭБ" (Заринск).
С июля управляющие компании платят неимоверные штрафы за то, что на доме не выполнена какая-то работа: от 150 до 250 тыс. рублей. Независимо то того, где работает УК: в большом городе или в малом. То, что на выполнение этих работ нет денег, никого не интересует. Если провинился на пяти домах, ошибка умножается на 5.
Штрафы по многим экономическим статьям доходят до миллиона рублей. Конституционный суд еще 25 февраля 2014 года указал на несоразмерность наказания деянию и приказал КОАП изменить. Мы вносили предложения, что первым наказанием должно быть предупреждение. Но нас не услышали.
А между тем внеплановые проверки по количеству уже почти догнали плановые. Так, по словам бизнес-омбудсмена, из 48 тыс. проверок юрлиц и ИП внеплановыми были 20 тыс. То есть 41%. Почему проводят внеплановые проверки? Причина одна: жалобы.
"В каждом доме есть жилец, который придет в жилищную инспекцию и будет жаловаться, что его не устраивает все", — говорит Эмма Лапина.
Жалобы пишут все кто ни попадя, иногда это весеннее обострение, иногда потребительский терроризм. За каждым обращением обязательно следует проверка и в 90% случаев штрафы.
А липовые жалобы давно стали инструментом, позволяющим сделать ведение бизнеса невыносимым: можно написать "ложный донос" в госорган, подписавшись чужой фамилией, и к предпринимателю придут проверяющие.
Более того, ежегодно в стране принимаются новые нормативные правовые акты, благодаря которым появляются новые основания для проверок. "28 декабря 2013 года был принят закон “О специальной оценке условий труда” — это, видимо, был новогодний сюрприз бизнесу. Мы оцениваем его как очередной продавленный заинтересованными лицами законодательный акт, направленный на кошмаривание бизнеса и вымогательство денег у предпринимателей", — сказала Людмила Замышляева.
По ее словам, теперь бизнес обязан раз в пять лет проводить лабораторную оценку по десяткам параметров в специализированной организации. А за отказ ему грозит штраф 200 тыс. рублей и приостановка работы.
Но теперь контрольно-надзорную деятельность ждет перезагрузка. Версия 2.0 уже изложена в проекте закона "О государственном и муниципальном контроле и надзоре", и она предполагает переход к риск-ориентированному подходу.
Как пояснил Павел Нестеров, интенсивность проверок будет зависеть от того, какие потенциальные угрозы имеют место в деятельности юрлица или предпринимателя, какой вред они могут нанести и какова вероятность этого вреда. Чем больше будут риски, тем чаще будут проводить проверки, и наоборот.
В прокуратуре подготовили законодательную инициативу, позволяющую исключить проверку по липовому обращению. "Сейчас при обращении в госорганы достаточно указать ФИО и изложить нарушение. Заявитель не обязан ничем это подтверждать. А у органов контроля есть обязанность проверить и дать ему ответ", — объяснила Марина Панчук. И управление Росприроднадзора уже проводит предварительную проверку обращений, проверяя в том числе персональные данные заявителя.
По завершении форума чиновники (а на форуме присутствовали представители Роспотребнадзора и ГУ МЧС) пообещали сократить число проверок предпринимателей на 30%. А к 2016 году законодательно будет закреплен запрет на проведение проверок субъектов, не имеющих нарушений. Не исключено, что этот подход будет применяться уже в 2015 году.
О снижении налогов
При существующей налоговой системе то энергичное прорывное развитие, которое мы хотели бы видеть, наверное, невозможно. НДС слишком высок. Плюс этот налог уплачивается по факту отгрузки, а не по факту оплаты, то есть практически авансом. Плюс ответственность за недобросовестных контрагентов, и ответственность немалая. Налоговый орган зачастую может, даже не выслушав аргументов предпринимателей, доначислить такую сумму, которая ставит крест на предпринимательской деятельности.
Налог на прибыль в России заметно выше, чем даже у наших ближних соседей в Казахстане. Есть предприниматели, которые покидают наш регион и уезжают в Казахстан, где более низкая налоговая нагрузка, или другие регионы, где более высокая деловая активность, — Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург.
Говоря о снижении налогов, мы понимаем, что бюджет недополучит часть доходов. На наш взгляд, пришло время переходить к прогрессивной шкале подоходного налога. От нулевой ставки для маленьких ИП до 40–60% на доходы чиновников, руководителей госкорпораций, монополий и так далее.
Об ответственности чиновников
Государство возмещает вред предпринимателю за неправомерные действия своих чиновников за счет бюджета, поэтому результат рассмотрения вопроса в суде чиновников не волнует. Статья 1081 Гражданского кодекса предусматривает возможность регресса работодателей к причинителям вреда, коими являются чиновники, действия или бездействие которых суд признает незаконными. Предлагаем предусмотреть в процессуальных кодексах (ГПК, АПК) обязанность судей при признании действий чиновников неправомерными одновременно принимать решение о возмещении ими вреда (судебных расходов) уже государству в порядке регресса.
О главных инвесторах
Целесообразно было бы создавать с участием федеральных и краевых средств очаги роста производственной активности в виде техно- или индустриальных парков. И здесь надо было бы сместить акцент на инвестициях в сторону малого и среднего бизнеса. Считать инвестором не того, кто приходит с миллиардом, а любого предпринимателя, который покупает новый станок, новый комбайн, новый трактор, строит мини-пекарню и так далее. Наверное, трудно ожидать появления в крае нового алтайского трактора, нового моторного завода. Инвестиции — это тот ресурс, который есть у малого и среднего бизнеса в виде каких-то личных средств. Пусть они невелики, но предприниматель готов вкладывать их в развитие. Именно малого предпринимателя надо рассматривает как главного инвестора края.
О нездоровой конкуренции
Проверки проводятся в отношении легально работающего бизнеса, мы несем колоссальную ответственность и нагрузку. Кто будет заниматься проверкой нелегального бизнеса, который денежку зарабатывает и в кармашек себе складывает, не оформляет людей официально, не платит налоги? Мы два года назад поднимали вопрос у себя на местах. А у нас руками разводят.
О собственных усилиях
Как уменьшить количество проверок в отношении объектов бизнеса? У нас действует Федеральный закон № 123 от 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Он дает право руководителям субъекта самим выбирать, каким образом они будут обеспечивать пожарную безопасность своего объекта.
Для этого существует два способа. Первый — выполнение требований техрегламента и других нормативных актов в сфере пожарной безопасности. Большинство до сих пор идут по этому пути. Второй путь — выполнение требований техрегламента и расчет пожарного риска, которым можно снять другие требования пожарной безопасности. Вот этим мало кто пользуется. При этом существует независимая оценка пожарного риска. Это значит, что нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая проведет обследование вашего объекта и выдаст заключение. Если заключение будет положительное, то ваш объект не будет включаться в план проверок на протяжении трех лет.
9,3 тыс. проверок включено в сводный план проверок на 2015 год, опубликованный на сайте прокуратуры края. Порядка 30% из них касаются бизнеса. Первоначально же в прокуратуру поступили предложения о проведении 13 тыс. проверок.