январь 22, 2015
Из-за низкого спроса на продукцию и отсутствие комплектующих новоалтайское градообразующее предприятие "Алтавагон" простаивало больше месяца. Тем не менее 19 января завод возобновил работу.
"Алтайвагон" намерен инвестировать в производство 3,5 млрд. рублей.
Дмитрий Кудрявцев
Снижение производства на новоалтайском "Алтайвагоне" началось в 2014 году. По данным за 10 месяцев, выпуск вагонов здесь сократился с 6,8 тыс. до 4,5 тыс. штук.
Тогда же осенью на предприятии начались изменения в штатном расписании. С 8 сентября часть персонала была переведена на сокращенную рабочую неделю. С 1 октября подобная участь постигла руководителей, служащих и инженерно-технический состав. В середине декабря завод остановил работу полностью. Как сообщили в администрации Алтайского края, причиной этого стало не только сокращение объемов заказов. В декабре, когда ситуация с курсом рубля накалилась до предела, часть поставщиков "Алтайвагона" просто прекратила отгрузку комплектующих. Так завод в Новоалтайске остался без подшипников.
В середине декабря на предприятии появились первые слухи о грядущих сокращениях. Перед Новым годом несколько сотрудников, не называя своих имен, обратились за справедливостью даже в региональное отделение "Справедливой России". Тема обращения — возможные увольнения.
Сейчас руководство предприятия не скрывает: на "Алтайвагоне" действительно есть проблемы. Как сообщил сайту "Капиталист" Станислав Золотарев, замдиректора по перспективному развитию, в 2015 году прогнозируется падение объемов выпускаемой продукции еще на 40%. Объем производства в I квартале 2015 года запланирован на уровне всего 600 вагонов, что на 57% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом топ-менеджмент завода рассчитывает на востребованность новых модификаций крытых вагонов, полувагонов и цистерн, которые предприятие разработало в предыдущие годы.
Несмотря на это, эксперты не исключают, что уже в ближайшее время заводу не обойтись без сокращения сотрудников. Называют цифру 1 тыс. человек.
В управлении Алтайского края по промышленности и энергетике уточняют: часть людей могут найти работу на других предприятиях. Так, завод "Ротор" готов принять 120 человек, "Барнаульский станкостроительный завод" — 56, "Завод механических прессов" — 12.
28 декабря в Новоалтайске состоялась ярмарка вакансий для работников "Алтайвагона", после которой 80 сотрудников предприятия выразили желание уйти на новое место. Как сообщает управление по труду и занятости населения, в настоящий момент решается вопрос по их переобучению.
Между тем "Алтайвагон" не единственное предприятие Новоалтайска, которое в последнее время столкнулось с финансовыми проблемами. По данным "Свободного курса", с прошлого года снизил объемы производства завод "Алтайкровля", принадлежащий известным предпринимателям Рыжакам. Причиной являются сложности во взаимоотношениях с поставщиками коммунальных услуг. Дозвониться до Евгения Рыжака, генерального директора "Алтайкровли", в момент подготовки материала не удалось.
Как в настоящий момент обстоят дела на предприятии, неизвестно. Получить комментарий Андрея Сычева, генерального директора "БВРЗ", не удалось.
Есть трудности с заказами и на "Бийском олеумном заводе". В текущем году предприятие рассчитывает выпустить продукции на сумму 2,5 млрд рублей, что на 20% меньше уровня 2014 года. Эксперты связывают это прежде всего со снижением спроса на взрывчатые вещества со стороны горно-металлургических компаний.
Как сообщили в управлении по промышленности и энергетике, в настоящий момент ведется мониторинг ситуации на основных предприятиях края. Решать текущие проблемы заводов будет специальная комиссия под председательством первого вице-губернатора Алтайского края Сергея Локтева.
В 2008 году холдинг "СДС-Маш" стал первым, кто в преддверии финансового кризиса начал сокращать работников на своих предприятиях. Тогда в 2008–2009 годах под увольнение попали сотрудники новоалтайского завода и филиала в Рубцовске. Свои трудовые книжки в связи с сокращением штата получили более 300 работников.
К сожалению, отрасль транспортного машиностроения наиболее уязвима с точки зрения общеэкономических процессов. Мы имели такую же ситуацию в период 2008–2010 годов.
Мы делаем все для того, чтобы cохранить производственный персонал, чтобы предприятия присутствовали в экономике региона. На сегодняшний день подготовлено обращение в правительство РФ, для того чтобы на федеральном уровне были приняты решения о поддержке "Алтайвагона" и "Барнаульского вагоноремонтного завода" по обеспечению стабильного спроса на продукцию предприятий даже в условиях кризиса.