январь 27, 2015
В прошлом году в барнаульском свободном пространстве "Куб" с тремя лекциями выступил дизайнер Федор Коленов. Все они были посвящены одной теме. Ее лектор вынес в название своего цикла: "Фриланс: заграница нам поможет". О том, чем именно она нам может помочь и какие подводные камни ожидают фрилансеров при работе с зарубежными заказчиками, Федор Коленов рассказал в интервью нашему изданию.
Федор Коленов, барнаульский дизайнер.
Анна Зайкова
— Федор, легко было попасть на зарубежный рынок фриланса? И как вы на него вышли?
— Это было два с лишним года назад. У меня был знакомый, который поднимал заказы с зарубежного фриланса, но как он это делает, мне было совершенно непонятно. И я подумал, почему бы самому не попробовать и не изучить эту тему? Зарегистрировался на специальных площадках, стал читать правила. Полгода ушло на то, чтобы там освоиться. В итоге дело пошло только на сайте odesk.com. Это глобальная биржа труда, во много раз больше русского фриланса по количеству заказчиков и их масштабу.
— Российский рынок фриланса по уровню совсем рядом не стоит? Приходилось читать резкие оценки, что он наполнен непрофессионалами и "кидалами".
— За рубежом этот рынок формировался с конца 90-х годов, а у нас намного позже. И российские площадки по уровню организации явно недотягивают до заграничных аналогов. Что касается профессионализма, то, я думаю, проблема здесь заключается не в людях, а в нашей системе образования. Она не выпускает кадры, которые соответствовали бы задачам сегодняшнего дня. Вузы не справляются с этим. Я сейчас оканчиваю отделение рекламы и понимаю, что мне пригодится максимум 10% полученных знаний. По сути, придется учиться заново. А в технологиях все меняется еще быстрее.
Ну а если говорить о разнице в этих рынках, то главное, на мой взгляд, — там можно найти средние и большие проекты. На нашем же фрилансе в основном мелкие заказы. Я говорю сейчас о сфере IT. Так вот, заказ для, скажем, "Газпрома" будет непросто найти. А на том же odesk.com у меня была работа, например, для Samsung.
И еще: если за рубежом человек заказывает услугу, он разбирается в ней, он технически подкован и ставит четкие задачи. У нас же в основном не знают точно, чего хотят. И при этом менее доброжелательны. И там не встретишь откровенного демпинга, как в России, — за рубежом работа хорошего специалиста оплачивается достойно.
— Что сподвигло вас читать лекции? И насколько эти знания востребованы в Барнауле?
— У меня был небольшой опыт преподавания в школе. Я подумал, что накопил какой-то багаж знаний, и если бы со мной кто-то поделился им, когда я начинал, мне было бы в 10 раз проще. На первую лекцию пришли 35 человек, были интересные вопросы, людям было не все равно.
— Для каких профессий актуальна удаленная работа с заграничными заказчиками? Какие востребованы?
— В основном нужны работники умственного труда. Судя по тому, кто был на лекции, это журналисты, переводчики, программисты, дизайнеры, архитекторы.
— Вы рассказывали им, как найти первый контракт за рубежом. И как же?
— В начале приходится совершать много формальных действий: надо тщательно заполнить свой профиль на сайте, залить свое портфолио, перевести свои проекты на английский. И грамотно написать, что ты умеешь и почему нужно работать с тобой. У работодателей такого профиля нет, тебе видна лишь краткая информация о них. Но есть раздел с проектами, куда они выкладывают задачи. Фрилансеру нужно внятно написать, что он может предложить этому проекту. Необязательно сразу какие-то решения предлагать, потому что вам за это еще не платят, но можно рассказать, как вы выполняли аналогичные задания. Потом работодатель выбирает из тех, кто откликнулся на его объявление. Я такие предложения рассылал пачками, чтобы появились заказы.
В первое время о заработке речь вообще не идет, в начале надо заработать себе репутацию, чтобы хотя бы несколько хороших отзывов было. За рубежом это очень важно.
— На лекциях вы рассказывали истории успехов и неудач. Поделитесь ими.
— Из успехов — мне удалось сделать интерфейс к игре про летающий самолетик (PaperChase. — Прим. "СК".), которая вышла на iOS и Android. Над ней работали более 30 человек из разных стран, и она получилась столь удачной, что Apple внес ее в список рекомендованных. В некоторых странах она входила в топ-10. Не знаю, получил бы я такой интересный опыт, работая в Барнауле.
А из неудач... Я в начале не понял, сколь важна там репутация. Дело в том, что на odesk.com есть отзывы, открытые для всех, а есть доступные только работодателю. Заказчики оставляют их анонимно. И ты их прочитать не можешь. И вот однажды я взялся за проект, но не смог выполнить задачу. Так как предоплаты я не брал, просто написал заказчику, что работу не сделаю. Но ему это не понравилось. В итоге мой аккаунт на время заморозили для проверки его жалобы.
— Политические события как-то отражаются на фрилансе?
— Мы не знаем, что нас ждет в будущем, потому что все меняется очень быстро. Но пока за рубежом выгоднее всего работать, потому что все проекты оплачиваются в долларах. Так что если экономические и политические перипетии и сказываются на фрилансерах, то пока только позитивно. Никаких ограничений для граждан России пока не введено и, я думаю, вводиться не будет. У платформы такая позиция — она вне политики. Там все равны, там даже нет платных аккаунтов у фрилансеров. (Уже после беседы стало известно, что odesk заморозил все аккаунты резидентов Крыма. — Прим. "СК".)
— У фриланса существуют огромные минусы — например, отсутствие социальных гарантий, невозможность взять кредит, оформить шенген и т. д. Тебя это не смущает?
— Когда я был фрилансером, меня это не смущало. Но в то время я был не женат. Сейчас ценность этих благ увеличилась. Вообще, если есть потребность в соцгарантиях, то можно оформить ИП, тогда все вопросы отпадут сразу. И все будет легально. И есть люди, которые так и делают. Со мной иногда заключали договоры просто как с физлицом, а обычно все происходит по устной договоренности. Но у серьезных платформ есть защита от "кидалова". Например, если у тебя почасовая ставка, тебе система обязана оплатить работу, если клиент не имеет претензий. В случае фиксированной платы за проект можно подключить арбитраж — у платформы есть такая функция разруливания спорных моментов.
— Американский автор Гай Стендинг в своей книге "Прекариат: новый опасный класс" приравнивает фрилансеров к гастарбайтерам и называет их "прекариатом" — это люди без стабильного постоянного заработка и социальных гарантий, с частичной, как правило, теневой занятостью, которые формируют новый бесправный класс. А настоящие творцы мира — их заказчики, финансисты, экономисты, собственники бизнеса и т. д. Вы согласны с такой трактовкой?
— Отчасти согласен. Я в одном интервью вычитал такую фразу, что фриланс — техногенное рабство XXI века. Да, люди сами эксплуатируются. Но для стран третьего мира, куда, к сожалению, относится Россия, этот вопрос так ставить нельзя. Достаточно поднять статистику зарплат в Алтайском крае, чтобы понять, где мы живем и на каком уровне находимся. У нас у некоторых людей нет газа и горячей воды. И для многих фриланс — это спасение, а не рабство. И я читал другую книгу, "Remote. Офис не обязателен" Джейсона Фрайда, где он предлагает альтернативный взгляд. Это американец, создавший известную среду для разработки сайтов. У них команда распределена по всему свету, и он рассказывает, почему удаленная работа — это более эффективно. Тоже американец, взгляд совершенно другой.
— Насколько велик заработок на зарубежном фрилансе?
— До обесценивания рубля почти все сравнялось, и если вы нормальный специалист, можно было найти что-то не менее доходное в России. Не в Барнауле, конечно. Хотя бы в Новосибирске. Поэтому тема фриланса для нас более актуальна. Но если хотите заработать, лучше найти другую работу. Фриланс — это не совсем о деньгах. Это история для профессионалов, кто хочет расти, развиваться. Легких денег здесь не будет. Я вообще не знаю, где они сейчас есть. Надо будет работать, выкладываться, давать результат. Впахивать придется, одним словом.
— Свободный день не расхолаживает?
— Когда много работы, такого вопроса не встает. Но ты можешь выстроить рабочий график под себя, работать тогда, когда тебе удобнее и когда ты более продуктивен. Вырабатывается со временем. У некоторых нет. Есть люди, которым это вообще не подходит, над ними надо стоять с палкой.
Вообще, без опыта "нормальной" работы идти во фриланс не стоит. Нужно поработать в компании, коллективе, понять, что такое личная ответственность, коллективная работа, директор, дедлайн и т. д. А некоторые думают, что это не работа, а сказка, — сам себе господин, как хочешь, так и работаешь. Я не верю в такой путь и считаю его неудачным. За свободным художником все равно должны стоять профессионализм, репутация и опыт.
Федор Сергеевич Коленов родился 18 декабря 1983 года. Окончил барнаульскую школу № 42, где занимался и работал в интернет-центре. Позже учился в АлтГАКИ по специальности "Графика и дизайн". Работал в нескольких местных веб-студиях ("Митра", "АктивДизайн" и других), а также в студии анимации "Тайми", разрабатывал компьютерные игры в Alawar Stargaze. Долгое время был исключительно фрилансером. Сейчас работает удаленно на московскую компанию Infiplay LLC, которая занимается изданием и продвижением браузерных и мобильных игр. Заочно оканчивает АлтГУ по специальности "Реклама". Увлекается электронной музыкой. Женат.
Среди своих интересов помимо культуры и искусства Федор называет также и современное христианство.