январь 27, 2015
Последние полгода в Барнауле, как грибы после дождя, открываются заведения нового для города типа — кальянные. Таким питательным "дождем" для них стал запрет на курение в общественных местах, в том числе — в заведениях общепита. "Свободный курс" узнал, как владельцы кальянных строят отношения с законом и почему на бум появления таких заведений не влияет даже кризис.
Кальян в Puff Us Loft.
Еще год назад в краевой столице не было ни одного заведения, которое бы позиционировало себя именно как место для курения кальянов. Однако пустить дымок с помощью этого прибора можно было во многих заведениях общепита. Кальян присутствовал в меню солидной доли баров, кофеен и ресторанов. Любители этого восточного способа курения соседствовали бок о бок со всеми прочими посетителями.
Так продолжалось до 1 июня, пока не вступили в силу новые ограничения антитабачного закона. С этого дня владельцы заведений убрали со столиков все пепельницы. Кальяны тоже попали под действие этого закона, поэтому представителям сферы общепита пришлось избавляться и от них.
С того знакового для всех курильщиков дня число заведений, где все же можно запустить в легкие табачный дым, в Барнауле увеличилось в 4,5 раза. Если до лета у нас открылись две кальянные (в феврале и апреле), то на сегодняшний день их уже насчитывается девять, и есть информация, что в ближайшие два месяца откроется еще пара.
В европейской части России такой формат был достаточно распространен еще до вступления в силу антитабачного закона. Барнаул стремительно догоняет другие регионы и по плотности кальянных на душу населения уже обогнал традиционно более развитый в сфере развлечений Новосибирск (там сейчас работают 13 кальянных на более чем 1,5 млн жителей).
Чаще всего кальянные располагаются в небольших помещениях. Редко они способны принять более сотни гостей за раз. Кроме собственно кальянов клиентам обычно предлагают лишь безалкогольные напитки и настольные игры. Лицензию на продажу спиртного получили лишь 2–3 из них, однако в некоторые пускают и со своим.
Присутствие алкоголя — это дополнительный заработок. Выпивший человек меньше контролирует свои расходы. Но это идет вразрез с классическим представлением о кальянной, где должна быть спокойная расслабляющая обстановка, общение. Мы обошли все кальянные Барнаула и пришли к выводу, что многие понимают концепцию несколько иначе, — там есть и громкая музыка, и места, где можно потанцевать.
Но в большинстве случаев кальянные созданы как место для релакса и сбора небольших нешумных компаний.
К числу предприятий общественного питания закон относит такие известные формы бизнеса, как кафе, ресторан, кофейня и другие. Кальянных в этом ряду нет. В законодательстве вообще нет определения такого типа заведений. Соответственно, требования к ним четко не прописаны, в том числе насчет запрета на курение. Балансируя между разными законодательными нормами, владельцы кальянных сумели найти различные способы легализации своего бизнеса.
Мы работаем в формате закрытого клуба. Войти к нам можно только по клубным картам. Получить эту карту могут граждане от 21 года, предъявив паспорт. Посторонних здесь не бывает, отсюда и такое название — “приватный бар”. Бар оборудован по всем требованиям, которые закон предъявляет к помещениям, оборудованным как места для курения. Например, у нас стоит мощная промышленная вытяжка, есть табличка “Место для курения”. По сути, наше заведение — это большая курительная комната. Здесь даже сигареты можно курить.
Однако многие делают еще проще. Они оформляют свое заведение как угодно, только не как предприятие общепита, и также оборудуют помещение согласно всем требованиям к курительным комнатам. Другие и вовсе регистрируются как бар. "Есть пара нюансов, которые позволяют работать в правовом поле", — рассказывает один из игроков этого рынка, не раскрывая их. Некоторые даже организуют в своих заведениях кухню. При этом учредители уверяют, что все работает легально и проверяющие органы претензий не имеют. На юридических форумах описан один нехитрый способ легализации кухни в кальянной: предприниматели оформляют два разных юрлица, разместив их в одном помещении. Одно организует питание, второе — работает с кальянами. Но есть и другой способ — просто делать кальяны на бестабачной курительной смеси. И некоторые пользуются им.
Впрочем, как выяснилось, есть на рынке и те, кто работает совершенно нелегально, даже без образования юрлица.
Как говорят представители кальянного бизнеса, после 1 июня в городе накопился огромный неудовлетворенный спрос на заведения "с дымком". Он оказался достаточно велик, целевая аудитория — молодые люди в возрасте 21–35 лет — ожидаемо проявила к ним интерес. Однако кальянных стало так много, что игнорировать друг друга они уже не могут.
Рынок уже перенасыщен. Многим сейчас тяжело. Туда не ходят, сюда не ходят, и ребята многие свои идеи не могут реализовать, к сожалению. Об ужесточении конкуренции говорит хотя бы тот факт, что на рынке уже начался демпинг. Заведения стартовали в среднем с 700 рублей за кальян, а теперь ценник опустился до 400–500. И это несмотря на то что из-за ситуации на валютном рынке табак, мундштуки и прочее стали дороже. Это, кстати, отличает нас от рынка Новосибирска: там после падения рубля четыре крупнейшие кальянные, которые занимают более половины рынка, подняли ценник на 100 рублей, с 700 до 800 рублей.
"Почти во всех кальянных заявленный ценник — 500–600 рублей. Однако во время нашего недавнего вояжа по всем кальянным Барнаула мы нигде меньше 900 рублей не оставили, хотя кроме кальяна ничего не брали, — рассказывает Дарья Свиридонова. — Огорчило, что нас просто обманывали. Например, объявлена акция: кальян — 500 рублей, а при расчете требуют 900. Так получилось потому, что нас не предупредили, что какая-то определенная марка табака не входит в эту акцию. В другом заведении нас также не предупредили, что акция уже закончилась".
Анжелика Гладышева также характеризует уровень конкуренции на рынке как высокий и не скрывает, что это влияет на ценник в ее кальянной. "Мы стараемся делать ставку в том числе и на доступность кальянов. Как бы там ни было, это бизнес, у нас есть конкуренты", — говорит она.
Однако необходимость вести ценовую политику с оглядкой на соседей — не главное следствие обострения конкуренции, которое заботит представителей индустрии. Больше их беспокоит общее снижение качества услуг на рынке. "Если кальянщик что-то сделал плохо и впервые попробовавшему кальян не понравился вкус, больше этот человек не пойдет ни в какую кальянную. Он вообще разочаруется в таком способе времяпрепровождения", — говорит Гладышева. В таком же ключе высказался и Сергей Соков. "Кальянная — это что-то формата стартапа, когда люди без средств, без цели определенной к этому приходят, просто желая заработать, но не всегда понимая, как это правильно делать", — говорит он.
Действующие игроки рынка опасаются, что дальнейший рост числа кальянных погубит эту сферу. О таких процессах в европейской части России уже заявили представители федерального франчайзингого проекта "Уникальная кальянная" (в Барнауле представлен заведением Monaco): "Наступает такой момент, когда мейнстрим кальянных мест идет на спад. Очень много некачественных проектов возникло ниоткуда и начало портить кальянный рынок", — констатируют они.
Владельцы барнаульских кальянных постоянно находятся в поиске. Некоторые новации, на которые они делают ставку, в итоге проваливаются, а другие неожиданно "выстреливают".
"Город не готов многое воспринимать. Я, например, переживал, как люди примут заведение без кухни. В Новосибирске проблем с этим нет, а у нас привыкли, что в одном месте можно и поболтать, и поесть, и выпить, и потанцевать. Но тут проблем не возникло, — говорит Сергей Соков. — В то же время на открытии в апреле я говорил, что у нас никогда не будет меню, которое полагается давать гостям. Мы делаем ставку на общение персонала с посетителями. Однако сейчас мы меню все-таки вводим. Иногда приходится подстраиваться под гостей".
Не прижилась в Барнауле и форма повременной оплаты за кальян. "В Новосибирске, Москве и других крупных городах распространено, когда время курения кальяна лимитировано часом. Но для Барнаула это дорого получается. Мы пытались работать так, но не прижилось, пришлось отказаться от этого", — рассказывает Дарья Свиридонова.
"Недавно мы перешли на работу с 12 часов дня, хотя раньше всегда открывались в 16.00, — говорит Сергей Соков. — Я не верил, что среди бела дня кто-то захочет покурить кальян. Но я оказался неправ: люди, притом достаточно взрослые и солидные, заезжают к нам в обеденный перерыв, курят полчаса и отправляются по своим делам. Для них мы даже ввели “бизнес-кальян” по специальной цене".
Игроки рынка кальянных не скрывают: главное, что привлекает людей в этом бизнесе, — его высокая маржинальность. Себестоимость приготовленного кальяна остается невысокой даже с учетом подорожания табака из-за обесценивания рубля. Наценка на напитки составляет 100–300%. Опрошенные нами владельцы кальянных говорят: соотношение выручки от собственно кальянов и напитков примерно равное.
"Кальянная — самый быстроокупаемый бизнес. Она отбивается за полгода. Быстрее сейчас практически ничто не окупается. Поэтому этот бизнес находится на подъеме, — констатирует Анжелика Гладышева. — И эта мода только набирает обороты. Боюсь, что из этого сделают то, что сделали с роллами и суши: когда они появились, они были изюминкой, а потом почти в каждом доме стали открываться. Такое ощущение, что так и будет. Их станет очень много, качество сильно упадет, и будут ходить только кальянщики к кальянщикам".
У Сергея Сокова прогноз другой. По его мнению, в течение года определятся лидеры этого рынка, которые стянут на себя целевую аудиторию любителей кальянов. "При этом кто-то закроется, кто-то на плаву просто будет держаться, работая “около нуля”. В течение года сильные игроки укрепятся и притянут к себе клиентуру", — уверен он.
В том, что при такой рентабельности бизнеса новые кальянные будут открываться даже в кризис, мало кто сомневается.
"Выручка неплохая, да и такое заведение приличнее и интереснее, чем какой-нибудь кабак", — говорит Дмитрий Селиванов, открывший кальянную "Челентано". При этом он видит возможность развития мест подобного профиля в спальных районах Барнаула. Сейчас же все девять действующих в Барнауле кальянных сосредоточены в центральной части города.
Единственную серьезную преграду на пути экспансии кальянных участники рынка видят в законодательных рисках. "Возможно, в связи с таким бумом кальянных будут ужесточены требования именно к этому сегменту бизнеса, — говорит Дарья Свиридонова. — Риск есть, наше государство непредсказуемо в своих решениях и запретах в борьбе за здоровый образ жизни". "Такой риск, конечно, присутствует, но он весьма маловероятен, — считает ее коллега Сергей Соков. — Я думаю, что государство будет идти по увеличению стоимости табачной продукции, тем более что инструмент — акцизы — для этого есть. А то, что кальянные объявят вне закона, — это очень маловероятно".
От 300 тыс. до более чем 5 млн рублей составляют инвестиции в открытие кальянной в Барнауле.
3–5 тыс. рублей стоят профессиональные кальяны, которые используются в местных заведениях.
От 60 руб. стоят 50-граммовые пачки табака. Для приготовления одного кальяна требуется всего 8–15 граммов.
Из-за запрета на рекламу табачной продукции традиционные каналы рекламы для кальянных закрыты, поэтому основной канал продвижения для них — это соцсети.