Глава клиники «Антуриум» Катарина Картамышева – о нюансах своего бизнеса

август 20, 2008

Российский рынок пластической хирургии сформировался около 10 лет назад. Однако и сейчас он действует фактически вне закона: в стране формально нет профессии «пластический хирург». Да и всю правовую базу отрасли нельзя назвать качественной, что на руку игрокам с сомнительной репутацией и движению «потребительского экстремизма». Об этом и других нюансах работы в отрасли «ВД» рассказала Катарина КАРТАМЫШЕВА, директор клиники эстетической и лазерной медицины «Антуриум» – первопроходца в своей области на территории Алтайского края.

«Руками уже не работаю»

– Катарина Николаевна, до последнего времени вы совмещали должности руководителя и главного врача клиники. По каким причинам оставили второй пост?

– Компания укрупняется, и совмещать работу практикующего врача и руководителя стало сложно. Я и сейчас консультирую, не могу расстаться пусть с малой частью, но живого общения с пациентами. Но руками уже не работаю. Согласитесь, очень мало найдется управленцев, которые могут позволить себе еще и техническое участие в процессе.

– В чем именно заключается «укрупнение компании»?

– Постепенно растет штат, появляется новое, еще более сложное оборудование. Скорее всего, потребуется увеличение «жилплощади». Если раньше я говорила, что не планирую создание филиала, то сейчас задумываюсь об этом все чаще. Мы не всегда справляемся с потоком людей, особенно в сезон. Очередь к некоторым специалистам расписана на месяц вперед. Но пока развитие упирается в квадратные метры: нас не устроит маленький салон, необходим полноценный филиал клиники. Сейчас я присматриваюсь к молодым, перспективным районам города.

– У вас нет задачи со временем создать филиал в крае?

– Возможно, но пока речь идет о расширении только в пределах Барнаула. Если открывать филиал в городах Алтая, то мы неизбежно столкнемся со сложностями медицинского и управленческого контроля. Я пока к этому не готова, статус и авторитет зарабатывается годами, не хотелось бы потерять это в одночасье. В принципе те, кто нуждается в нашей помощи, без труда нас находят. Не зря говорят, что сарафанное радио – самая лучшая реклама.

Мужское понимание

– Как можно охарактеризовать нынешних клиентов эстетической медицины, если оставить за рамками платежеспособность?

– Все чаще люди рассматривают улучшение внешности как инвестиционный проект. Наверное, это один из самых выгодных вариантов вложений наряду со здоровьем. Чтобы чувствовать себя уверенным, а значит, успешным, надо нравиться себе в зеркале! Конечно, если человек не живет, а выживает, тогда уж не до эстетики. Однако если он уверенно смотрит в завтрашний день, ему приходится думать о том, как он выглядит сегодня и будет выглядеть завтра. Кстати, в последнее время к этому пониманию приходит все больше мужчин. При этом речь идет не только об операциях, но и о процедурах по уходу. Скажем, мужчина руководит серьезной компанией, работает с людьми. Но особенности строения лицевого скелета и возрастные изменения таковы, что если он вечером выпил кружечку пива, то утром будут такие «мешки» под глазами, что он может выглядеть, как запойный алкоголик. В результате визит к пластическому хирургу становится реальной необходимостью. Ведь таково требование современного бизнеса: если ты успешен, то обязан и выглядеть соответствующе.

Стали более активными, любопытными и в хорошем смысле раскрепощенными подростки. Если раньше с угревой болезнью молодежь боролась «под покровом ночи» и «народными средствами», то сейчас молодые люди без стеснения идут к врачам. И речь идет не только о девочках. В подростковом сегменте уже около 30% юношей!

Нет такой профессии

– Часто можно слышать о потребительском экстремизме в области косметологии и пластической хирургии: пациенты, не желающие платить, угрожают врачу уголовным преследованием за якобы некорректно проведенную операцию. Пока это только столичное явление или оно свойственно отрасли безотносительно географии?

– Громкие скандалы отражаются на репутации всей отрасли. Надо сказать, потребительский экстремизм не всегда является способом зарабатывания денег, это еще и безграмотность пациента. Конечно, дыма без огня не бывает. Вот, например, такая ситуация: женщина обратилась с выраженными признаками старения. Ей явно показана пластическая операция по устранению возрастных изменений, а она боится и делать ее не желает. А выглядеть-то моложе хочется. Врач предлагает альтернативу: инъекционную процедуру контурной пластики для разглаживания морщин. Стоимость процедуры составляет почти половину стоимости пластической операции, а результат, даже от самой эффективной терапевтической процедуры, никогда не сравнится с пластикой. Женщина соглашается... и не видит результата. Вопрос: кто виноват? Пациентка, которая от инъекций ожидала волшебного преображения, или врач, недостаточно доступно объяснивший реальные возможности процедуры? В итоге – конфликт со всеми вытекающими последствиями. Чтобы исключить подобные случаи в своей практике, мы все нюансы процедуры или операции отмечаем в соответствующем договоре, а результат фиксируем технической фотографией.

– В Гражданском кодексе медицинские услуги, в том числе и эстетическая хирургия, значатся между услугами связи и ветеринарными услугами. Насколько такое положение вещей характеризует общее состояние правовой базы в отрасли?

– Действительно, нельзя сказать, что законодательная база соответствует рынку. В реестре нет профессий «врач-косметолог» и «пластический хирург». То есть вузы не выпускают таких специалистов. Сегодня врач-косметолог – это врач-дерматолог со специализацией по курсу «Косметология и физиотерапия». В общем, услуга, отрасль есть, а нормативной базы для нее нет. Соответственно, это очень затрудняет упорядочение отношений между специалистами эстетической медицины и пациентом. К сожалению, отсутствие нормального законодательства облегчает «работу» сомнительных деятелей от медицины.

Основная ценность в бизнесе

– Как можете охарактеризовать текущее состояние рынка?

– Должна сказать, что качественно рынок меняется, а вот количественно… Сейчас в Барнауле чуть ли не ежемесячно открывается новый салон красоты, где оказывают косметологические услуги. Почему-то считается, что этот бизнес легкий, модный и весьма прибыльный. Многие полагают так: «Я вот хожу на процедуры, деньги трачу, кому-то доход приношу. Так почему бы самому не открыть салончик? Пусть и мне приносят деньги, да и для себя польза». А все далеко не так просто, и не только с административной точки зрения. Надо правильно подобрать оборудование, обеспечить ему технический сервис и найти тех, кто сможет грамотно на этом оборудовании работать. Еще нужно пройти все этапы лицензирования и сертификации и т. д., и т. п.! То и дело возникают салоны с претензиями, «с фонтанами и фронтонами», где оборудование подобрано по принципу «покрасивее, в тон интерьеру». Но ведь люди приходят не на фонтан с рыбками поглазеть, а результат получить. Кроме того, где найти столько опытных, квалифицированных специалистов? А растить их, холить и лелеять совсем не просто. Ведь именно они – основная ценность в этом бизнесе.

– Катарина Николаевна, а что можно сказать о роли вашей клиники в формировании, развитии этого рынка?

– «Антуриум» – первая в крае профильная клиника, имеющая свой частный лицензированный стационар. Мы первыми внедрили в практическую косметологию лазерные и фототехнологии, стали проводить контурную пластику и мезотерапию, ввели инъекционную анестезию для татуажа губ. Есть и наши личные достижения: я не говорю о наградах, я говорю о новых тенденциях и приемах в практической работе.

Специальный вопрос

- В обществе присутствуют полярные настроения. Одни кричат о негативной стороне пластической хирургии, что подкрепляют СМИ публикациями о трагических случаях с пациентами. Другие отстаивают обратную позицию, чаще на зарубежных примерах. С чем это связано?

- Да, в нашей области своя специфика: дефекты работы видны всем, а успехи тщательно скрываются. Наверное, можно выделить три причины такого положения вещей. Во-первых, негатив всегда интересен обществу, и СМИ это радостно смакуют. Во-вторых, у определенной категории населения есть позиция: «Пусть я толстая и нос на бок, зато вся естественная такая». И, в-третьих, визит к пластическому хирургу, все равно, что визит к гинекологу, - его не принято афишировать. Ведь куда проще сказать, мол, я по утрам росой умываюсь да босиком бегаю, потому такая молодая и красивая. Это нормально. Здесь медицинская этика должна быть безупречна – это репутация и клиники, и врача! За рубежом же зачастую открыто говорят о проведенных коррекциях, даже бравируют этим. Но, я думаю, это просто вопрос ментальности, а не показатель развития общества.

Досье

Что мы знаем о Катарине Картамышевой

Катарина Николаевна Картамышева родилась в Новоалтайске. В 1983 году окончила Барнаульское базовое медицинское училище по специальности «Зубной врач», затем – Киевский медицинский институт. Кроме того, в активе Катарины Картамышевой ряд профильных медицинских специализаций, в том числе с дипломами международного образца.

В 2000 году Катарина Картамышева создала и возглавила салон «Антуриум», который быстро трансформировался в клинику эстетической и лазерной медицины. На сегодняшний день «Антуриум» входит в число крупнейших профильных частных медицинский организаций в Алтайском крае.

С конца 2006 года г-жа Картамышева выпускала журнал «Идеальная форма». «Он был востребованным, и в положенное время смог выйти на окупаемость, - говорит она. - Тем не менее прибыль оказалась неравноценна затратам, в первую очередь, моральным. Несколько месяцев назад я удачно передала проект в «добрые руки».

Катарина Картамышева замужем. В семье три девочки: 19, 17 и четырех лет. Как говорит о своих увлечениях сама г-жа Картамышева, «у меня очень женское хобби – я люблю вышивать».