февраль 6, 2015
В последнее время законодатели так часто "перетряхивают" документы, которые регламентируют жизнь и порядки на дорогах страны, что даже многие специалисты уже начинают путаться во всех изменениях. Что уж говорить о простых автомобилистах. Однако знать о нововведениях все же необходимо.
Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов
2014 год принес много нового участникам дорожного движения. Например, и стало сложнее получить права . Целый букет поправок вступил в силу осенью: так, , разрешили , запретили инспекторам и обязали владельцев мопедов и скутеров . Обо всем этом "Свободный курс" и и подробно писали.
Наступивший год обещает быть не менее насыщенным на нововведения. Некоторые из них принесут определенные послабления, но в большинстве случаев автомобилистам стоит ждать ужесточения нормативной базы. Некоторые тенденции продолжатся (например, в апреле прогнозируют еще один рост тарифов ОСАГО — примерно на треть), а в чем-то произойдет откат, как в случае с люфтом штрафа за превышение скорости в 20 км/ч. Впрочем, обо всем по порядку.
1. Уголовная ответственность за "пьяную" езду
Такую меру будут применять к тем водителям, кто попадется "под мухой" второй раз. За первый будут забирать права на срок от 1,5 до 2 лет, а в дополнение выпишут уже не 30, а 50 тыс. рублей штрафа. Если лишенный водительского удостоверения за пьяную езду сядет за руль без прав, штраф составит уже 200 тыс. рублей.
Жестче будут обходиться и с виновниками "пьяных" ДТП. Если в аварии будут пострадавшие, нетрезвый водитель может сесть в тюрьму на срок от 2 до 10 лет (сейчас "потолок" — 2 года). А если в ДТП погибнут 2 и более человек, за решетку горе-водителя посадят на 5–15 лет. Соответствующий закон вступит в силу с 1 июля 2015 года.
2. Оформление ДТП без инспекторов ГИБДД
Также с 1 июля участникам аварий без пострадавших предписано покинуть место происшествия и освободить проезд, если они мешают движению. Это делается для того, чтобы из-за мелких ДТП не возникали пробки. То есть оформлять протокол следует где-нибудь на обочине. Однако перед тем как съехать туда, водители должны заснять место аварии и ее последствия на фото и видео.
Попавшие в незначительную аварию и не имеющие разногласий водители по-прежнему могут самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП для страховой компании и не вызывать полицию. А если ни у одного из фигурантов столкновения нет желания получить страховую выплату, то с 1 июля ДТП можно будет вовсе никак не оформлять.
3. "Подсвеченные" пешеходы
С 1 июля российские пешеходы должны будут носить в темное время суток светоотражающие элементы — так называемые "фликеры". Это коснется тех, кто идет по обочине неосвещенной дороги вне населенного пункта. Размер штрафа за отсутствие "фликера" пока не утвердили. Подобное правило действует во многих европейских странах, но как его воспримут в России и кто будет следить за соблюдением этой нормы закона — пока загадка.
4. Налог на роскошь
Осенью владельцы автомобилей дороже 3 млн рублей впервые получат квитанции на оплату транспортного налога с более высокими, чем прежде, суммами. В зависимости от года выпуска повышающий коэффициент достигает от 1,1 до 3. В список облагаемых налогом на роскошь Минпромторг включил 187 моделей автомобилей.
5. Штраф за резину
1 января 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Он запрещает ездить на автомобиле не на зимней резине в декабре, январе и феврале. За нарушение этого требования ввели штраф в 500 рублей. Однако уже в феврале Госдума рассмотрит поправки, увеличивающие сумму наказания в 20 раз.
1. Заменить права станет проще
Минздрав подготовил новый порядок медицинского осмотра водителей, который нужно пройти при получении нового удостоверения или замене старого. Из списка семи обязательных для посещения врачей предлагается исключить хирурга (для всех граждан), а также ЛОРа и невролога (для кандидатов на получение прав категорий A и B). Соответствующий документ опубликован на Едином портале размещения правовой информации, где проект пока находится в стадии публичного обсуждения.
2. Продажа "красивых" номеров
Депутаты Госдумы скоро в очередной раз рассмотрят возможность легализации черного рынка по продаже "красивых" номеров. Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин выразил уверенность, что в 2015 году закон все-таки будет принят.
3. Штраф за превышение на 10 км/ч
С 1 сентября 2013 года водителей наказывают только за превышение скорости более чем на 20 км/ч. Вернуть прежний люфт в 10 км/ч предлагает МВД: их соответствующий законопроект уже прошел публичные слушания. Если документ примут без корректировок, то штраф за превышение от 10 до 40 км/ч будет составлять 500 рублей.
4. Скидка на штрафы
Госдума одобрила поправки в КоАП, предусматривающие 50%-ную скидку при оплате штрафа за нарушение ПДД не позднее чем в течение 20 дней с момента вынесения постановления (закон предоставляет нарушителю 60 дней). Однако за серьезные нарушения скидку все-таки не дадут. К таким нарушениям относятся езда в состоянии алкогольного опьянения, повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, движение по "встречке", управление незарегистрированным автомобилем и причинение вреда здоровью легкой и средней степеней тяжести в ДТП. Минимальные штрафы в размере 500 рублей тоже придется платить полностью — на них действие послабления не распространяется. Пока дата вступления поправок в силу — 1 января 2016 года, однако ряд депутатов настаивают на переносе сроков на май 2015 года.
5. Права подорожают в 6 раз
Поправки в Налоговый кодекс предполагают, что пошлина на получение водительских прав значительно подорожает — с нынешних 800 до 4,5 тыс. рублей. В ГИБДД считают, что это заставит кандидатов в водители тщательнее готовиться к экзаменам.
1. Ограничение "жизни" грузовиков и автобусов
Минпромторг представил законопроект, который определит предельные сроки эксплуатации коммерческого транспорта. Мера будет достаточно жесткой. Например, для грузовиков массой не более 3,5 тонны предельная планка составит 18 лет (затем постепенно ее будут снижать до 12 лет); свыше 3,5 тонны — 20 лет (позднее сократится до 15 лет). Автобусы для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест и максимальной массой не более 5 тонн — 18 лет (в перспективе — 12 лет). Если законопроект примут, ограничения начнут действовать уже с 1 июля.
2. Ограничения новичкам
ГИБДД предлагает запретить водителям со стажем менее двух лет буксировать транспортные средства и перевозить пассажиров на мототранспорте. Также начинающим водителям собираются запретить управление транспортным средством, на котором перевозят опасный, крупногабаритный или тяжеловесный груз.
3. Сборы с большегрузов
Правительство намерено ввести сборы с 12-тонных автомобилей за проезд по дорогам регионального и межмуниципального значения, а также по федеральным трассам. Это своеобразная компенсация за тот вред, что тяжеловесы наносят асфальту.
Владельцы 12-тонных авто должны были начать оплачивать езду по федеральным трассам с 15 ноября 2014 года, но саму систему взимания платы (она должна базироваться на данных измерений системы ГЛОНАСС) сделать не успели, из-за чего перенесли дату старта платного проезда ровно на год, то есть на ноябрь этого года.
4. Алиментщики без прав
Законодатели намерены лишать водительских прав злостных должников. Согласно проекту закона речь идет об "уплате алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда со смертью кормильца; компенсации морального вреда; выплате выходных пособий и авторских вознаграждений". Однако если потеря прав лишит неплательщика "основного законного источника средств к существованию", то водительское удостоверение у него забирать не станут. В первом чтении Госдума эту идею уже одобрила.
5. Налог с привязкой к экологическому классу
Систему исчисления транспортного налога для легковых автомобилей правительство хочет переделать так, чтобы "стимулировать" их владельцев покупать новые машины. Идея в том, что хозяева авто с двигателями класса ЕВРО-3 и ниже должны платить налог до 4 раз больше остальных. Если это произойдет, нововведение ударит более чем по 60% автомобилистов России (именно столько в стране машин в категории "старше семи лет").
На 22% сократилось в 2014 году количество ДТП с пешеходами на федеральных трассах Алтая.