февраль 13, 2015
12 лет назад служба заказа такси "Максим" совершила революцию в сфере таксомоторных перевозок. Предприниматели из Кургана не стали образовывать свой таксопарк. Вместо этого создали систему продаж заявок клиентов независимым перевозчикам и немало в этом преуспели: сейчас служба заказа такси "Максим" представлена в 86 городах, включая Барнаул и Бийск. Этот успех радует не всех: власти в разных регионах, включая Алтайский край, не раз пытались закрыть "Максим" за то, что не все работающие под их брендом водители получили необходимую для работы лицензию; конкуренты же строили им козни. О том, как компания преодолевает трудности, кто и почему приходит работать в такси и будет ли "Максим" расти в Алтайском крае, рассказал ее директор Максим Шушарин.
Максим Шушарин, директор службы заказа такси "Максим".
— Почти год назад власти объявляли о намерении закрыть "Максим" в регионе. Как мы видим, этого не произошло. Но, на ваш взгляд, был ли реальный риск того, что им удастся это сделать? И почему чиновникам и ГИБДД не удалось воплотить задуманное?
— Служба заказа такси "Максим" работает в полном соответствии с законодательством РФ. Правовых оснований закрыть компанию нет, кому бы этого ни хотелось. Мы оказываем информационные услуги — формируем базу данных заявок на перевозки и обеспечиваем к ней доступ независимым перевозчикам. Эта деятельность не лицензируется и не регулируется нормативными актами о таксомоторных перевозках. Отличия службы заказа от таксопарков довольно существенные и очевидные, но нам пришлось их доказывать в суде. Мы не просто защитили свое право работать. Важно, что у предпринимателей-перевозчиков Алтайского края, которым было выгодно и удобно работать с нами, такая возможность осталась.
— Ощущаете ли вы сейчас какое-либо административное давление?
— Давления сейчас нет. Более того, мы тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, которые обращаются к нам за помощью.
— В чем это выражается?
— С нами сотрудничает много водителей, которые ездят по всему городу и перевозят много клиентов. К нам обращаются за помощью в поиске свидетелей, установлении обстоятельств тех или иных событий. И мы всегда по возможности помогаем следствию.
— За короткое время вам удалось стать одним из лидеров рынка, к которому формально вы и не относитесь. И вы его, безусловно, изменили. Как вы можете охарактеризовать эти изменения?
— Служба заказа не является перевозчиком, но имеет непосредственное отношение к рынку такси — работает на нем. Дело в том, что силами одних только таксопарков рынок никогда не мог и не сможет полностью удовлетворить спрос населения на таксомоторные перевозки. Поэтому возникла более современная и гибкая форма оказания услуг. Она основана на принципе разделения труда: служба заказа привлекает клиентов и перевозчиков, высокотехнологичный контакт-центр обрабатывает заявки, таксисты перевозят пассажиров.
Технологии действительно меняют рынок. Классических таксопарков, где были бы свои автомобили, диспетчеры, станции технического обслуживания и медицинские работники, остается все меньше. Фирмы такси перестают тратить деньги на содержание собственных диспетчеров, которые записывают заявки на листке, а заключают договоры со специализированным контакт-центром. Автоматизация деятельности контакт-центра позволяет руководителям фирм получать аналитику, детальные отчеты по заказам. Это выгодно и открывает новые возможности контроля и оптимизации бизнеса. Главное, что услуги такси становятся качественнее и доступнее населению.
—За этой схемой будущее?
— Развитие такси, скорее всего, не вернется к классической схеме таксопарков. Более того, для пассажира даже лучше, когда водители работают на личных машинах, работают на себя, заботятся о своем транспорте, аккуратнее ведут себя на дороге. Ожидаем увеличения числа водителей, которые работают с разрешением, исполняя требования законов.
— Насколько остро вы ощущаете конкуренцию с традиционными компаниями такси? Есть ли враждебность с их стороны?
— Сейчас острых проявлений враждебности по отношению к нам нет. В прошлом было: горел личный автомобиль руководителя подразделения службы заказа такси "Максим" в Бийске, портились и громились наши рекламные конструкции. Эти события активно обсуждались в СМИ и интернете. Были мнения, что это такой пиар у нас. Вандальные действия конкурентов обернулись против них же самих: узнаваемость нашего бренда увеличилась.
— Знаю, многие недовольны тем, что вы перетягиваете к себе их кадры.
— Кадры мы не перетягиваем, мы просто создаем для перевозчиков благоприятные условия сотрудничества, постоянно их улучшаем, модернизируем программное обеспечение. А выбор всегда за водителем, где и как ему зарабатывать.
— Есть стереотип, что в "Максим" "берут кого попало". Расскажите, кто приходит к вам на работу и многих ли вы отсеиваете?
— Если бы все водители были "кто попало", у нас не было бы клиентов. Закон предусматривает ряд специальных требований для перевозчиков — это наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, общего водительского стажа не менее трех лет и ряд других. Наличие разрешения — одно из основных требований, предъявляемых компанией к перевозчику. В случае если к нам в офис приходит водитель, не имеющий разрешения, наши менеджеры дают подробную консультацию по порядку его получения. Помимо этого, служба заказа ведет отбор водителей по знанию города, типу и состоянию автомобиля, моральным качествам. Если внешний вид водителя, манера общения или представленные документы вызывают сомнения, ему отказывают в сотрудничестве.
Служба заказа такси "Максим" постоянно работает над улучшением качества обслуживания. Действует обратная связь через сайт taximaxim.ru и операторов. По каждой претензии мы проводим тщательную проверку и можем применить штрафные санкции к виновному перевозчику, вплоть до прекращения сотрудничества. Но очень часто мы получаем благодарности от клиентов.
—Не все ваши водители все-таки получают лицензию. Есть ли у вас какая-то система преференций для легальных таксистов?
— Все водители с нами работают в равных условиях в плане процентов комиссии, но они могут иметь приоритет в получении заявок, если готовы обклеить свое авто нашей рекламой (это могут сделать только легально работающие таксисты).
— Одно время вы проводили масштабную рекламную кампанию: из радиоприемников в супермаркетах людей настойчиво приглашали "косить бабло на личном авто". Сейчас обороты сбавили. Вам уже не нужен такой приток водителей?
— Целью этого аудиоролика было привлечь внимание аудитории, и она успешно достигнута. С тех пор вся линейка рекламной продукции компании обновлена. Мы по-прежнему приглашаем водителей к сотрудничеству.
— Из-за кризиса некоторые люди уже теряют работу, закрывают бизнес. Ощутили ли вы в связи с этим свежий приток желающих заработать на извозе?
— Да, приток желающих работать в такси увеличился. Экономические кризисы всегда стимулировали развитие этого рынка. Даже если рост спроса на услуги замедлится, работы будет достаточно.
— Корректировали ли вы в последнее месяцы тарифы и намерены ли делать это в ближайшее время?
— В течение 2014 года цены службы заказа такси "Максим" существенно не менялись. Происходили лишь небольшие колебания, связанные в основном с дорожной ситуацией. Традиционно для рынка такси в Новый год действовал двойной тариф, но сразу после праздника мы вернули стандартные цены.
— О каких колебаниях вы говорите?
— Пробки, объезд аварийных и ремонтируемых участков, сильный мороз, снежные заносы, гололед. Те ситуации, которые приводят к увеличению стоимости оказания услуг или резкому росту спроса на услуги.
Сейчас главная проблема — это увеличение стоимости оказания услуги при одновременном снижении покупательной способности населения. Пока спрос на услуги службы заказа такси "Максим" не снизился. Что будет дальше, сложно прогнозировать.
Расходы на оказание услуги такси складываются из разных компонентов: топливо, страховки, разрешения, амортизация, мойка, ремонт, налоги, планируемый доход перевозчика. Многие товары и услуги, которые сказываются на деятельности такси, дорожают. Если продолжится рост цен, то в конечном итоге это может привести к увеличению стоимости поездки.
— Есть ли планы запустить "Максим" в других городах Алтайского края, помимо Барнаула и Бийска?
— Да, в Алтайском крае есть еще города, которые представляют для нас интерес.
— Какие?
— Пока рано об этом говорить. О начале работы в каждом городе мы уведомляем местные СМИ.
— А сколько водителей в Алтайском крае на вас сейчас работает?
— Это не публичная информация.
— Пару лет назад в Алтайском крае произошло ДТП с семью погибшими по вине водителя такси. Это происшествие стоило бизнеса владельцу компании. А несет ли сейчас служба заказа такси какую-либо ответственность в случае ДТП? Или все претензии пострадавший может предъявлять только непосредственно к исполнителю?
— Перевозчик самостоятельно несет ответственность перед пассажиром за надлежащее исполнение взятой заявки, а также за любой ущерб, причиненный ему своими действиями. Однако служба заказа может выступать в качестве посредника между перевозчиком и пассажиром с целью скорейшего урегулирования споров.
— В Сети одно время обсуждали скриншоты СМС, которые получали ваши водители. Они содержали советы по поводу того, что говорить инспекторам, чтобы избежать обвинений в незаконной предпринимательской деятельности. Сейчас в Сети таких обсуждений почти нет, вы отошли от такой практики?
— Правовая помощь водителям направлена на то, чтобы помочь им избежать необоснованных — я подчеркиваю — необоснованных претензий правоохранительных и надзорных органов, защитить свои права. Водители в любой момент имеют возможность получить грамотную юридическую помощь.
Об опасности профессии таксиста
— Автомобиль сам по себе — источник повышенной опасности, всегда есть вероятность попадания в ДТП. А вопросы личной безопасности неизменно актуальны для профессии таксиста. Достаточно вспомнить недавний случай: 15 января 2015 года в Барнауле двое пассажиров пытались задушить таксиста, чтобы покататься на его машине. Почти в каждой фирме такси есть водители, которые становились объектами разбойных или хулиганских нападений. Не существует способов предотвратить нападение на водителя, за исключением изолирования водительского места особо прочными непроницаемыми материалами, но и это нереально. Любые разговоры на этот счет — всего лишь демагогия.
О водителях в "Максим"
— В такси работают самые разные люди. Для большинства это подработка, у них есть основное место работы. Среди тех, для кого такси — это основной заработок, одни сотрудничают только с нами, другие — сразу с несколькими службами заказа. Есть и вполне обеспеченные люди, которые приходят в такси за новым общением и опытом. Например, с нами уже несколько лет сотрудничает женщина — директор салона красоты. Есть реаниматолог, учитель физики, атаман казачьего войска и даже священник.
Максим Викторович Шушарин родился 12 ноября 1977 года в Кургане. Имеет два высших образования: историческое (Курганский государственный университет) и юридическое (Уральская государственная юридическая академия). Женат, воспитывает троих детей.
10% составляет комиссия службы заказа с каждой заявки.