февраль 13, 2015
Сергей Алексашенко, экономист.
gdb.rferl.org
Глядя на Минских соглашений, его нельзя назвать ни завершением конфликта, ни итоговым компромиссом, который решает все проблемы. Это – соглашение о перемирии, которое в данный момент конъюнктурно было выгодно всем участникам встречи в Минске:
Порошенко получил мирную передышку и очередное соглашение с МВФ, кредиты которого не могут предоставляться странам, находящимся в состоянии войны (это, кстати, ответ на часто встречающийся вопрос – почему Украина не объявит о состоянии войны с Россией),
Путин отвел угрозу новой волны санкций, показав, что он пока не готов идти на повышение ставок в тот момент, когда его экономический корабль начал сильно крениться,
Оланд подтвердил право Франции называться великой дипломатической державой и думает, что этим "утер нос" Саркози с его миротворческой ролью в грузинском конфликте,
Меркель может немножко отойти в сторону и нейтрализовать давление, которому она подвержена с двух сторон: бенефициаров экономического сотрудничества с Россией, которые требуют смягчения санкций, и защитников демократических ценностей, которые требуют ужесточения санкций и поставок летального оружия на Украину.
Выгодно Минское соглашение и президенту Обаме, которому очень хочется, чтобы украинский конфликт решался внутри Европы и не требовал от него принятия каких-либо новых решений.
Соглашения о перемирии бывают устойчивые и не очень, и я не хочу спекулировать домыслами относительно судьбы Минска 2.0. Мне не хочется, чтобы лилась кровь, по мне худой мир, он, все-таки лучше доброй ссоры! Но я очень хорошо понимаю, что в тексте минских соглашений полно "подводных камней", которые могут разрушить хрупкое равновесие. Так, например, там нет четкого и ясного решения абсолютно конкретного вопроса о судьбе Надежды Савченко или Олега Сенцова. Вы скажите, что есть пункт об освобождении всех заложников и незаконно удерживаемых? А я уверен, что на это российский президент, известный своей юридической подкованностью, может смело ответить, что они-то удерживаются законно, поскольку задержаны на основании решений российского суда.
А как вы считаете, пункт о выводе иностранной военной техники и наемников относится к российским отпускникам, которых наши правоохранительные органы наемниками не считают? А если военная техника, поставленная непризнанным республикам, уже списана из российских военных частей и не числится у них в хозяйстве, то она считается иностранной? А ""разоружение незаконных вооруженных формирований" относится ко всем боевикам, воюющим на стороне сепаратистов?
Список вопросов без ответов можно продолжать. Но, тем не менее, я считаю, что хорошо, что в Минске было хоть что-то подписано. Судьбу и цену этого документа мы поймем очень скоро и увидим, будет ли это Прага-1938 или Потсдам-1945.
Кто хочет сделать, тот ищет способ, кто не хочет – тот ищет оправдания. Минские соглашения придутся ко двору и тем, и другим. И этим они хороши.