февраль 19, 2015
18 февраля в Камне-на-Оби состоялось широкое обсуждение возможного объединения города с прилегающим к нему районом. В Камень приехал целый десант краевых чиновников во главе с вице-губернатором Виталием Снесарем, они встретились с руководством города, депутатами, общественностью. Итог обсуждения оказался неоднозначным. Край и представители администрации района убеждали собравшихся, что вхождение Камня-на-Оби в состав района позволит превратиться двум отстающим территориям в один перспективный и развивающийся муниципалитет. Однако многие из пришедших, особенно жители города, так и не нашли для себя однозначных плюсов объединения.
Вместе с тем, уже 24 февраля депутаты и города, и района будут принимать решение о проведении референдума. Но если позиция района выглядит сегодня понятной, согласительной, то обсуждение данного вопроса в гордуме будет происходить на фоне, во-первых, сомнений ряда депутатов в его правильности, а во-вторых, конфликта с главой администрации города. Однако если депутаты и города, и района примут все же положительное решение, то уже в конце апреля – начале мая жители двух территорий должны будут сказать свое "да" или "нет" объединению.
Открывая обсуждение вопроса 18 февраля, Виталий Снесарь сказал, что тема эта "серьезная, животрепещущая". "К подобного рода сюжетам мы подходим выверено, тщательно, и только после серьезных, длительных консультаций", - сказал он. С точки зрения властей края, к объединению Камень-на-Оби и Каменский район подталкивает неблагоприятная социально-экономическая ситуация в обоих муниципалитетах. О том, насколько она плачевна, рассказала замначальника Главного управления экономики и инвестиций Вера Ельникова.
По ее данным, в числе наиболее грустных показателей:
Вера Ельникова обозначила три направления развития территорий: первое - развитие экономического потенциала, включающее создание благоприятных условий ведения бизнеса, инфраструктурного обеспечения, второе – совершенствование социальной инфраструктуры, третье – улучшение качества муниципального управления, предполагающее проектное управление. В случае активной позиции местных властей, считают в Главэкономики, к 2025 году можно будет достичь следующих результатов: увеличение объема инвестиций более чем в 2 раза, объема сельского хозяйства – в 1,5 раза, доли занятых в малом бизнесе – до 50%, сокращение объема безработицы в 1,4 раза, доведение номинальной зарплаты до средней по районам, т. е. 50 тыс. рублей.
Первой о выгодах объединения заговорила зампредседателя краевого финкомитета Зинаида Метревели. По ее словам, в результате того, что поступления от НДФЛ в районы составляет 50% против 20% - в город, бюджет объединенного муниципалитета только на счет этого налога дополнительно получит более 100 млн. рублей. Бюджетная обеспеченность составит около 6 тыс. рублей на каждого жителя. Единый муниципалитет сможет участвовать на более выгодных условиях в госпрограммах (объем софинансирования у районов меньше). Кроме того, уровень господдержки по ряду направлений зависит от количества ее получателей, и здесь объединение тоже пойдет на пользу. Также, по словам, Метревели, в течение 2016-2017 годов объем краевых дотаций территориям, прописанный сегодня в бюджете края, будет сохранен.
Еще один козырь в пользу объединения назвал Виталий Снесарь, отвечая на вопрос altapress.ru.
Под объединенную территорию будет принята программа социально-экономического развития с соответственной корректировкой инвестиционных планов, ведомственных программ и т.д. Чисто механического объединения двух администраций и большего поступления налогов, конечно, недостаточно. Точки роста мы объединим в совместной работе, будем помогать подыскивать инвесторов. Есть серьезные основания полагать, что разработка программного документа, организационные мероприятия и более высокие финансовые поступления позволят видеть каменскую зону территорией опережающего развития.
Программа развития, по словам вице-губернатора, будет готова ориентировочно к маю. То есть ознакомиться с ней и с основными путями развития территории жители смогут уже после проведения референдума.
Такова позиция краевых властей, выступающих за объединение муниципалитетов путем присоединения города к району. Однако не все жители города согласны именно с такой постановкой вопроса.
Наиболее четко спорные моменты сформулировал глава города, председатель каменского парламента Александр Кулик.
Он одним из первых еще пару лет назад заговорил о необходимости слияния Камня-на-Оби и прилегающего района. Однако он считает, что присоединять нужно район к городу, как сделали, объединив Славгород и Славгородский район и создав единый городской округ. (Предлагаемая же Камню схема была реализована в Змеиногорском районе, где Змеиногорск стал городским поселением, центром района).
По мнению Александра Кулика, в пользу "славгородской" модели говорит как минимум численность населения – 43 тыс. в городе против 12 тыс. в районе. Не очень понятно, как 2-3 депутата от Камня (при существующей норме представительства в районном совете) смогут отстаивать интересы жителей, число которых почти в четыре раза больше, чем в районе. Беспокоятся по этому поводу и в социальных городских ведомствах, где не уверены, что им удастся защитить в новом объединенном парламенте интересы городских учреждений. Ответ на этот вопрос дала Стелла Штань, зампред комитета по местному самоуправлению краевого заксобрания. Она сказала, что региональные депутаты готовы пересмотреть норму представительства городских депутатов в районном парламенте.
Кроме того, считает Кулик, объединение по "змеиногорской" модели означает, что сохранятся две администрации (района и городского поселения) и два представительных же органа, в случае же присоединения к городу таких органов осталось бы по одному, что позволило бы сэкономить больше средств на содержание властей.
Нужно оставлять одну администрацию, один должен быть руководитель, чтобы не было разночтений, тогда территория будет процветать.
И Кулик, и другие городские депутаты уверены, что "почувствовать" дополнительные 100 млн. рублей доходов они смогут в лучшем случае в переходный период – 2016-2017 годов. Впоследствии, уверены они, ситуацию выровняют - рост собственных доходов приведет к сокращению краевых дотаций. А в городе бюджет и вовсе снизится, так как у городского поселения по закону меньше полномочий, чем у округа, соответственно, вместе с полномочиями из бюджета "уйдут" и доходы. Впрочем, краевые власти и не скрывают, что хотели бы видеть объединенную территорию более самостоятельной в финансовом плане. Отвечая на вопрос депутата Константина Рябова, чем хуже "славгородский" вариант объединения, Виталий Снесарь ответил, что в этом случае будет создан муниципалитет, значительно зависящий от краевого бюджета. "Мы же призываем вас к самостоятельности", - подчеркнул он.
Вместе с тем, руководители городских соцучреждений уже сейчас задумываются, какие аргументы они приведут своим подчиненным в пользу объединения с районом. Они надеялись, что с потерей статуса городского округа смогут рассчитывать на сельские льготы и доплаты. Однако судя по всему этого не случится, и в таких программах, как "Земский доктор", они участвовать не смогут.
Впрочем, все спорные вопросы еще предстоит обсуждать. На это настроены все стороны процесса.
Считаю, что модель объединения должна быть досконально изучена и продумана, чтобы каждому жителю она была понятна и доступна. Мы должны выйти к населению с четким пониманием. Вопросы, задаваемые сегодня в зале, не должны возникать. Если сегодня говорят, что Каменский район занимает 48 место по животноводству, то мы должны объяснить людям, как присоединение поможет обеспечить рост этого сегмента. И так по каждому вопросу. Мы должны понимать, что за все наши обещания придется нести ответственность.