Уникальная операция: с головы семилетней девочки алтайские врачи удалили гигантскую опухоль

сентябрь 5, 2008

– Владимир Анатольевич сказал, что у меня волос не будет на этом месте… – тянет в больничном коридоре девчушка с забинтованной головой. – Мы потом что-нибудь придумаем и сделаем тебе волосы, – обещает мама.

Обе теперь надеются только на хорошее: 14 августа семилетней Алене из Красноярского края алтайские врачи удалили с головы гигантский невус.

«Гриб» на голове

Невус напоминал черную шапку или гриб – занимал две трети волосистой части головы. Из-за него девочка не могла нормально спать и последний год почти все время ходила в косыночке.

– У нее с рождения было небольшое родимое пятно, постепенно оно увеличивалось, – рассказывает Любовь Краус , мама Алены. – Где мы только не были: и по экстрасенсам ее возили, и по бабкам – все надеялись, что без операции обойдемся. Но в последний год опухоль начала интенсивно расти, стала ее беспокоить, чесаться. Бугристая, страшная… Аленка ночью проснется, сядет в кровати и стучит по ней что есть силы – чесать-то ее не могла. Она и мокнуть начала, запах такой нехороший гнилостный...

В красноярской больнице семье Краус сказали, что удалять невус нужно частями. Сделали две операции. Однако после них опухоль стала расти с удвоенной силой.

– Отсекли кусочки, но любое вмешательство в данном случае дает бурный рост, – констатирует Владимир Тулупов , заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии барнаульской город­ской больницы № 5. – Это очень опасно для невуса и может спровоцировать раковый процесс.

Восстановление после двух операций шло очень тяжело, но красноярские врачи предупредили Любовь Краус, что их потребуется еще как минимум восемь. Мама с дочерью решили добиваться приема в Барнауле: знакомый доктор рассказал, что алтайские медики могут взяться за такой случай. Хотя обычно подобные операции делают в Москве или Санкт-Петербурге.

«Был риск, что это меланома»

– Когда я посмотрел девочку, понял, что просто в условиях отделения челюстно-лицевой хирургии сделать операцию невозможно – случай крайне запущенный,– рассказывает Владимир Тулупов.– Я обратился к директору клиники профессору Шойхету, по его инициативе был созван консилиум в составе ведущих специалистов края, которые могли оказать помощь Алене. Мы создали совместную бригаду, в нее вошли заведующий краевым ожоговым центром Константин Волощенко, главный врач краевого онкодиспансера Александр Лазарев, профессор Яков Шойхет.

Алтайские врачи решили полностью удалить «гриб» с Аленушкиной головы, за это взялась бригада Владимира Тулупова. Вторым этапом стала пересадка кожи: с ножек девочки взяли лоскуты размером около 30 кв. см и закрыли участок на головке. Специально для этого в больницу №5 привезли оборудование из ожогового центра, а проводили пересадку врачи под руководством Константина Волощенко.

Четыре дня после операции Алена провела в реанимации.

– Ей делали обезболивающие уколы сразу после операции, а она – буду боль терпеть, лишь бы их не ставили, – вспоминает мама девочки. – Уколов только и боится!

Врачи же опасались, что новообразование окажется злокачественным. Был риск, что у ребенка, возможно, меланома – одна из самых опасных опухолей, но определить заранее, перед операцией, это очень сложно.

– По внешним признакам было ощущение, что этот процесс наступает, – признается Владимир Тулупов. – Мы наблюдали все признаки нехорошего роста – опухоль зудилась, нагнаивалась, кровоточила. Но нам уже пришли послеоперационные анализы, они подтвердили, что это гигантский невус. Теперь все закончилось – это не меланома, и ребенок будет жить.

…Лоскуты кожи на голове Алены уже прижились. Заживают ножки – со временем на них не останется практически никаких следов. На прошлой неделе врачи разрешили девочке вставать, до этого она почти три недели провела лежа на животе. Когда в больницу приехали журналисты «СК», Алена собиралась первый раз за долгое время выйти на улицу, а по больничным коридорам она уже вовсю бегала. И повязка, белый платочек на аккуратной Аленушкиной головке, очень ей шла.

Справка

Невус – порок развития, при котором на коже, слизистых оболочках или сетчатке глаза, появляются пигментные пятна или новообразования. Невусы возникают чаще всего после рождения или в первые годы жизни.

Цифра

Около 3 часов длилась операция Алены Краус. Из них примерно 40 минут заняло удаление невуса, а остальное время ушло на пересадку лоскутов кожи.

Цитата

Владимир Тулупов , хирург:

– Волосики у девочки на этом месте расти не будут, потому что лоскуты кожи взяты с другого места. Но это проблема будущего. Здесь шла речь о спасении жизни ребенка, потому что еще немного времени – и мог начаться злокачественный процесс.

Факт

Алене Краус сделали операцию 14 августа, в день рождения ее мамы. «Я получила от алтайских врачей самый большой подарок», – признается она. Самой девочке 24 сентября исполнится восемь лет. Совсем скоро она пойдет во второй класс.