Не просто селфи. Как развивается рынок коммерческой фотографии в Барнауле

февраль 20, 2015

Бурное развитие цифровой эры позволило каждому почувствовать себя фотографом: сегодня камеры в некоторых телефонах могут больше, чем профессиональные фотоаппараты прошлых поколений, а приличное оборудование вполне доступно с точки зрения бюджета. В результате многие ощутили себя специалистами и активно пополняют армию коммерческих фотографов. Плотность предложения "зашкаливает", и в определенных сегментах рынка успех зависит вовсе не от мастерства фотографа, а от его коммерческих талантов и широты круга общения.

Барнаульский фотограф.
Михаил Хаустов

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Хобби бывших невест

Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов
По приблизительным данным, которыми обеспечивают профильные каталоги и статистика, в Алтайском крае на каждые 3 тыс. человек приходится как минимум один фотограф. В Барнауле соотношение составляет примерно 1:1700. По оценкам экспертов, индустрия интенсивно прибавляла в течение пяти лет, в большей степени вырос сегмент бытовой и репортажной фотографии (свадьбы, семейные фотосессии, портреты, корпоративы, детские праздники). Преимущественно отряд фотографов пополнялся за счет дам: как отмечает глава студии "Авторитет" Владимир Вдовин, на рынок вышли бывшие невесты и молодые мамы. Но с количественным ростом это направление фотоуслуг изрядно потеряло в доходности. "Для большинства из них и других новичков фотография — это хобби, им не надо зарабатывать и думать о повышении прибыли. В результате цены на бытовую съемку с 2011 года упали в два-три раза", — говорит Вдовин.
Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов

И действительно: опрос молодоженов последних лет говорит именно о такой разнице. Так, в 2011 году работа фотографа в течение всего дня с последующей обработкой снимков стоила от 12 тыс. рублей, в конце 2014 года — от 5 тыс. рублей. Фотограф Юлия Давыдова считает, что демпинг — вполне оправданная мера, но только для новичков. "Все когда-то начинали, и если мало опыта, то и цена должна быть соответствующей. Но плохо не то, что они снимают дешево, некачественно, а что они сразу именуют себя профессионалами". Эксперты отмечают, что фотографы такого типа редко выходят за пределы нижнего ценового сегмента бытовой съемки. "Не стоит забывать, что профессиональный фотоаппарат не значит профессиональный фотограф. И большинство тех, у кого качество работ под вопросом, в лучшем случае остаются на уровне бюджетных свадеб. И только самые целеустремленные развиваются и со временем становятся узнаваемыми", — уверен руководитель компании ASP Film Анатолий Коваль.

Остановись, мгновенье

Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов
Стремительный рост предложения спровоцирован не только доступностью фототехники, но и, разумеется, спросом. Эксперты единодушно говорят о том, что развитие социальных сетей стало мощнейшим катализатором для отрасли: за "лайки" люди готовы на многое. "Когда смотришь в ленте на чужие красивые фотографии, невольно возникает желание получить такие же. И многие приходят на съемку для того, чтобы выложить новое фото в соцсети и создать о себе позитивное впечатление", — уверена Юлия Давыдова. При этом социальные сети, равно как и интернет, в принципе также являются своеобразным инструментом для самообразования потенциальных заказчиков. Вот что говорит об этом фотограф Степан Степанский: "Многочисленные публикации на тему фотографии учат элементарным вещам, формируют вкус. Даже посредством многократного селфи человек начинает понимать, что лучше не “как дурак сфоткаться”, а сделать съемку с хорошим светом и так далее".

По мнению экспертов, люди довольно быстро становятся грамотными заказчиками благодаря "насмотренности" в глобальной сети на работы гуру фотографии с мировыми именами. Заказчики берут с таких снимков идеи и требуют с местных мастеров аналогичного качества. При этом требовательность бывает разная. Нередко она формулируется в "хочу, чтобы было круто". И тогда, как говорит Анатолий Коваль, начинаются "пляски с бубном". Фотограф Кирилл Бабий считает, что такой подход с опытом исчезает. "С каждой фотосессией у профессионального фотографа заказчик совершенствуется и учится четко ставить задачу". А еще заказчики входят во вкус и существенно расширяют перечень жанров коммерческих фотографов. Если лет пять назад рынок ограничивался свадьбами, корпоративами, рекламой и портретной съемкой, то сегодня востребованы семейные фотосессии, съемки новорожденных и домашних питомцев и т. д. "Приходит понимание мимолетности момента, его ценности. И люди стремятся сохранить его на снимке, что меняет сам рынок фотоуслуг", — говорит Давыдова.

Пофотал — и свободен

Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов
Говоря о перспективах развития индустрии, эксперты полагают, что не за горами гармонизация рынка. При этом одни считают, что ожидаемое подорожание аппаратуры остановит численный рост отрасли, а получившие негативный опыт взаимодействия с непрофессионалами заказчики расставят приоритеты в пользу истинного мастерства. Таким образом, рынок очистится от избыточной "пены". Другие опрошенные считают, что однодневки уйдут сами, не выдержав сложностей и низких заработков. "Многих фотография привлекает кажущейся легкостью профессии. Ведь мало кто вначале задумывается, что стоит за красиво оформленным диском с милыми фотографиями. Но это только кажется, что “пофтотал” — и свободен", — говорит фотограф Алена Бацунова. С коллегой солидарен Степан Степанский: "Так как фотограф обычно с неподдельным удовольствием работает над заказом, увлеченно обсуждает будущий проект, у заказчика часто создается впечатление невероятной легкости этой работы. А значит, он не считает нужным хорошо оплачивать твое удовольствие. Соответственно, редко у кого фотография становится действительно бизнесом, приносящим прибыль".
Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов

Так или иначе, а эксперты уверены: профессионалы не останутся ни без клиентов, ни без достойных заработков, в частности, это видение относится к среднему и верхнему сегментам рынка. При этом заказчикам следует подготовиться к повышению стоимости работ фотографов. "Последние пару лет можно было, обновляя технику, держать цены на одном уровне. Но в этом году, учитывая рост цен на оборудование, придется проиндексировать стоимость на 15–20%", — сообщил Анатолий Коваль. Также специалисты планируют зарабатывать больше за счет растущего мастерства. "Цены растут как соответственно темпу инфляции, так и соразмерно профессиональному совершенствованию", — уверен Кирилл Бабий.

Некоторые участники рынка не исключают и обратного сценария: в отрасль придет еще больше непрофессионалов, которые в новых экономических реалиях обратятся к фотографии как к возможности хоть как-то заработать на жизнь. Обладателей такого мнения немного. Но даже если сбудется их пессимистический прогноз и рынок коммерческой фотографии захлестнет новая волна дилетантов, вряд ли стоит ожидать существенной паники "на борту": в конце концов, как гласит профессиональная шутка, фотографы — это единственные люди, которые рады негативу.

Мнения экспертов

Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов

Рекламная фотография не вступает в кризис

Если бытовые съемки дешевеют благодаря орде фотографов-однодневок, то рекламные проекты стали менее рентабельными и востребованными по иным причинам. Об этом "СК" рассказал руководитель студии "Авторитет" Владимир Вдовин:

Вымывание с рынка средних предприятий, отсутствие конкуренции у крупных привело к снижению цен на рекламную фотографию, а затем и к падению спроса как такового. Свой вклад в ситуацию вносят и корпоративные специалисты по рекламе, которых учат продавать только за счет акций и скидок, а о правильной визуальной подаче предприятия или продукта задумываются только перед выставкой. Отсюда имеем достаточно низкий уровень визуальной культуры у компаний, чему способствует и популяризация фотобанков, в ряде случаев полностью замещающих оригинальные фотографии предприятий для сайтов и полиграфической продукции.

Многие заказчики недооценивают роль хорошей фотографии, не видят ее конечный результат в виде повышения прибыли компании. Сегодняшний тренд мимолетности бизнеса, возможно, просто не позволяет компаниям смотреть так далеко и под таким углом: завтра будет другое событие, другой продукт, другой бренд. И поэтому нужен максимальный результат за короткий срок и, конечно, подешевле. Однако нельзя сказать, что рекламная фотография даже на таком ограниченном рынке, как Алтайский край, вступает в кризисную фазу. По-прежнему есть заказчики, у которых процесс фотографирования производства или продукции продумывается на квартал или год и вставляется в график работы. Есть компании, над фотопроектами которых работает не один фотограф, а большая творческая бригада, и результаты этого труда в конечном счете ощутимо сказываются на прибыльности заказчика — иначе не было бы в истории местной рекламной фотографии партнерств, длящихся 10–15 лет.

Мы оцениваем качество с точки зрения достижения эффекта

Фотографы часто сетуют, что заказчики ориентируются прежде всего на стоимость работ. Однако у клиентской стороны несколько иной взгляд: нередко решающим фактором бизнес называет портфолио фотографов. Вот что об этом говорит ведущий маркетолог сети фитнес-клубов "Сафари" Юлия Герасименя:

В первые годы работы сети у нас не было сложных постановочных фотопроектов, серьезных задач для фотографов. В основном нам было необходимо снимать внутриклубные мероприятия, и никаких особенных требований к этим работам мы не предъявляли. Но когда сеть вошла в новую фазу развития, у нас возросли требования, появились куда более серьезные цели в части презентации клубов, в том числе и посредством фотографии. Те ребята, которые делали репортажи с мероприятий, не могли решить эти задачи, и перед нами встала проблема выбора действительно профессионального подрядчика для имиджевых и рекламных проектов. Нельзя сказать, что это был чрезвычайно сложный и длительный процесс: в Барнауле хорошо развит рынок, представлены как универсалы, так и специалисты в конкретных направлениях. Мы ориентировались на портфолио: нам было важно найти многогранного мастера, успешно работающего в разных жанрах и при этом любящего экспериментировать. Довольно быстро мы остановили свой выбор на одной из студий и не пожалели: фотограф прекрасно понимает наши цели и умеет найти пути их достижения. При этом мы оцениваем результат работы фотографа не с позиции "красиво — не красиво", а с точки зрения достижения эффекта: реакция клиентской аудитории является хорошим индикатором. Выбранный нами специалист, кроме технического профессионализма, обладает важными, на наш взгляд, качествами: умеет расположить к себе, со?здать комфортную атмосферу во время фотосессии, подобрать наиболее удачный рисунок снимка и относится к своей работе с душой. Я считаю, если фотограф не умеет этого делать, ни многолетний опыт человека, ни самая современная аппаратура не даст заказчику максимального эффекта.

Рынок в цифрах

Как формируется стоимость

Люди, фотографирующие Барнаул.
Михаил Хаустов

Фотографы формируют свой прайс-лист, учитывая все нюансы трудозатрат и накладные расходы. В частности, на итоговую цену влияют время работы, амортизация оборудования, транспортные расходы, привлечение смежных специалистов (стилиста, декоратора, визажиста и пр.), аренда студии и при необходимости стоимость печати снимков. Эти параметры поддаются точному обсчету, в отличие от ряда других, оцениваемых совершенно субъективно. К таким можно отнести срочность выполнения заказа (особые обстоятельства могут обойтись заказчику втрое дороже), сезонный фактор, риски работы и ее сложность. Так или иначе, фотографы в Алтайском крае стараются придерживаться цен, обеспечивающих им от 5% до 30% рентабельности, — в зависимости от уровня мастерства, специализации фотографа, его географической принадлежности и особенностей сезона.

При выборе фотографа эксперты рекомендуют заказчикам внимательно изучать портфолио мастеров.

Факт

215 тыс. рублей — цена самого дорогого фотопроекта, выполненного в Барнауле в 2014 году. Это были съемки для корпоративного календаря крупной российской компании.