февраль 27, 2015
Александр Ракшин, гендиректор "Марии-Ра", победил в конкурсе "Менеджер года" уже в восьмой раз из 12 возможных. Это интервью мы начали готовить еще в декабре, накануне церемонии награждения победителей, но с тех пор встречались трижды, чтобы внести правки. "Слишком быстро меняется ситуация: не по дням, а по минутам", - объяснял Ракшин. В своем интервью он рассказал, как компания перестраивается в кризис, почему он не боится "Ашана" и о том, как санкции помогут алтайским производителям.
Александр Ракшин, гендиректор компании "Мария-Ра".
Олег Богданов, altapress.ru
- Александр Федорович, почему, на ваш взгляд, алтайский бизнес вновь проголосовал за вас?
- Голосуют не за меня, а за компанию "Мария-Ра". Это одна из крупнейших компаний в Сибири с 18 тыс. сотрудников. Сегодня это крупнейший налогоплательщик в крае. Мы обслуживаем более 750 тыс. покупателей ежедневно. Люди практически каждый день пользуются нашими услугами. Многие проголосовавшие за нас предприниматели даже не сотрудничают с нами – они скорее наши потребители.
За меня как за руководителя компании многие голосуют уже чисто автоматически. Хотя я все меньше участвую в управлении компании и постепенно передаю полномочия менеджерам. При этом мои дети, Алла и Евгений, играют все более важные роли в "Марии-Ра", а я только помогаю дальше развивать сеть. Сегодня моя роль вполовину меньше, чем 10 лет назад, когда все на мне замыкалось и приходилось трудиться по 16 часов в день без выходных. Сейчас уже позволяю себе больше отдыхать, а моя команда трудится на благо компании, и на мой имидж, раз люди по-прежнему голосуют за меня. Хотя в списке тех, за кого проголосовали, в этом году было уже пять представителей "Марии-Ра".
- Если честно, не совсем. Пришлось вносить корректировки в связи с кризисом. И скажу откровенно — при росте компании всегда отстают тылы, поэтому сбои неизбежны. Мы планировали прирасти на 20%, .
Хотя по продаже продуктов выручка увеличилась на 19%. Меньший прирост по общей совокупной выручке связан с тем, что в этом году мы перестали принимать на кассах оплату за телефоны. Это не наша вина – наши партнеры, которые обеспечивали техническую возможность перевода средств, лишились лицензии. И уже длительное время мы находимся в переговорах с поставщиками услуг, чтобы снова принимать платежи на кассах.
С учетом кризиса у нас нормальные показатели. В декабре все ведущие розничные компании показали рост в районе 33%. Мы приросли на 32% - наравне с лучшими. Поэтому мы удовлетворены итогами года, но всегда надо хотеть достигать большего. В любом случае, в самом начале кризиса мы допустили некоторые просчеты.
- В середине года мы не очень быстро перестроились. Прозевали кризисное изменение спроса. Сейчас внесли корректировки в связи с той ситуацией, в которой оказался наш потребитель.
- Да. Не скорректировали ассортимент и цены. Сейчас средний достаток снизился и мы берем тренд в сторону, что называется, "ливерной колбасы".
- Да, снижаем долю продуктов премиум-класса. А удельный вес дешевых продуктов растет. В 2008 году, мы например, полностью выводили из ассортимента шампанское Asti Mondoro. Потому что не покупали. Сейчас все идет в том же направлении.
- Вы, наверное, тоже на себе ощущаете – раньше на 1 тыс. рублей можно было набрать два полных пакета, а теперь для этого надо потратить 2 тыс. рублей. Денег ни у кого не добавилось. В этом и есть ощущение кризиса.
Еще не так давно был на рынке – обратил внимание, что все идет к дефициту. Сильно сократилась линейка европейских товаров – многие были ввезены еще до эмбарго и продавались вплоть до Нового года. Сейчас они исчезли, и отечественные товары стали дорожать.
Но, с другой стороны, в такой ситуации становится выгодно производить продукты в России. Мелкие предприниматели могут закрыть эту нишу. При сильном рубле было выгодно ввозить продукцию из-за рубежа – дешевле, чем производить свои товары. Поэтому многие производства вымерли. Сейчас они будут восстанавливаться и производить конкурентоспособную продукцию.
Когда мы начинали в 1993 году, можно было браться за любое направление – все было выгодно. Сейчас ситуация повторится – любое направление по производству продуктов будет прибыльным. Это уникальная возможность для предприятий.
- Эти проблемы были всегда. Когда мы начинали, никто не давал нам денег. Мы брали под 360% годовых! Да, там была высокая инфляция. Зато все осознавали, что праздновать 10 дней на новый год – это разорительно. Потому что за 10 дней твоя задолженность росла на 10%.
Сейчас ставки заградительные. Мы в последней декаде декабря брали у банков 2 млрд. рублей для расчета с поставщиками. Ставки у четырех банков, с которыми мы работаем, были от 28% до 36%. И невозможно было получить деньги даже с открытой кредитной линией. Сейчас ситуация меняется буквально по дням, если не по часам – ставки снижаются, банки активно предлагают деньги.
Но по своему кредиту мы рассчитались сразу после Нового года. Потому что под такие ставки можно либо заимствовать на короткие сроки, либо быть авантюристом, который не собирается рассчитываться.
С другой стороны, в Европе бизнес получает кредиты под 2-4%. Но при их переизбытке производства в миллион раз сложнее вписаться в рынок. У нас это сделать гораздо проще, особенно при нынешнем дефиците.
- Мы постоянно этим занимаемся. Именно оптимизация помогла нам выжить в 2008 году. За год до того кризиса мы начали измерять производительность и эффективность труда.
Сейчас мы также занимаемся борьбой за снижение расходов. У нас до сих пор в компании только одна или две машины — все сотрудники ездят на личных автомобилях.
Мы уже на 80% перешли на электронный документооборот. Сейчас делаем то же самое в отношениях с поставщиками коммунальных услуг и компаниями, которые предоставляют нам различный сервис. Это тоже приводит к сокращению затрат.
Сейчас договариваемся о совместных закупках бананов, апельсинов и других продуктов с нашими коллегами. Это сети-лидеры из других регионов России – мы с ними не конкурируем. Такие закупки также позволяют экономить.
Еще ведем переговоры с местными производителями. Например, договорились с Барнаульской трикотажной фабрикой. Если мы раньше продавали трикотажную продукцию из зарубежа, то теперь это будут алтайские товары, которые можно будет купить во всех регионах Сибири, где мы присутствуем. Этому тоже поспособствовал кризис. Раньше наша продукция была почти сопоставима с иностранной по качеству, но по цене проигрывала. Теперь после девальвация цены отечественных предприятий стали выгоднее.
- Я занимаюсь развитием, то есть открытием новых магазинов. Также я все активнее занимаюсь социальным блоком, популяризацией оздоровления и сегодня мне это приносит больше удовлетворения, чем экономические показатели.
Но осенью я взялся помогать своим сотрудникам в оперативном управлении в условиях обострения кризиса. Как в военное время, когда все решения должны приниматься оперативнее, иначе можно проиграть. Сейчас борьба за покупателя обостряется с каждым днем. Будем биться за клиента: при падении его покупательского спроса мы обязаны подстраиваться под это и давать выгоду клиенту.
- Мы входим в число крупнейших семейных компаний в России. Наших высоких результатов не было бы без вклада членов семьи.
Сын Евгений вносит огромный вклад в развитие компании. Все крупные объекты строятся под его руководством. Например, к весне будет запускаться "Волна", которой занимается Евгений. Также он на 100% контролирует производственное направление.
Дочь Алла также играет ключевую роль. За ней, как за каменной стеной. Порой меня спрашивают про отдельные финансовые показатели, а я их не знаю. Мне не верят, но это так. Если бы это был чужой человек, то пришлось бы вникать. А так я знаю, что Алла — один из лучших финансистов края. И мы имеем лучшие условия по кредитованию и самые низкие ставки. И у нас нет ни одного невыполненного обязательства перед банками, поэтому даже в кризис у нас нет проблем с финансированием. Хотя скорость движения всех документов сегодня снизилась, и мы не можем быстро проводить все операции и получать кредиты.
- Рано или поздно конкуренция здесь выйдет на уровень Запада. Даже в Барнауле сегодня присутствуют не все федеральные операторы. Из первой десятки нет Х5, "Монетки", "Ашана". Тот же "Магнит" открыл пока всего десяток магазинов — это еще не конкуренция. "О'кей" пока запустил только одну точку.
- Это решение Евгения. Он договаривался с президентом "Ашана", который приезжал в Барнаул. В свое время мы решили не распыляться: что не пойдем в большой формат, а будем заниматься магазинами у дома. А с "Ашаном" будем сотрудничать как девелоперы.
- Страшно — не страшно, а они все равно придут сюда. Буквально на днях проезжал по Челюскинцев — там уже в огородах на месте частного дома построили магазинчик, в котором открылся "Магнит".
Здесь надо не противодействовать конкурентам, а улучшать свой сервис. Противостоять — это путь в тупик. Когда нам кто-то пытался противодействовать в районных центрах, тот проиграл. А тот, кто искал у нас недостатки и пытался на этом поле нас переиграть, тот остался на рынке.
- Конечно.
- Естественно, нет. Но магазины разные. Там, где не ошиблись с руководителем – все хорошо. А где ошиблись, то ищем как это исправить — дополнительно обучаем или меняем.
- Да, сегодня этот фактор играет серьезную роль. Мы занимаемся автоматизацией процесса. Движемся в правильном направлении, но не все еще сделано, чтобы снизить зависимость от человеческого фактора. В сфере обслуживания все равно будут продавать не роботы. Все будет зависеть от контакта человека с покупателями.
- Гамбургеры могут быть одинаковыми, а обслуживание нет. В случае с услугами качества добиваться сложнее.
- Если человек говорит "машка", но идет к нам, это значит, что для него мы не имя нарицательное. Гораздо хуже, если человек будет называть "машенькой", а пройдет мимо. Если критикуют, но ходят, то значит мы не потеряли клиента. Критикуют с одной целью – хотят, чтобы мы стали лучше.
Что касается небогатых людей, то мы никогда не собирались быть вторым "Бахетле". Каждый выбирает свою нишу. Мы сразу ориентировались на людей со средним достатком.
- Сейчас у нас 714 объектов, за два-три года мы откроем оставшиеся 300 магазинов. Работа должна вестись не просто в направлении 1 тыс. магазинов. Главная цель — повысить эффективность. Например, на днях принял решение продать магазин в Томске, потому что он недостаточно эффективен.
Есть отдаленные перспективы по Семипалатинску, Павлодару, Усть-Каменогорску.
- Я в свое время проявлял интерес к конкурсу и предлагал проводить не просто конкурс ради конкурса. Должна была быть польза от людей, которые чего-то сами достигли. В результате сейчас проходят встречи с молодыми предпринимателями.
На мой взгляд, сделали абсолютно правильно, когда разбили конкурс по отраслям. В крае много талантливых людей, которые занимаются бизнесом. Я бы еще предложил ввести номинацию для лучших новичков – как по отраслям, так и в целом по алтайскому бизнесу. Это был бы большой вклад в поднятие престижа предпринимательской деятельности. Таких начинающих звезд надо выводить в свет, приводить в пример.
Следующим шагом должно стать открытие школы для начинающих предпринимателей. Сегодня такого в крае нет. Недавно я разговаривал с одним из первых алтайских бизнесменов Валерием Покорняком, который хочет открыть подобную школу для предпринимателей. В свое время те же коммунисты имели партийную школу. А сегодня даже мы, передовая компания региона, не являемся для университетов площадкой для прохождения практики. Это нонсенс.
Где же они приобретают навыки, если не идут в передовую компанию? Поэтому сегодня мы и видим, что приходят выпускники с пятерками в дипломах, но с нулевым уровнем подготовки. На мой взгляд, реформы высшего образования у нас еще не начинались, хотя мы уже 25 лет живем при капитализме. Кстати, в наших планах — выплачивать стипендию студентам, которые успешно совмещают учебу и работу в нашей компании.
А на уровень обсуждения проблем бизнеса с властью проект "Школа успеха" пока не вышел. Надо делать следующий шаг – пресса должна поднимать свою значимость в обществе и выводить конкурс на более высокий уровень в плане создания площадки для выстраивания отношений бизнеса с властью. Сегодня отсутствие этих взаимосвязей являются тормозом для экономики. Нужно добиваться того, чтобы власть еще больше поддерживала предпринимателей как людей, которые что-то уже сделали и хотят приносить пользу региону.
Чтобы спрашивали у бизнесменов: "Чем тебе помочь, чтобы ты больше денег в бюджет заплатил?"
- Недавно читал одну статью о том, что сегодня себестоимость продукции на 30% состоит из расходов на проверяющие организации. Пока это продолжается, капитал будет убегать. Все эти структуры не нацелены на оказание помощи бизнесу. Они нацелены только на то, что бы на гора выдать свои внутренние показатели по ведомству. Зачастую все это делается не на благо страны.
Государство дало возможность каждой из этих структур разорить тебя. Причем на законных основаниях. Зачем развивать бизнес, если ты ночами не спишь и понимаешь, что тебя в любую минуту могут разорить? Даже в 1990-е годы не было такого произвола. От бандитов легче было отбиться, потому что они понимали, что работают за рамками закона. А здесь боятся лишний раз выписать меньший штраф, потому что еще заподозрят, что взятку получил. Это же абсурд.
- Мы свои планы по развитию выполнили на 90%. Это на четверку. Идем в нужном направлении и в принципе небольшие колебания всегда допустимы. Мы стали более технологичной компанией.
Главное достижение — вырос уровень всех сотрудников компании. Мы стали грамотнее. Все наши управленцы и рядовые сотрудники меняют менталитет. Приходит понимание, что сегодня нельзя жить, как жили вчера. Это очень хорошо.
Если же брать внешние события, то самое значимое, пожалуй, то, что наконец-то Алтайский край после принятия санкций оказался более востребованным в масштабах России. Все осознали, что край производит 50% гречихи, он — продовольственная житница страны. Санкции при всем их негативе дали шанс краю поднять сельское хозяйство и пищевую промышленность на более высокий уровень.
- В компании есть стратегия и азарт — платить больше всех налогов. В опросе "Менеджер года" я всегда честно говорил, что голосую за "Эвалар". Я не знаком с их руководством, но они — один из крупнейших налогоплательщиков в крае. И это многое говорит об их результате. Думаю, у нас тоже придут времена, как в Китае, где любого руководителя оценивают в первую очередь по сумме отчислений в бюджет.
И сегодня мы гордимся тем, что платим больше всех налогов в крае — они измеряются миллиардами рублей. И в этом году они увеличились на 37%, несмотря на кризис.
В 2013 году мы заплатили во все уровни бюджета в Алтайском крае 3,6 млрд. рублей. В 2014 году эта сумма составила 4,9 млрд. рублей. Это не только розничная сеть, а весь наш холдинг. И это только в Алтайском крае.
- Мы боремся со всеми монополистами, которые поставляют услуги. Даже на вывозе мусора бьемся за каждый рубль. Доходит до абсурда — где-то руководитель поселения создает дочернюю компанию и открыто говорит, что кроме него эту услугу никто здесь не окажет. И выставляет цену в три раза выше. Но мы с этим боремся — нанимаем компанию из другого города, которая вывозит мусор. Так выходит дешевле. И такая мышиная возня продолжается постоянно.
- В Кош-Агаче, на границе с Монголией, мы хотим построить нестандартный магазин. Как-то приехав туда, я увидел, что в поселке нет ни одного дерева. А у людей даже в условиях сурового климата всегда будет потребность выпить чашку горячего чая в комфортном месте. Так появилась идея построить торговый комплекс с садом и фонтаном внутри. Надеемся, что этот проект станет визитной карточкой России на приграничной территории.
- Наша компания – один из главных пропагандистов здорового образа жизни. У нас в России сейчас нет более дешевого и доступного способа оздоровления, чем ходьба на свежем воздухе по обустроенным трассам. Они должны быть в каждом населенном пункте края, как это сделано в Европе. Не нужны миллиардные затраты на дворцы спорта, спортзалы, бассейны. Тропа стоит в сотни и тысячи раз дешевле, чем любой спорткомплекс.
Мы в этом убедились сами, построив трассы здоровья в Барнауле и Рубцовске. Барнаульская трасса в следующем году будет отмечать десятилетний юбилей. И сегодня за выходные ее уже посещают более 20 тыс. людей разного возраста.
Понятно, что сейчас все думают, как бы выжить в кризис, но даже наш министр экономического развития Алексей Улюкаев недавно произнес крылатую фразу: "В кризис надо сохранять спокойствие и думать о здоровье". Я с этой фразой согласен на 300%.
Еще мы с председателем краевой Федерации лыжных гонок Борисом Глумовым хотим посетить неделю лыжного спорта в Швеции. Это самые массовые лыжные соревнования, где участникам от 7 до 97 лет, они преодолевают дистанции протяженностью от 3 до 90 км. Каждый день стартует от 5 до 16 тысяч человек. У них места на старте на 90-километровой трассе продаются за год до самих соревнований. В 2014 году 15800 мест раскупили за 90 секунд. Мы хотим посмотреть, как это организовано у них и внедрить что-то у нас.
Мы хотим построить спортивный комплекс, где будут проходить массовые мероприятия и лыжные соревнования самого высокого уровня. Там должны быть база, гостиница, лыжный стадион.
Также в планах компании – открыть свою детскую спортивную школу. Меня часто спрашивают знакомые, куда отдать ребенка для занятий лыжами. Но у нас сегодня нет такой спортивной школы в городе.
Александр Федорович Ракшин родился в 1951 году в селе Алтайском Алтайского края. Окончил среднюю школу. В 1968 году поступил в Барнаульский педагогический институт на факультет физвоспитания. После окончания вуза работал тренером, преподавателем физкультуры в барнаульской школе № 64. В марте 1993 года в Барнауле появился первый магазин "Мария-Ра". Сегодня в состав сети входит более 700 магазинов в пяти регионах Сибири.