Власти могут расторгнуть договор купли-продажи Речного вокзала. Новые подробности

февраль 27, 2015

26 февраля состоялся градостроительный совет в администрации Барнаула, на котором побывал корреспондент Недвижимость.altapress.ru. Здесь презентовали предложения по застройке территории Речного вокзала. Однако обсуждение концепции архитектурно-планировочных решений, заказчиком которых по сути выступила компания "Сибирия", отошло на второй план. Первостепенной стала проблема статуса земли. Непонятным для собравшихся образом он сменился еще в феврале 2014 года. Вызвала вопросы и легитимность сделки купли-продажи участка, которая состоялась в 2013 году между Западно-Сибирским пароходством и компанией "ПрогрессН". В итоге градосовет все предложения по застройке речного отверг, зато нацелил представителей власти детально разобраться в сложившейся ситуации. Теперь самое трудное - найти решение, учитывающее интересы горожан.

Проект Речного вокзала презентовали на градостроительном совете.
barnaul.org

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Предложения "Сибирии"

Коротко скажем об архитектурно-планировочных решениях, которые подготовил на основе техзадания "Сибирии" Сергей Черепанов, руководитель мастерской "Графит". Коротко, потому что большая часть деталей общественности. В первом архитектор предлагает сочетать высотку со зданием переменной этажности и предусмотреть в них жилье, фитнес- и торговый центры. Во втором решении - уже четыре "свечки". И, наконец, третье добавляет территории функциональности. В нем появляется гостиничный комплекс.

Все варианты предполагают сквозные проходы со стороны города к набережной, а также подземную парковку. Ее кровля станет дворовой территорией жилых домов. Общественную набережную предлагают увеличить и, конечно же, наполнить ее социально-значимыми объектами: кафе, ресторанами, эстрадой, катком и т.д.

Дорога в тупик

Пришедшие на градостроительный совет архитекторы уверены: земля под зданием Речного вокзала и прилегающая к нему набережная являются общественно-деловой зоной (ОД). То есть здесь нельзя строить жилье не только из соображений комфортности проживания людей, но и чтобы не ограничивать доступ горожан к набережной. Однако представитель компании "ПрогрессН" Анна Самарина (юридический собственник территории) продемонстрировала заключение городской архитектуры. В нем речной заявлен как общественно-жилая зона (ОЖ) - жилье здесь строить можно.

Члены градосовета предположили, что процедура по смене статуса земли прошла с нарушениями. "Изменения в правила застройки города не внесены. Это значит, что протокол публичных слушаний не был принят администрацией города", - резюмировал главный архитектор города Сергей Боженко. Кроме того, собравшиеся указали и на то, что изменения не внесены и в генплан города. Речной там по-прежнему остается общественно-деловой зоной. Нет правок и в схеме территориального развития Алтайского края. В ней поддержанию и развитию речного сообщения отводится значимая роль.

Проект Речного вокзала презентовали на градостроительном совете.
barnaul.org

Внимание собравшихся сосредоточилось и на легальности сделки купли-продажи участка. "Почему у него нет обременения, предписывающего сохранить изначальную функцию территории? Данный пункт хитро-мудро исключен из договора купли-продажи. Здесь поработали хорошие юристы", - сказал Сергей Боженко. Этот вопрос - потенциальная основа для судебных исков крайадминистрации, результатом которых может стать расторжение сделки.

Впрочем, администрация по словам Светланы Чаузовой, замглавы Барнаула по градостроительству и земельным отношениям, выдала владельцу участка ГПЗУ (градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории - прим. ред.). "В нем указано, что здесь можно строить многоэтажные жилые дома с помещениями общественно-социального назначения", - сказала Светлана Чаузова. Также она подчеркнула, что у муниципалитета нет сегодня средств на выкуп площадки (напомним, что собственник за нее 290 млн. рублей).

Общественно-деловой речной

Что делать с территорией Речного вокзала и набережной - вопрос, который не имеет ответа до сих пор. Собравшиеся на градосовете говорили о том, что у города, например, нет планетария или солидного выставочного центра, где не стыдно провести выставку. Также архитекторы неоднократно возвращались к вопросу сохранения речного пароходства. И вопросу бережного отношения к зеленым парковым зонам города.

Проект Речного вокзала презентовали на градостроительном совете.
barnaul.org

Однако все эти решения требуют государственных инвестиций, дотаций. Русло реки нужно чистить, чтобы речной транспорт мог перевозить людей. Строительство выставочного центра нужно дотировать, ибо вряд ли здание будет окупать себя. Ну сколько выставок проходит в городе? Поставить здесь очередной ТРЦ или "офисник" – значит, заморозить деньги инвестора. Причина ясна - Барнаул действительно перенасыщен торгово-офисными помещениями и потому часть из них пустует.

Выход может помочь найти конкурс среди профессиональных архитекторов на застройку территории. Вопрос - кто его профинансирует?

Другие проблемы застройки речного:

* Жилье - это система. Здесь у будущих жильцов нет возможности учиться. Нет школ и детских садов в шаговой доступности. Однако, по словам Сергея Черепанова, компания "Сибирия" планирует строить детский сад на 50 мест в шаговой доступности от возможного жилого комплекса. Кроме того, частный детсад есть по адресу улица Приречная, 1.

* Озвученные на градосовете архитектурные решения выходят за границы участка, которым владеет компания "ПрогрессН". Разработчик предлагает организовать парковочные места для посетителей набережной на федеральных землях. В будущем это чревато конфликтом интересов: собственник строения - коммерческая организация, собственник земли - администрация.

* В предложенном проекте включена разворотная трамвайно-троллейбусная площадка. Ее перенос проблематичен и затратен. Это беспокоит Светлану Чаузову.

* Предложенные архитектурные решения неудачны, потому что закрывают панораму города с обеих сторон. Как со стороны моста, так и со стороны Ленинского проспекта. Между тем, по словам Евгении Реутовой, руководителя мастерской "Концепт", Барнаул располагает уникальной панорамой со стороны реки. Далеко не каждый город может похвастать такими видами. "Я просто убит представленными архитектурными решениями. Не зовите меня больше на такие мероприятия", - сказал Станислав Зенков, руководитель "Проектной компании".

Проект Речного вокзала презентовали на градостроительном совете.
barnaul.org

Еще один открытый вопрос

На градостроительном совете, состоявшемся 26 февраля, рассматривался и вопрос строительства жилого комплекса на территории бывшего завода "Лакт". Защищать свои идеи пришла целая команда специалистов от компании "Селф". Архитектор Сергей Черепанов отвечал на вопросы, адресованные только архитектуре проекта. Выступая же по речному, он был вынужден комментировать юридические коллизии, сопровождающие новую историю набережной и Речного вокзала. Заказчика представляла Анна Самарина, имевшая на руках документ о смене статуса земли, но, очевидно, не имевшая прав заявить: "такое решение имеет собственник и он докажет свою правоту".

Между тем губернатор Алтайского края Александр Карлин по-прежнему в своем отношении к перспективам застройки речного. Чиновник требует соблюдения интересов города и говорит о том, что несмотря на то, что участок находится в частной собственности, у власти есть рычаги управления ситуацией .
Юлия Абрамкина.