Шоплифтинг. Как на Алтае развивается популярное развлечение с криминальным оттенком

март 25, 2015

Шоплифтинг — тихий вынос товара из розничного магазина — в последнее время стал набирать обороты в нашей стране. Оно и понятно: времена нынче непростые, люди экономят буквально на всем. А чтобы не называться некрасивым словом "воры", причисляют себя к популярному направлению, понятие которого родилось в Америке еще в середине 1940 годов вместе с появлением первых магазинов самообслуживания. Сейчас в мире каждые пять секунд совершается одна кража в сфере розничной торговли. Продавцы пытаются с этим бороться разными способами, но все тщетно: воров меньше не становится. 

Ритейл.
Анна Зайкова

"Маркеру" пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти, а после на условиях анонимности уговорить алтайских шоплифтеров и людей, от них страдающих, рассказать о том, как развивается это развлечение в нашем регионе.

Алексей М., 20 лет,
студент:

В стоимость товаров включено около 3% наценки, которые и покрывают все убытки. Грубо говоря, рубль с каждой купленной бутылки пива уходит на покрытие суммы украденной другим человеком жевательной резинки. Разве я должен платить за это? Шоплифтер — это такой "санитар супермаркета", он выравнивает сумму купленных и полученных на халяву товаров в корзине. И здесь работают два главных правила.

Во-первых, всем пофигу. Никто ни за кем не следит. Охранники и администраторы обычно заняты имитацией бурной деятельности, а в голове у них лишь одна мысль — скорее вернуться домой. Кассирши тоже находятся в состоянии некоего транса, монотонно пробивая товар. К тому же они устают сидеть по 8-12 часов на одном месте и хотят домой. Им совершенно некогда и лень искать в покупателях преступников. А во-вторых, мы имеем полное моральное право брать товар у зажравшихся владельцев огромных торговых сетей, потому что безликие и бездушные корпорации наживаются на нас.

Другое дело, что можно попасться и получить "административку". Но здесь как повезет. А вообще самое главное — не бояться, вести себя спокойно, а в случае чего — бежать со всех ног, не дав себя обыскать или вызвать полицию. Лично мне пока везет.

Марина С., 27 лет,
домохозяйка:

Я бы не сказала, что я профессиональная воришка. Заниматься этим я начала от скуки. Мой новорожденный ребенок первое время после не давал мне ни минуты покоя. Бесконечные слезы, памперсы и соски вводили меня в депрессию. Мне как воздух нужна была встряска. Я блуждала с коляской по торговым центрам, смотрела на все эти баночки с косметикой и флакончики с духами как на спасение. Но новомодный парфюм был мне не доступен. И тогда я решила, что, раз мой драгоценный сыночек меня так допекает, то пусть становится моим соучастником. Я просто брала очередную помаду или духи и бросала в коляску под пеленки и подгузники. Ни разу на выходе из магазина охранники меня не задерживали. Никто не хотел лезть под обкакавшегося младенца и задерживать это визжащее чадо в помещении еще хотя бы на минуту. Так что продавцы даже не догадывались, какую порцию радости я порой уносила с собой! А о продуктовых супермаркетах и говорить нечего. Лишняя баночка детского питания не казалась мне преступлением. В какой-то момент это переросло в небольшую манию, и даже мой супруг за меня испугался. Я ведь иногда хвасталась ему своими успехами. Сейчас сынок уже подрос, и я не могу позволить себе такой роскоши. Меня ни разу за все время не поймали, хотя, мне казалось, иногда смотрели косо и осуждающе вслед. Мой главный совет: если у тебя нет детей, ходи в магазин с подругами, у которых они есть. Добычу можно поделить пополам, а если на выходе кто-нибудь обыщет ребенка, смело можно сказать: "Извините, я не заметила, как он это схватил" и, хлопая глазками, отдать товар обратно.

Алина И., 22 года,
продавец магазина косметики и товаров для быта:

Товар у нас, безусловно, воруют. Чаще всего это мелкие вещи, ведь их легко спрятать в карман. Воры обычно разных возрастов и с абсолютно разными доходами.

В прошлом году мы поймали женщину средних лет с помощью видеокамеры. Дама взяла туалетное мыло, походила с ним немного и, спрятавшись за покупателями, как бы незаметно положила его в карман. То же самое она сделала с лаком для ногтей. На выходе ее остановил администратор. Денег у нее с собой не было (по крайней мере, так она сказала), поэтому мы просто забрали товар и вернули его на место. Я сама ее проглядела, хотя вела она себя очень подозрительно. В следующий раз, когда она придет в магазин, за ней будут пристально следить.

Чаще всего людям стыдно, особенно, когда их буквально ловят за руку. Но попадаются разные "экземпляры". Например такие, некоторые просто говорят администратору: "Давай уладим?". Или с наглыми глазами утверждают: "Я просто забыл рассчитаться". Пенсионеры говорят: "Не увидел кассу", "Непонятно, где у вас касса". Дети тоже воруют. Ловили с машинками, даже иногда догонять приходится мальчишек.

Мы же все материально ответственные. Если не хватает у покупателя денег, то мы точно в этом не виноваты. Но за украденный товар нам все равно придется платить, а мы ведь тоже обычные люди, тоже хотим что-то купить, и в дураках остаемся. Просто платим за других из своих заработанных средств. Значит, не понимают ворующие этого. И видеть это печально.

Игорь Х., 31 год,
администратор продуктового супермаркета:

Мое мнение насчет таких людей одинаково, пусть они хоть шоплифтерами себя называют, хоть еще кем-то — это воры. Наглые, бессовестные воры. Никогда с такими не церемонился и не собираюсь. Бабушка ли это, ребенок ли, девушка ли хорошенькая — все они для меня вмиг теряют свою привлекательность и обаяние, когда попадаются с поличным. Кража — это преступление, между прочим, уголовное. Вы не товар с полки воруете — деньги у нас из кармана. И за это, если попались, должны нести полную ответственность. Чтобы в следующий раз неповадно было.