Что изменится в России после принятия антикоррупционных законопроектов?

октябрь 9, 2008

В минувшую пятницу президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу пакет антикоррупционных законопроектов. Документы зарегистрированы и направлены спикеру Борису Грызлову. Депутаты уже начали знакомиться с поправками. Увидим ли мы эффект после принятия законов? Ведущие российские эксперты по просьбе «СК» рассуждают на эту тему.

«Нужна политическая конкуренция»

Кирилл Кабанов , председатель Национального антикоррупционного коми­тета:

– В законопроекте дано определение коррупции, показаны направления действий репрессивного характера: наказания, ответственность чиновников. При этом есть определенные пробелы. Например, в случае с конфликтом интересов. В проекте написано правильно: государственный служащий не может занимать должности в тех отраслях бизнеса, которые он курировал ранее, в течение двух лет. Конечно, этот срок можно сделать больше – четыре-пять лет, как это принято во всем мире. В принципе, правильная норма. Но при этом есть запятая: но он может занять должность без этого срока, если ему позволит работодатель. Прописан механизм: должна быть создана комиссия по конфликту интересов. Если она будет зависеть от администрации или руководства, то это опять же коррупционная схема. Для того чтобы уйти в бизнес или бизнесу купить выгодного ему человека, он может проплатить эти назначения.

Дело кроется в мелочах. Сокращен список близких родственников, которые должны декларировать имущество и собственность. Ими теперь являются жена и/или несовершеннолетние дети. Когда заполняется анкета при поступлении на государственную службу, указывается большой спектр родственников: братья, сестры, родители, дети, но почему-то, когда дело доходит до декларирования доходов, мы берем суженный круг.

Многое зависит от ряда других законопроектов. Будет ли принят зубастый закон «О СМИ». Будет ли, в конце концов, заинтересовано само общество в этом. Ведь оно инфантильно, не верит в изменения. Нельзя думать, что будет принят закон и все сразу заработает. Мы даем юридическую базу, запускаем механизмы. А дальше многое зависит от общества. Если обществу это интересно, то оно всегда сможет навязать свой интерес власти. Достаточно вспомнить, как у вас получилось в истории со Щербинским.

Чтобы была запущена правоприменительная система, нужна политическая конкуренция. Она начинает проявляться в зачаточной форме.

Если не будет массового экспертного обсуждения этого законопроекта, если все эксперты скажут, что закон беззубый и на этом точка, – тогда мы получим замыленные законы и продолжение господства коррумпированной бюрократии.

И еще. Без борьбы с высшей коррупцией любая борьба бесполезна. Есть некий принцип: если генерал берет, почему я не должен брать? Если в этой системе будут неприкасаемые, то она неэффективна. Высшая коррупция выстраивает цепочку неприкасаемых. Большой неприкасаемый рождает десятки. Это система отношений. Понятно, что коррумпированная бюрократия, которая владеет рынком до 300 миллиардов долларов в год, не собирается отдавать свои позиции. Она пытается максимально защитить свои интересы. Остаются темы, интересные ей и с этим расчетом указанные «под себя» в законодательстве.

«Меры против врагов»

Георгий Сатаров , президент фонда «Индем»:

– Никаких важных системных решений национальным планом по борьбе с коррупцией в принципе не предусмотрено. Поэтому важные, принципиальные решения никак не связаны с принятием этих законодательных мер. То, как будут выполняться эти законы, легко оценить по тому, как выполняются уже имеющиеся, – а именно никак. Эти меры будут направлены против конкурентов, личных врагов, «врагов конституционного строя», стабильности, вертикали. Этот закон будет использоваться по политическим и бизнес-мотивам.

С чиновниками как с носителями собственности легко бороться с помощью антикоррупционных мер. Но с ними будут бороться не как с чиновниками, которые занимаются коррупцией, а как с бизнес-конкурентами. Рациональное зерно в законе есть, и я вижу рацио­нальное поведение в том, что сейчас есть одни возможности с помощью определенных решений отнимать чужую собственность, а после появятся новые. Но это никак не связано с интересами общества, с вопросами противодействия коррупции и так далее.

Справка

Пакет документов состоит из четырех законопроектов. Базовый – «О противодействии коррупции». Кроме того, отдельно внесена поправка в Закон «О правительстве», согласно которой министры и члены их семей должны будут декларировать свое имущество, и еще два законопроекта с антикоррупционными поправками в 25 различных законодательных актов. Основой стал план по противодействию коррупции, он предусматривает, помимо прочего, необходимость расширения круга государственных лиц, на которых будет распространяться имущественный контроль. В список должны попасть сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, таможенники, судьи и кандидаты на должности судей, сотрудники центральных аппаратов силовых ведомств.

Факт

Законопроектом предусмотрены меры по профилактике коррупции. Основные – повышение зар­плат госслужащим и введение для чиновников обязательных докладов вышестоящим лицам об известных им коррупционных правонарушениях. Уличенных в недоносительстве собираются увольнять или как-либо еще привлекать к ответственности.