октябрь 10, 2008
Западные эксперты утверждают: Россию может ожидать кризис преемственности, и будущее страны во многом зависит от того, каким вырастет новое поколение бизнесменов. А где берут «правильных» предпринимателей? Ясное дело, все мы родом из детства. Корреспондент «СК» задался вопросом, как воспитывают своих детей барнаульские предприниматели, и поговорил на эту тему с известными в городе людьми.
Деньги любят счет
Будущим бизнесменам неизбежно придется считать деньги. Как приучают распоряжаться финансами своих отпрысков наши респонденты?
Павел Тулин, гендиректор компании «Старые традиции» (магазин «28 апельсинов»), отмечает: в материально благополучных семьях дети привычны к высокому уровню потребления, но часто не знают, каким трудом это достигается. Его старшая дочь росла в период так называемого первоначального накопления семейного капитала, когда упор делался на развитие бизнеса, и поэтому хорошо понимает, что такое планирование бюджета. Татьяна Екимова, директор Торгового дома «Штайн», выделяла дочери определенную сумму со словами: «Можешь растянуть на неделю, а можешь потратить за один день». Вячеслав Златкин, владелец нескольких бизнесов, сын известного предпринимателя первой волны, вспоминает: «Мне кажется, отец четко высчитал, сколько у меня должно быть карманных денег, чтобы хватало на проживание в Москве и при этом я не чувствовал себя ущербным. Попросить больше я себе не позволял и, как и многие другие студенты, разгружал вагоны, подметал по ночам».
Первые шаги
Гаяз Марданов, гендиректор «Алтайсейфа», считает: лучше начинать у чужого «дяди», чтобы понять, как достается копейка: «Сначала сына “обкатали” в фирме по производству мебели, потом он получил хорошую школу, работая продавцом-консультантом в магазине “Спорт-мастер”». Мария, дочь Андрея Перминова, гендиректора фирмы «Спецмебель», пришла на работу к отцу продавцом-консультантом сразу после окончания института, потом прошла все без исключения промежуточные ступени. 20-летняя Анна, дочь Павла Тулина, учится на четвертом курсе и одновременно управляет двумя кафе. Первое время она стояла за бар-стойкой, работала на кофе-машине. В течение двух летних месяцев осваивала азы торговли продуктами питания в семейном Торговом доме «Штайн» Валентина Екимова: знакомилась с ассортиментом, училась общаться с поставщиками. В другое время ей пока не до практики: как шутит мама, она учится одновременно «на юриста и на туриста».
Право на ошибку
Многие родители непосредственным примером в ежедневном контакте шлифуют управленческие навыки преемников. И достаточно жестко с них спрашивают. Для Андрея Перминова процесс обучения в бизнесе аналогичен воспитанию в семье: «Поручаешь задачу и смотришь, как человек с ней справляется. За два года Маша многому научилась и сейчас уже решает вопросы материального снабжения». Гаяз Марданов рассказывает: «Я показал сыну объем работы и дал ему неделю на вхождение в должность менеджера по продажам. Если он не знал, как лучше поступить, задавал вопросы. Через месяц я к нему уже почти не подходил. Сейчас Тимур выполняет работу коммерческого директора».
Сергей Дорожкин, член Адвокатской палаты Алтайского края, обучая сына секретам своей профессии, предупредил его: «Первое время, а это может быть даже год или два, ты должен думать не о том, чтобы заработать деньги, а о том, чтобы хоть один человек узнал, что есть такой юрист – Сергей Сергеевич Дорожкин». Отец подсовывал сыну дела, в которых абсолютно отсутствовала корысть, предупреждая клиента: «Парень потренируется, возможно, будет допускать ошибки, я его буду консультировать». Вячеслав Златкин с улыбкой вспоминает, как отец года полтора не брал его в свой бизнес, устроив в Алтайскую региональную ассоциацию экономического сотрудничества на небольшой оклад – набираться опыта. Когда они начали работать вместе, сын сначала выполнял разовые поручения, наблюдал со стороны, как Златкин-старший общается с партнерами, проводит деловые переговоры.
Свобода делать выбор
Павел Тулин считает, что деньги зарабатывать надо в России. Хотя для обмена опытом отправил недавно свою дочь, мечтающую о ресторанном бизнесе, в Италию, откуда та вернулась с горящими от впечатлений глазами. Татьяна Екимова видит, что ее дочь увлечена идеей гостиничного бизнеса, и хотя в глубине души надеется, что девочка примет решение участвовать в семейном бизнесе, готова отпустить ее в другую жизнь: «Для меня самое главное – чтобы у человека блестели глаза». Геннадий Малков, директор агентства недвижимости «Дом», уверен: «У детей своя судьба, и они сами должны определять свой путь. Живут и учатся они в другом городе, и думаю, что полученное образование даст им гораздо больше возможностей, чем риелторский бизнес в Барнауле».
Вячеслав Златкин благодарен своему отцу за то, что тот отправил его учиться в Московский авиационный институт. Впоследствии отец настаивал на том, чтобы сын остался работать в столице, но тот, окончив дополнительно полугодичную школу бизнеса при МГИМО, вернулся в родной город. По отношению к собственным детям Вячеслав придерживается мнения о том, что главное – дать им «правильное» образование. Ему хотелось бы, чтобы дочь стала филологом: «Не стоит женщине делать ставку на то, чтобы своей профессией зарабатывать на жизнь, ведь она будущая мать, пусть занимается цветами, танцами, лишь бы это доставляло ей удовольствие. Если она сама захочет начать свое дело, конечно, я помогу снять офис в аренду, решить организационные вопросы. Если захочет поехать в Лондон учить язык, буду только рад. Сыну пока шесть лет, думаю, ему не помешало бы юридическое или экономическое образование, которого мне самому так не хватает».
Комментарий
Людмила Юрлова , психофизиолог, вип-тренер (Новосибирск):
– В практике работы с предпринимателями мне в основном приходится сталкиваться с двумя вариантами подхода к воспитанию детей.
Первый: детей отправляют учиться за границу, где они порой остаются. Родители практически всегда делают выбор за ребенка и часто не учитывают его привязанности к семье. В результате во взрослом состоянии у таких детей нет внутренней устойчивости, может не сформироваться стремление быть стабильным в собственных семейных отношениях.
Второй вариант: родители могут быть всецело захвачены идеей своего бизнеса и с детства погружают в него детей. Если это не совпадает с внутренним контекстом ребенка, может начаться саботаж: болезни, лень, плохая успеваемость в школе.
Привлекать в бизнес можно тогда, когда наследник сам проявляет к этому интерес, очевидна внутренняя тяга, личный мотив. Если давить, человек может стать покорным, а это качество не приветствуется в бизнесе. Даже взрослые люди ломаются, когда занимаются не тем, в чем их талант, когда слушают не себя, а свое окружение.
В общении многих предпринимателей с детьми не хватает душевности, зато есть стремление следовать навязанным временем стандартам. У многих таких детей нет детства, семьи, а вместо этого у них – тренер, няня, английский язык. Жизненную же силу ребенку дает только любовь родителей.
Цифра
70% бизнеса на Западе контролируют семьи.
Цитата
Екатерина Мухачева , старший преподаватель кафедры социальной психологии АлтГУ, гештальт-терапевт:
– В соответствии с законами психологии семьи единственный, а также старший ребенок, воспитывающийся в позиции «героя», получающий в детстве много одобрения, чаще идет путем бизнесмена.