апрель 1, 2015
Опоздания на работу - один из самых распространенных видов нарушения трудовой дисциплины. В разных компаниях относятся к нарушителям по-разному: одни легко закрывают глаза, другие вводят жесткие штрафы и даже увольняют.
Часы.
спросил у руководителей барнаульских организаций, как они относятся к опозданиям сотрудников, какими методами борются с этим и как наказывают работников.
Несмотря на то, что у нас сугубо творческий коллектив, в которых в принципе принято лояльно относится к "свободному графику", мы, как и многие другие компании, страдаем от опозданий. У нас всегда 50% сотрудников опаздывает на работу. Можно сказать, что у них вообще другой график - приходят к 11.00, уходят в 20.00. Из-за не состыковки диапазонов рабочего времени сотрудников, работающих в одной команде, теряется часть производительности.
Сначала мы боролись с этим самыми разными способами: были и штрафы, и поощрения. Прошли многоступенчатый путь, но ничего не помогло.
В итоге ценность комфорта на работе оказалась для меня, как руководителя, важнее принципов и потери доли эффективности. Считаю, в креативной команде важно максимальное абстрагирование от "бытовухи", поэтому позволила это. Сейчас думаю, что приростом качества наших услуг мы компенсировали недостаток скорости. Пусть мы делаем дольше, но можем продать результат дороже, так как он становится более привлекательным, ведь творил "выспавшийся" дизайнер.
Как, наверное, и любой руководитель я отрицательно отношусь к опозданиям. Но, если это единичные случаи, сотрудников можно понять: бывает, что транспорт ломается, попадает в пробки. К радости у нас нет таких работников, которые беспричинно и постоянно опаздывают, поэтому строгие санкции и материальное наказание к ним применять не приходилось. Если кто-то приходит позже положенного, пишет объяснительные.
У нас производство, поэтому задержки сильно влияют на рабочий процесс. Как правило, основная масса работников приезжает задолго до начала рабочего дня, чтобы успеть спокойно переодеться в рабочую одежду, переобуться и занять рабочее место.
У нас есть люди, в работе которых важен конечный результат, а не процесс. Здесь меня меньше всего волнует во сколько он пришел, и во сколько ушел. Главное, чтобы вовремя и качественно было сделано дело. Это касается дизайнеров, людей, которые делают что-то своими руками.
Другое дело актеры, которые должны приходить на репетиции вовремя, потому что от них зависят коллеги, они своими опозданиями задерживают весь процесс. Об опоздании на спектакль вообще речи не может быть.
Я не люблю, когда люди опаздывают на совещания, встречи и другие события. Лучше прийти раньше на 5 минут. Я очень уважаю людей, которые всегда приходят вовремя. Но бывают разные ситуации. В процессе работы всегда видно, кто опаздывает систематически, у кого это уже болезнь, а у кого действительно что-то непредвиденное случилось. В таких случаях, на мой взгляд, важно не врать. Лучше сказать: "Извините, я проспал", чем придумывать что-то невероятное, ведь если человек врет, это всегда видно.
Артисты за опоздания на репетиции наказываются. Уже 4 года у нас действует положение об оплате труда, при котором актеры получают доплаты за репетиции. В нем говорится: если актер опоздал, он репетирует бесплатно. Сейчас все понимают: опоздал — потерял деньги. Это очень действенная мера.
Как и любой руководитель отношусь к опозданиям отрицательно, но дифференцировано, хотя бы потому что у нас с перебоями работает общественный транспорт. Так что в каждом отдельном случае разбираемся. Наказание за опоздание: замечание, выговор и увольнения предусмотрены только трудовым кодексом, других наказаний мы применить по закону не можем. Вообще у нас работники добросовестные: все-таки образовательное учреждение.
А студенты у нас, конечно, часто опаздывают. Поэтому приходится вести в ними постоянную разъяснительную работу.