Владимир Завертайлов рассказал историю интернет-студии "Сибирикс"

апрель 14, 2015

Очередным спикером нашего проекта "Школа успеха" стал Владимир Завертайлов, основатель и руководитель известной интернет-студии "Сибирикс". Он увлекательно рассказал аудитории о становлении своей компании и принципах ведения бизнеса. 

Владимир Завертайлов
Олег Богданов

Публикуем фрагменты его выступления и общения с аудиторией.

— Сейчас мы занимаем 13-е место среди вообще всех интернет-студий, которые существуют в России. А отличаемся от других тем, что первыми внедрили гибкую методологию SCRUM. За время работы мы успели поработать с такими компаниями, как Logitech, Cisco, Adobe, RALF RINGER... В общем, с большими и хорошими ребятами.

С чего началась наша компания? С землетрясения, которое произошло в 2003 году. Мы тогда были студентами. У меня в кармане было рублей триста. Мы сидели на лавочке и думали, чем бы заняться, чтобы зарабатывать деньги. И пришла мысль организовать студию. Поскольку случилось землетрясение, мы решили, что это хороший знак. Обрадовались. Отметили. Открылись.

Тогда очень многие компании-студии разрабатывали собственные системы управления сайтами. Это программы, через которые можно редактировать сайт, добавлять новости и т. д. И практически каждая компания писала собственную систему управления. Мы, естественно, тоже написали свою. Ее основное преимущество было в том, что она не требовала подключения к интернету. А интернет был очень дорогой — 30 рублей в час (один доллар!). Нам за эту систему дали диплом выставки "Инфоком".

Мы сняли страшненький офис. Денег катастрофически не хватало. Единственный способ оплачивать аренду и рекламу — самим параллельно работать на других работах. У меня были две дополнительные работы, которые я ненавидел. Первый сайт, который мы продали, стоил 7 тыс. рублей.

Владимир Завертайлов
Олег Богданов

Три вопроса SCRUM

— Понятно, в таком режиме жить нельзя. Был февраль, холодно, грустно. Раздается звонок на наш стационарный телефон. Мягкий голос с английским акцентом говорит: "Здравствуйте, я Саша из Бостона, хочу у вас сайты заказывать". Нашел он нас по объявлению в Яндексе "Хочешь сайт? Жми сюда!".

Саша оказался большим и очень добродушным человеком, с которым мы проработали много лет. Он просто закидал нас своими проектами. Наверное, это тогда нас и спасло.

Потом мы переехали в более просторный офис, в компании было уже человек 12. Обстановка была семейной — в основном мы работали и отмечали пятницы. Работали и отмечали.

В общем, так бы оно, наверное, и продолжалось, если бы у нас не появился злой заказчик. Звали его Anatoliy. Он занимался тем, что делал стартапы для Силиконовой долины. Таких компаний-подрядчиков, как наша, у него было штук 12. И он мог ими одновременно управлять. Как он это делал? С помощью методологии SCRUM, про которую тогда в России вообще никто не знал, и нецензурной лексики. У Anatoliy были три ключевых вопроса, с помощью которых можно управлять любой компанией. Запомните их:

— Что было сделано вчера?
— Какие планы на сегодня?
— Какие есть проблемы?

Все!

Я понял, что нашу компанию можно тоже продвинуть таким образом, сделать ее более управляемой. Осталось начитаться книжек, отрастить бороду и задавать эти три вопроса.
Как обычно построена работа в студии? Есть программист, на которого накидывается несколько проектов, и он ими занимается. Потом приносит результат. Мы построили процесс по-другому. Мы начали работать командно. И это позволило ускорить сроки разработки проектов в два-три раза. Стало понятно, что наша сильная сторона — разработка сложных технологичных проектов.

Владимир Завертайлов
Олег Богданов

Кризисы

— В конце 2008 года случился кризис. Все ходили грустные, а нам почему-то стало хорошо: у нас появилось много московских заказчиков. Объяснение этому понятно. Столичные компании оптимизировали бюджеты. Это значит, что они начали заказывать проекты у региональных студий, работа которых дешевле. Более того, когда разваливалась какая-нибудь московская компания, а такое в кризис происходило часто, ее менеджеры переходили в другие бизнесы и нас переводили за собой. Замечательно — у нас новые клиенты!

В 2009 году мы продолжили оптимизировать наши рабочие процессы. И стали применять одну интересную методологию планирования ресурсов — Planning Poker. Известно, что одна из самых сложных активностей в программировании — это оценить, сколько задача займет времени. И тут хорошо работает такой способ, как Planning Poker. В чем смысл?
Команда, которая оценивает задачу, собирается в кучку, у каждого на руках есть карты с оценками (например, в часах) — двойки, тройки, единицы и т. д. Ребята собираются, читают задачи одну за одной и выкладывают свои оценки. Карта кладется рубашкой вверх. После чего оценки вскрываются. И мы видим какую-то общую оценку, которая получилась в совокупности. Что это дает? Если оценки совпали, значит, все хорошо — мы одинаково понимаем проект. А если не совпали? Это значит, что тот человек, который выбрасывает отличающиеся цифры, либо уснул и его надо разбудить, либо у него был какой-то особенный опыт по аналогичной задаче. Значит, надо выяснить, почему он выбрасывает именно такую цифру.

2010 год мне запомнился тем, что в нашей индустрии могла случиться большая проблема. Она заключалась в том, что российские мудрые законодатели решили, что для всех компаний стоит повысить социальные взносы раза в два. И для небольших интернет-компаний тоже. Для нас это был бы полный капец — можно закрываться. И никто не знает, что делать. Мы сделали небольшой сайт и разместили там письмо президенту, Дмитрию Анатольевичу. Начали собирать подписи. Оказалось, очень много людей обеспокоены той же самой проблемой. Они подсказали, как грамотно действовать. А через год у интернет-компаний с численностью более семи человек появилась возможность платить социальные взносы по прежней ставке. Не могу сказать, что мы тут сыграли какую-то ключевую роль. Но, по крайней мере, мы не сидели пассивно и не наблюдали, как нашему делу приходит хана.

Офис в Москве

— Вы знаете компанию Punk You Brands? А KINETICA? Хорошо. Мы, "Сибирикс", сконцентрировались на разработке программного обеспечения и сложных сайтов, у нас хорошо отлажены процессы, но при этом мы абсолютно не понимаем SEO. Мы не умеем заниматься видеопродакшном. Но к нам постоянно приходят люди, которым все надо в комплексе. А тут под боком есть такие замечательные компании, которые умеют делать и SEO — это KINETICA, и видеопродакшн, и брэндинг — это Punk You Brands. Мы с ними посовещались и решили объединить усилия. Открыли общий офис в Москве. И сейчас можем обслуживать наших клиентов по комплексным задачам.

В прошлом году у нас в компании была попытка сделать диверсификацию бизнеса. Решили открыть кофейню. Нашли помещение, разработали стильный проект интерьера, заказали оборудование. Должно было получиться что-то очень хорошее для нашего города. Но… Жильцы дома, в котором было наше помещение, встали грудью, сказали, что не пустят нас к коммуникациям, начали писать на нас злые письма. И мы с грустью поняли, что нам там кафе открыть не дадут. Пришлось эту затею свернуть. Этот опыт стоил мне примерно 2,5 млн рублей.

Владимир Завертайлов
Олег Богданов

Из общения с участниками встречи

— Владимир, зачем вашей компании человек в Лондоне?

— Это простая история. У нас работала девушка, которая вышла замуж и улетела в Лондон. Почему бы не иметь своего человека в Лондоне, если он связан с нашей сферой?

— Как вы вышли на того сурового человека из Силиконовой долины?

— Это он на нас вышел. Видимо, искал адекватных ребят. А таких в мире очень мало.

— Расширяться планируете?

— Да. У меня большие амбиции.

— Какой навык вам больше помог добиться успеха — программирование или продажи?

— Действительно, я программист. И если бы занимался только этим и дальше, возможно, стал бы еще более лучшим программистом. Но каких-то принципиальных изменений в моей компании не было бы. Мы бы так же работали и отмечали пятницы. Затея прекратить заниматься программированием и начать заниматься менедж­ментом в компании подошла ко мне постепенно. И самый главный навык для человека, который пытается кем-то управлять, это требовательность. Если у вас этого нет, вам бесполезно дергаться вообще.

— Что вы посоветуете людям, которые только открывают свой бизнес?

— Когда мы только открывались, то наделали много ошибок, потеряв много времени. Если бы до этого я поработал в какой-нибудь нормальной компании и увидел, как организован рабочий процесс, я бы сэкономил все это потерянное время. Идите и работайте, набирайтесь опыта. Не прыгайте с места на место. Как наберетесь опыта — уже начинайте свое. А если прямо горит — берись и делай.

— Если бы вам, будучи студентом, достался бизнес, например, от отца, вы смогли бы так же эффективно им управлять?

— Я бы не смог. У меня не было тогда никакой харизмы, мотивации чем-то управлять.

— Почему вы не стали бороться за то помещение, в котором планировали открыть кофейню?

— В этом проекте я был человеком, который просто дал денег. А участвовать в скандалах, интригах, расследованиях — на это я не планировал тратить время в этом проекте. Позже мы бы могли перезапустить этот проект в другом месте. Но потом у нас началось строительство офиса, и средства были направлены туда. И считаю удачей, что случилось именно так.

— Важно ли в бизнесе наличие партнера?

— Мы начинали (и продолжаем) дело с моей супругой. Это очень большая поддержка для меня и тогда, и сейчас. Но вообще — я "партнериться" не умею, схожусь с людьми непросто. Если я чем-то не управляю, начинаю злиться. "Парт­нериться", может быть, и надо, но необходимо понимать, где и чья зона ответственности. Например, наша история с Punk You Brands и KINETICA хороша тем, что зоны ответственности никак не пересекаются.

Мнение участника встречи

Яков Карпов,
менеджер по работе с госсектором Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Проект "Школа успеха" я посетил впервые, было интересно. Динамично, системно и доступно — вот три слагаемых выступления Владимира Завертайлова. Видно, что Владимир очень любит свое дело. Человек энергичный, который может зара­зить своей идеей любого. Одним словом, вечный двигатель и генератор идей своей компании.

Практически с первой минуты своего выступления спикер захватил внимание всей аудитории. Было видно, что Владимир вызывает неподдельный интерес не только к себе, но и к своему делу, которым невероятно увлечен.

Во время мероприятия было уделено немало внимания структуре организации работы персонала в интернет-студии "Сибирикс". Озвучены интересные приемы и техники, которые можно смело применять как в своей работе, так и в повседневной жизни. Неподдельный интерес молодых предпринимателей вызвала "методика-игра" Planning Poker как уникальный инструмент для планирования и эффективной оценки рабочего времени современной компании.

Приятно ощущать наш вклад в успешную работу "Сибирикс": интернет–студия является корпоративным клиентом "Билайн Бизнес", в частности, пользуется услугами фиксированного интернета и телефонной связи. Спасибо Владимиру Завертайлову за позитив, который он несет, и его веру в успех. Побольше бы таких людей в нашей жизни, и любые санкции были бы нам нипочем!

Факт

Один из клиентов студии "Сибирикс" — компания NISSAN AUTO.