В Алтайском крае произошел очередной земельный конфликт

апрель 16, 2015

Более 1,2 тыс. человек из Егорьевского района, которые много лет являются пайщиками местного колхоза "Сибирь" и получают за это деньги, в ближайшее время могут лишиться своих земельных наделов. Об этом на прошлой неделе на годовом съезде фермеров сообщил Александр Вайс, исполнительный директор отраслевого объединения. Он утверждает: в районе идет целенаправленный захват земли, который может вызвать серьезное социальное напряжение. По его мнению, такая же схема может быть реализована в сотнях других хозяйств по всему краю.

Сельскохозяйственные земли.
Олег Богданов

То, что сейчас происходит с землей в Егорьевском районе, Александр Вайс напрямую называет рейдерством. По его версии, некоторое время назад пайщикам бывшего колхоза "Сибирь" начали приходить письма от неких лиц о якобы незаконном пользовании определенных ранее земельных участков и о том, что эти наделы нужно вернуть в хозяйство.

Александр Вайс,
исполнительный директор союза фермеров Алтая:

Письма приходили от лиц далеко не алтайского происхождения, которые завладели акциями развалившегося базового предприятия. Главное желание этой группы лиц подгрести под себя землю и получать доход, сдавая ее фермерам в аренду.

По его самым грубым подсчетам, "без всякого напряга" за счет этого новые собственники "Сибири" могут получать в пределах 17 млн рублей в год. "А сотни пайщиков, ведущих за счет натуроплаты свое подсобное хозяйство, будут вынуждены забить скот — зачастую единственный источник существования — и идти на биржу труда", — считает он.

Валерий Абронов, руководитель КФХ "Наука" и по совместительству глава Егорьевского района, также бескомпромиссен. По его мнению, из-за происходящего земельного конфликта в районе уже начинается смута.

Валерий Абронов,
руководитель КФХ "Наука":

Все понимают, что когда у людей отнимут их 10,5 га, которые приносят реальный доход, ничего хорошего ждать не стоит.

Среди тех, кто по суду уже лишился земли, оказался местный фермер Николай Спиридонов. В 2005 году, когда колхоз "Сибирь" находился на последнем издыхании и натуроплата за паевую землю не выплачивалась, он принял решение выйти из хозяйства со своим наделом. 10,5 га он юридически оформил, получил на них документы. Вместе с компаньоном открыл юрлицо, взял в аренду наделы у других пайщиков "Сибири" и начал заниматься сельхозпроизводством.

Николай Спиридонов,
фермер:

Земля была полностью заброшена. Ее надо было еще привести в порядок. Мы это сделали. Постепенно начали покупать технику, работать с банками. С людьми, которые отдали нам землю в аренду, каждый год расплачивались. Однако все изменилось летом 2014 года.

В июне Николай Спиридонов и другие пайщики "Сибири" получили исковое заявление. В качестве истца выступало вышеупомянутое хозяйство, которое настаивало на том, что земля входит в уставной капитал сельхозпредприятия, а значит, после покупки акций принадлежит новому владельцу. Предприниматель Владимир Сошкин приобрел их еще в 2011 году.

"В суде мы представили пять документов от федеральных ведомств, — рассказал Николай Спиридонов, — в том числе из Росреестра и налоговой инспекции. В них говорится, что у нас есть свидетельство и договор на землю, что мы и каждый собственник платили за нее налоги. Центробанк подтвердил, что земельные доли в уставной капитал входить не могут".

Несмотря на это, Арбитражный суд Алтайского края доводы фермера не принял. Вторая инстанция также была проиграна. Но на этом Николай Спиридонов сдаваться не собирается. На кону 480 га пашни, на которой в последние годы он сеял пшеницу.

В настоящий момент помимо этого дела в Арбитраже рассматривается еще семь исков хозяйства "Сибирь". Ответчиками по ним выступают порядка 50 человек и один индивидуальный предприниматель.

Сам директор сельхозпредприятия "Сибирь" заявляет, что обращение в суд стало для него защитной мерой. По версии Владимира Сошкина, между ним и другими фермерами была негласная договоренность о том, что никто на чужую землю не претендует. Однако, по его словам, в прошлом году, когда у "Сибири" закончились пятилетние договоры с пайщиками, некоторые из фермеров решили их переманить к себе. Сошкин утверждает: договориться с ними полюбовно ему не удалось и ничего не оставалось, как идти в суд.
Кстати, отстаивать он планирует не только землю, но и свое имя. По словам Владимира Сошкина, обвинения в рейдерстве, которые в последнее время сыплются на него со всех сторон, не имеют под собой оснований. "20 лет назад я начинал с 80 га. Никто мне не помогал. Все, что у меня сейчас есть, я заработал сам. В тяжелые годы мне детям не на что было фруктов купить, потому что все деньги шли на развитие хозяйства. Колхоз “Сибирь” в 2011 году я приобрел с большими долгами и все их погасил. А сейчас меня называют рейдером", — возмущен Владимир Сошкин.

По его словам, никто наделы у пайщиков отнимать не собирается, плату за них они будут также получать. Он утверждает, что с фермерами, которые оказались также замешаны в этой истории, он готов договариваться. Пока же сеть за стол переговоров им мешает взаимное недоверие.