апрель 16, 2015
Электронные дневники и смс-оповещение родителей о входе и выходе ребенка из школы сегодня уже не являются чем-то необычным. Какие еще информационные технологии, позволяющие сделать процесс обучения проще, понятнее и безопаснее, работают в системе образования?
В школах работают нелицензированные охранники.
Михаил Хаустов
Чуть больше года назад — с января 2014-го — часть государственных услуг, в том числе и образовательных, должна предоставляться в электронном виде. Многие услуги из этого перечня в Алтайском крае стали доступны в режиме онлайн гораздо раньше. Например, знакомить с результатами ЕГЭ через специальный портал поддержки начали еще в 2009 году, а внедрять электронные дневники — более семи лет назад. Сейчас поддержку этих и многих других систем осуществляют в Алтайском краевом информационно-аналитическом центре (АКИАЦ).
В том числе благодаря этой организации информационные технологии сегодня получили широкое распространение в образовательном процессе. К 2014 году здесь разработали отдельный , на котором можно найти данные обо всех элементах информатизации образовательного процесса: сайтах образовательных организаций, дистанционном обучении, системе оценки качества образования, системе электронного документооборота, системе "Сетевой край. Образование" и других.
Перешла в электронный вид и отчетность. Через региональную информационную систему сбора статистической отчетности реализовано 29 электронных мониторингов. В нее входит, например, контроль температуры в учебных заведениях или отслеживание движения школьных автобусов. Это позволяет органам управления образованием влиять на процессы в режиме онлайн.
Сегодня информационные технологии помогают не только управлению. Переход на электронные услуги удобен прежде всего родителям. "Для родителей это однозначно повышение открытости системы образования. Не каждый ребенок записывает домашнее задание, не каждый показывает родителю свои оценки, не каждый родитель может посещать собрания, а с помощью этих систем он получает не только полную информацию, но и возможность общения с педагогом", — говорит начальник управления профессионального образования Главного управления образования и молодежной политики Евгений Кайгородов.
Постепенно на электронные журналы перейдут все школы. Пока же часть школ отрабатывает технологию их ведения, обучает всех участников процесса работе с ними, поэтому в переходный период ведет и бумажные журналы, и электронные.
С 2014 года в крае работает "электронная очередь" в детские сады, но большинство информационных систем пока создано для общеобразовательных школ. По словам Евгения Кайгородова, в ближайший год будут разработаны системы, которые позволят получать данные и об учащихся учреждений дошкольного, дополнительного и среднего профобразования.
Дистанционные образовательные технологии мы применяем с 2010 года и в прошлом году полностью отказались от бумажных журналов. Дети продолжают вести бумажные дневники, но родители могут посмотреть все информацию и в интернете.
Уже в 2015 году мы полностью закрывали школу на недельный карантин, но образовательный процесс из-за этого не останавливался благодаря различным способам взаимодействия ученика и учителя.
Также у нас есть классы, которые постоянно находятся на частичном дистанционном обучении. Они не ходят по субботам в школу, вместо этого получают задания от педагогов, выполняют их самостоятельно, а педагоги так же в режиме онлайн проверяют работы.
В следующем году мы хотим опробовать полностью дистанционное обучение. Мы уже приняли в первый класс ученика, который будет проживать в Пекине, а учиться у нас.
В зимний период в образовательных учреждениях края ежедневно проводится мониторинг температурного режима.
В Алтайском краевом информационно-аналитическом центре с 2013 года с помощью системы CyberFleet отслеживают движение школьных автобусов для того, чтобы контролировать их местоположение, отклонение от маршрута, скорость, а также реагировать в случае срабатывания "тревожной кнопки".
Система управления обучением Moodle и система видео-конференц-связи TrueConf рассчитаны на дистанционное обучение.
Компания "АППС-Информ" в Барнауле реализует проект "Безопасная школа". Сейчас ее турникеты установлены в 14 школах города. Сама установка оборудования для школ бесплатна, родители платят за SMS-оповещения и доступ к личному кабинету. С 2015 года в школах вводится система безналичного расчета в столовых. Оплатить обед можно с помощью той же пластиковой карты, которую школьники используют для входа в здание школы и выхода из нее.
Раньше, для того чтобы встать в очередь в детский сад, родители должны были обращаться с заявлением в органы управления образованием. С 2014 года в крае работает электронная очередь.
С 2012 года в школах края учителя помимо традиционного бумажного журнала ведут и электронный. В нем так же, как и в основном, отмечают посещаемость, успеваемость каждого ученика, фиксируют программу обучения и домашние задания. Сейчас система внедрена во всех 1087 школах края, ею пользуются 546 тыс. человек.
В 2014 году собственные сайты были у 2 263 образовательных организаций края.