Покой не гарантируем. Туркомпаниям могут в разы увеличить финансовые гарантии

октябрь 27, 2008

В сентябре в Госдуму были внесены сразу два законопроекта поправок к Закону «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», предполагающих повышение размера финансовых гарантий для туроператоров, занимающихся международным туризмом, с 10 млн. до 100–150 млн. рублей. Если эти поправки будут приняты, компании, и так ожидающие последствий финансового кризиса, окажутся в очень сложной ситуации. А местные операторы не будут декларировать свою работу с иностранными туристами.

Инициаторами поправок выступили председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник и депутат Александр Коваль, занимающий также должность президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС), известный как главный лоббист страховых интересов в парламенте. Они обосновали свои предложения, ссылаясь на недавнюю историю банкротства компании «Детур», клиенты которой предъявили иски на 20 млн. рублей – сумму, превышающую закрепленный сегодня объем фингарантий. Однако эксперты как федерального, так и местного уровня в голос заявляют, что многократное увеличение финансового обеспечения проблему не решит. Требуются иные шаги, прежде всего – введение дифференцированного подхода, когда размер фингарантий зависит от величины компании.

Эта тема обсуждалась 10 октября в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), где собрались представители Госдумы, Ростуризма, отраслевых объединений туркомпаний. Участники заседания отметили, что повышение фингарантий не защитит клиентов крупных туркомпаний и при этом создаст для операторов средней руки барьеры, несоразмерные реальным рискам. «Позиция Российского союза туриндустрии (РСТ) известна: мы против плоской шкалы определения размеров фингарантий. На ее порочность указывали и представители ФАС, которые подчеркнули, что этим летом у туристов «Детура» не было бы проблем с получением компенсаций, если бы при первоначальном принятии закона разработчики прислушались к мнению ФАС и ввели бы дифференцированную шкалу», – заявил Сергей Шпилько, президент РСТ.

По мнению аналитиков из РТС, для туроператоров с годовым оборотом $ 300–500 млн. размер фингарантий для покрытия возможных рисков туристов должен составлять 200–500 млн. рублей. При этом для небольших – нишевых и региональных – туроператоров с оборотом до 120 млн. рублей, которых на российском рынке до 90%, оптимален действующий размер в 10 млн., который полностью покрывает риски, не разрушая бизнеса.

«Повышение фингарантий для местных туроператоров – это однозначно катастрофа. Я, принимая в год по 50 иностранцев, оформляться как туроператор, работающий по международному туризму, не буду. Сегодня мы платим за страховку по фингарантиям 100 тыс. рублей, а нужно будет 1 млн. Для компании, которая еженедельно организует пять авиарейсов по 200 человек, наверное, это небольшая сумма. А для тех, кто принимает по 50 иностранцев, она огромна», – говорит Елена Шушакова, генеральный директор компании «Регион-сервис».

Эксперты склонны предполагать, что депутатские инициативы – это результат продвижения своих интересов страховщиками. Только за первый год работы закона о фингарантиях туркомпании, по данным Ассоциации тур­операторов России, перечислили страховщикам $ 10 млн. При этом расходы последних составили всего лишь 0,6% от этой суммы. Однако некоторые страховые компании, особенно региональные, выступают за дифференцированный подход по определению объема фингарантий, так как понимают, что с его увеличением потеряют много клиентов-туроператоров. Впрочем, перспективы принятия поправок пока остаются неясными. ФАС не одобряет их введение. Изменения не согласованы с профильными министерствами и ведомствами.