ноябрь 5, 2008
Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» был принят 30 октября депутатами АКЗС. Документ вызвал неоднозначную оценку в бизнес-сообществе еще на этапе его подготовки и обсуждения. Однако при всех его недостатках окончательный вариант содержит базовые положения и основополагающие принципы поддержки предпринимательства.
Появление этого закона, мягко говоря, затянулось. Аналогичный федеральный документ действует с начала 2008 года. В мае в адрес алтайского парламента даже было вынесено представление прокурора края о несоответствии действующего на тот момент документа федеральному законодательству. Попросту депутатов настойчиво поторопили, указав на то, что затягивать с принятием закона уже нельзя. Об этом говорил и общий информационный фон, создавшийся в стране: президент и премьер-министр развернули целую кампанию по пропаганде поддержки малого и среднего бизнеса.
В сферу действия краевого документа подпадают все микро-, малые и средние предприятия. В Алтайском крае на сегодня, по официальным данным, действуют более 16 тыс. малых предприятий, почти 80 тыс. ИПБОЮЛ, порядка 5 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств. Всего в сфере малого и среднего бизнеса трудятся более 400 тыс. человек, или 30% экономически активного населения.
В пояснительной записке к проекту закона его создатели заявили, что целью документа является создание механизмов обеспечения благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности; увеличение количества малых и средних предприятий; рост доли производимых данными предприятиями товаров, работ, услуг в объеме валового регионального продукта и т. д.
«Раньше не было обязанности»
Достигать этих целей, как предполагается, будут не только сами предприниматели, их общественные объединения, но и органы краевой и муниципальной власти. Роль последних в деле поддержки бизнеса волновала предпринимателей особенно. В законопроекте перед первым чтением статья закона, посвященная полномочиям муниципалитетов, была мизерной и содержала лишь ссылку на федеральное законодательство. В окончательном варианте закон предусматривает целый спектр обязанностей местных властей: от создания программ развития предпринимательства, подкрепленных бюджетным финансированием, до формирования инфраструктуры поддержки бизнеса.
При этом, как утверждает Вадим Кузнецов, начальник управления по развитию предпринимательства, если раньше некоторые муниципальные программы носили декларативный характер, то теперь местные власти не смогут отлынивать от обязанности поддерживать бизнес. Во-первых, по причине жесткого контроля со стороны властей края и СФО. Во-вторых, как сказал Павел Нестеров, депутат АКЗС, который отвечал за разработку закона, «раньше такой обязанности не было».
Координировать работу всех, кто по закону обязан поддерживать бизнес, будет уполномоченный орган – управление по развитию предпринимательства. Не все участники бизнес-сообщества считали, что такой орган должен существовать. Скажем, руководитель алтайского отделения «Деловой России», депутат АКЗС Юрий Матвейко предлагал поправку, отменяющую это положение. Как пояснил «ВД» его коллега по «Деловой России» Эдуард Черченко, даже на федеральном уровне нет такого органа – полномочия разделены между министерствами, каждое из которых оказывает поддержку предпринимателям своей отрасли.
Однако поправка принята не была. «Уполномоченный орган обязательно должен быть, – считает Павел Нестеров. – Конечно, управления края курируют развитие бизнеса по своим отраслям. Но кто-то должен и координировать эту деятельность, и распределять средства, предусмотренные на поддержку бизнеса в бюджете. У семи-то нянек дитя без глазу. Другой вопрос, что взаимодействие должно быть выстроено по-другому, с учетом того, что совершенствуются отношения и с федеральными, и с муниципальными органами власти».
Гарантий на всех не хватит
Наибольшие же споры в ходе обсуждения закона вызвали механизмы предоставления финансовой помощи предпринимателям. Основная претензия заключалась в том, что закон не содержит конкретики: в каких именно направлениях своей деятельности бизнесменам стоит рассчитывать на помощь и какие формы поддержки предусматриваются. Известен опыт новосибирских законодателей, которые в своем законе прописали эти пункты.
Алтайский документ по этому поводу содержит не слишком много информации: «Оказание финансовой поддержки <…> может осуществляться за счет средств краевого бюджета, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, создания и функционирования гарантийных (залоговых) фондов». Но его разработчики считают, что более предметной информации здесь содержаться и не должно. «Для этого есть краевые целевые программы. Дело ведь не в том, прописаны ли конкретные направления поддержки в законе, а в том, какие средства для этого выделяются из бюджета», – уверен г-н Нестеров.
Особое внимание в законе уделено созданию гарантийных фондов. Они, по мнению разработчиков, являются более универсальным инструментом поддержки, чем просто прямая бюджетная гарантия. «Федеральный закон гласит, что финансовая поддержка оказывается, в частности, за счет государственных и муниципальных гарантий по обязательствам предпринимателей. Лично я считаю, что это не совсем правильно, потому что получать бюджетную гарантию всем желающим будет очень сложно, – говорит Павел Нестеров. – Если сегодня хотя бы часть из почти 100 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса края обратилась за бюджетной гарантией, вряд ли ее смогли бы получить все».
При этом создатели закона не утверждают, что все обратившиеся в Алтайский гарантийный фонд (АГФ) смогут получить помощь. «Те средства, которые в нем заложены, прежде всего будут направлены на развитие бизнеса. Если у предпринимателя есть идея, реализация которой поспособствует улучшению социально-экономической ситуации в муниципалитете или в крае, ему поддержка будет оказана», – заявил Андрей Паньков, исполнительный директор АГФ.
Однако ограничиваться одним только гарантийным фондом в управлении не намерены. По словам Вадима Кузнецова, уже в этом году должен быть создан фонд прямых инвестиций. Также в планах создание залоговых фондов муниципальных образований.
По-прежнему будет использоваться механизм компенсации двух третей процентной ставки по банковским кредитам на развитие бизнеса. «Я знаю, звучали предложения о том, что по некоторым видам деятельности нужно компенсировать все 100%. Однако я считаю, что такие случаи могут решаться адресно», – подводит черту под этой темой Павел Нестеров.