Первые итоги муниципальной реформы: бюджеты алтайских поселений сократились на 30-50%

апрель 27, 2015

Уже более трех месяцев районы и села в России живут в условиях нового законодательства. Большая часть полномочий поселений — ЖКХ, содержание дорог и кладбищ, уборка мусора и т. д. — была передана на уровень районов. Вместе с полномочиями "ушли" и некоторые доходы, например арендные платежи на землю. Бюджеты поселений сократились на 30–50%. Часть полномочий районы по соглашениям передали на места обратно. Но с их финансовым обеспечением возникли проблемы. Также в крае было издано распоряжение, утвердившее нормативы численности муниципальных служащих в селах, что привело к сокращению штатов, в ряде случаев — вдвое. О том, как проходит муниципальная реформа в регионе, "Свободный курс" поговорил с экспертами.

В одном из сел края.
Михаил Хаустов

Сергей Королев: "Порядок сумм определяется соглашением"

По словам начальника департамента внутренней политики администрации края, ему поступали сведения о недовольстве поселений.

— Какое число районов края сохранили на своем уровне весь перечень полномочий, предусмотренных обновленным законодательством, а какое число передали их часть обратно поселениям?

— По имеющимся данным, в двух районах края, Калманском и Чарышском, полномочия по решению вопросов местного значения на территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления районов. В некоторых районах соглашения о передаче полномочий заключены не со всеми поселениями. В Хабарском районе на уровень поселений передано решение всех вопросов местного значения. В 45 районах поселениям переданы от одного до 10 вопросов местного значения, в остальных — свыше 10 вопросов.

Стелла Штань: "Главы должны вести конструктивный разговор"

Зампред комитета АКЗС по местному самоуправлению считает, что процесс передачи полномочий поселениям должен быть единообразным.

— Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает новая система организации местного самоуправления?

— Я недавно вернулась с парламентских слушаний, где как раз обсуждалась практика реализации изменений. В числе прочих выступали представители и Минюста, и Минфина. Они все-таки приходят к выводу, что слишком погорячились сократить втрое полномочия поселений. Ведь абсолютное большинство районов четыре базовых полномочия вернули обратно: обеспечение услугами ЖКХ, содержание дорог и кладбищ, вывоз мусора. Многие субъекты приняли законы о наделении поселений дополнительными полномочиями, они устанавливают единые правила. Мы пока такой закон не приняли, анализируем работу соглашений между районами и поселениями.

Сергей Ряховский: "Полномочия забрали, деньги тоже, а долги оставили"

Глава Коробейниковского сельсовета Усть-Пристанского района говорит, что в изменившихся условиях работать стало значительно сложнее.

— Какие первые результаты новой муниципальной реформы вы бы назвали?

— Мы ездили на зональные совещания по этому вопросу уже и в Алейск, и в Рубцовск. Приезжали представители краевой администрации, говорили, что положение очень тяжелое. Что я могу сказать? Как может глава сельсовета работать, если три месяца назад штат был пять человек, а сейчас два? Если увольняют финансиста, землеустроителя, а шофер работает на полставки? Бухгалтерия централизована — теперь бухгалтер не под боком, а неизвестно где. О какой работе может идти речь?
Вышедший 136-й закон говорит, что многие прежние полномочия поселений передаются на районный уровень, чтобы облегчить нам жизнь. Все делается благими намерениями. Не было у сельсоветов возможности заниматься обеспечением водой, теплом, содержанием дорог. Предложили — давайте отдадим все в район. Но ведь просто так не отдашь, нужно обеспечить деньгами. И что забрали? То, что приносит много, — арендные платежи за землю. Полномочия забрали, деньги тоже. А долги оставили нам. У нас нет возможности их гасить, потому что значительно сократились доходы.

Сейчас, например, у нас идет бурный процесс передачи водопользования. Район принимает только с пакетом документов: должен быть проведен химанализ воды, определена зона санитарной охраны скважин и т. д. Оформление всего набора стоит 120 тыс. рублей. У нас 13 поселков, ни в одном пакета документов нет. Средств — тоже, в бюджете они не были заложены. И вот мы воюем уже три месяца.

Галина Колесникова: "Сельсоветы могут перестать быть “подушкой”"

Депутат Баюноключевского сельсовета Первомайского района уверена, что уменьшение влияния сельсоветов может "аукнуться" самой же власти.

— Какие первые итоги реформы вы можете обозначить?

— Некоторые проблемы начнут всплывать вместе со стаявшим снегом. Я имею в виду уборку мусора. Теперь это не наше полномочие. У нас велось много разговоров о платном вывозе мусора. Но процентов 10 населения не будет платить, а станет вывозить мусор за околицу. Раньше, бывало, сельсовет выделял машину на улицу, жители которой сгружали мусор в нее и вывозили. Сейчас так не сделаешь. А самоорганизоваться будет сложно, тем более совместно с дачниками.

Возникают вопросы по градостроительной деятельности. Например, решил человек построить дом. Ему нужно получить все согласования. Раньше последнюю подпись на документах ставил глава сельсовета. Он нес ответственность за то, что нет противопоказаний для строительства. Теперь оценка будет производиться на отдаленном расстоянии. Будет ли выезжать на место застройки архитектор или нет, не ясно.

Справка

На сегодняшний день в составе Алтайского края насчитывается 729 муниципальных образований, в том числе 11 — городских округов, 59 — муниципальных районов, 6 — городских поселений, 653 — сельских поселения. Отметим, что на 1 января 2007 года в регионе было 797 муниципальных образований, то есть за семь лет их число сократилось на 68. Однако Алтайский край по-прежнему входит в пятерку регионов-лидеров страны по числу муниципальных образований.

В жарком слиянии

Одним из путей преобразования местного самоуправления в Алтайском крае стало достаточно интенсивное объединение поселений. Наиболее активно, по данным департамента внутренней политики администрации края, процессы преобразования проходили в 2010–2011 годах: за два года было принято 40 законов Алтайского края об объединении 87 сельских поселений на территории 24 районов края, состоялось объединение восьми поселений Славгородского района с городом Славгород.
В 2012–2014 годах инициативу об объединении выдвинули 15 сельских поселений, в результате преобразования которых было вновь образовано семь поселений. Уже в первом квартале 2015 года принято два краевых закона об объединении пяти поселений. Решения еще четырех сельских Советов депутатов поступили в администрацию края, на основании которых будут разработаны еще два законопроекта.

Таким образом, начиная с 2007 года в результате преобразований прекратили свое существование 67 сельских поселений, один муниципальный район, а один городской округ преобразован в городское поселение.

26 апреля текущего года в Камне-на-Оби состоится референдум по объединению города и Каменского района в единый район.

"Процессы преобразования муниципальных образований должны быть обусловлены в первую очередь экономическими предпосылками и перспективами развития преобразуемых территорий", — считает начальник департамента внутренней политики Сергей Королев.

Цифра

Около 18,5 тыс. cельских поселений насчитывается в России.