апрель 27, 2015
Расширенным тарифным коридором большинство страховых компаний на рынке ОСАГО распорядились одинаково и для самой популярной категории "В" почти все они установили максимальные ставки. Для менее распространенных транспортных средств найти минимальные тарифы несколько проще. Страховщики не исключают, что в дальнейшем конкуренция в цене все-таки будет более явной. Эксперты же в этом сомневаются.
Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов
С 12 апреля в России действуют новые тарифы по "автогражданке". Центробанк поднял их сразу на 40–60%, широко раздвинув тем самым тарифный коридор. В этом двадцатипроцентном пределе страховщики, по замыслу регулятора, должны бороться между собою в цене за клиента.
Спустя неделю после начала действия новых тарифов мы видим, что для физлиц, управляющих легковыми автомобилями, крупнейшие страховые компании назначили максимальную цену полиса. При этом многие установили предельные тарифы на всей территории страны. Среди них — ВСК, "Согласие" и "УралСиб Страхование". В нескольких компаниях для ряда регионов (от 1 до 12) установили среднюю цену — это "РЕСО-Страхование", "Ингосстрах".
Назначить минимальные тарифы из крупных федеральных игроков решили только "Альфа-Страхование" (но лишь для 7 регионов) и "Росгосстрах" — по всей стране, кроме 13 субъектов. Для Алтайского края страховщики дружно выставили максимальное значение. Единственное исключение — "Росгосстрах" (см. таблицу).
Единодушие страховщики показали, и когда устанавливали для нашего региона максимальные значения тарифа на страхование машин такси, маршрутных автобусов, трамваев и троллейбусов. А вот владельцы мотоциклов, грузовиков и тракторов могут примерно с равной вероятностью найти как минимальный, так и максимальный тариф.
Установившие самые высокие ставки по ОСАГО компании объясняют свои действия убыточностью "автогражданки" и напоминают: в октябре лимиты выплат по имуществу подняли со 120 до 400 тыс. рублей, а с 1 апреля "потолок" компенсаций по здоровью вырос со 160 до 500 тыс. рублей. Сюда же можно добавить и выросшие с декабря в среднем на 20% цены на запчасти.
"Именно поэтому мы сегодня видим, что большинство страховщиков выставили цены по максимальной границе тарифного коридора, — объясняет Дмитрий Иноземцев, директор филиала компании “Росгосстрах” в Алтайском крае. — Но для нас ОСАГО — это не тот вид, в котором стоит задача заработать. Здесь цель — не уйти в минус. Поэтому компания не будет повышать цены на полис во избежание возникновения социальной напряженности".
Однако сейчас напряженность как раз таки только усилилась: накануне повышения тарифов страховые компании не принимали клиентов, а записывали их на прием через 1–2 месяца. Даже тем, кому посчастливилось все-таки купить полис, пришлось традиционно уже раскошелиться на дополнительную страховку, без которой полис ОСАГО просто не продают. Больше всего жалоб поступает именно на "Росгосстрах", говорят в УФАС по Алтайскому краю.
Нормализуется ли ситуация после текущих изменений, покажет время, говорит Иноземцев. "Мы, как и ранее, будем очень внимательно отслеживать рост убыточности ОСАГО по каждому региону России. Ведь помимо кратного увеличения лимитов ответственности нужно учитывать также такие факторы, как инфляция, колебания валютных курсов, активность так называемых “автоюристов” и другие особенности этого непростого рынка, которые влияют на убыточность", — заявил эксперт.
Финансовый показатель ОСАГО как определяющий в вопросе о том, будут ли страховщики снижать цены в дальнейшем, называет и его коллега Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование". И здесь важнейшими он называет два фактора — объективный (рост выплат, цен и т. д.) и субъективный — работа автоюристов. Именно они, по мысли Макарова, определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России.
"Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро и качественно заработают единая методика определения размера ущерба и досудебный характер претензионной работы, которые утвердил Верховный суд, — говорит Макаров. — Если судебная практика будет нормализована, эти изменения должны снизить давление автоюристов на страховую отрасль. Если нам удастся решить эту проблему, то изменения размеров базовых тарифов в меньшую сторону и резкий рост качества обслуживания будут более чем реальны".
Николай Тюрников, известный автоюрист и президент Ассоциации защиты страхователей, с таким прогнозом не согласен. "Страховые компании в начале будут конкурировать только по сверхприбыльным регионам, к примеру в Москве и Питере, где уровень выплат даже до повышения тарифа составлял всего 35–40%, — говорит он. — И то лишь временно. Потом постепенно повысят его до максимального значения в каждом регионе — это показал опыт октябрьского увеличения тарифов на 23–30%, когда все страховщики практически в каждом регионе установили максимальные ставки".
100 тыс. подписей против апрельского повышения тарифов ОСАГО собрала за пять дней Федерация автовладельцев России