Что делать, если вам причинили ущерб в маршрутном такси

апрель 28, 2015

В нашу редакцию обратилась читательница Екатерина из Барнаула: "Недавно я порвала куртку в маршрутном такси - зацепилась за штырь, торчащий из сиденья. Обнаружила это, когда нужно было выходить, поэтому водителю претензии предъявлять не стала. Могу ли я обратиться за возмещением ущерба к перевозчику? Ведь факт пребывания в данной маршрутке доказать нечем - билетов там не выдают".

Маршрутки.
Михаил Хаустов

Ситуация, в которой оказалась девушка, может произойти с каждым —  и не обязательно с курткой, поэтому "Маркер-Экспресс" решил рассмотреть эту проблему всесторонне и найти, наконец, универсальный вариант действий в таких случаях. Вот что нам посоветовали.

Будьте внимательнее

Как оказалось, барнаульцы, портя свои вещи в транспорте, довольно редко обращаются за компенсацией вреда. Что это — природная скромность или боязнь отрицательного результата? Как бы то ни было, деятельность перевозчиков регламентирована российским законодательством, а значит, пассажир имеет полное право на защиту своих прав.

Сергей Иванов,
заместитель директора компании "ТрансБус":

В любой подобной ситуации нужно разбираться по факту. Все зависит от обстоятельств, потому что человек может повредить вещь и по собственной вине, либо по независящим от водителя и перевозчика обстоятельств. В любом случае со всеми претензиями нужно звонить по телефонам, указанным в каждом транспорте.

За четыре года, что мы обслуживаем маршруты №80 и №65, подобного ни разу не было. Очень много вещей теряют, и мы всегда возвращаем утерянное, если, конечно, ее не прикарманили другие пассажиры. Но чтобы обращались по поводу порванных курток или других вещей — не помню.

Но если вдруг человек испортит вещь по нашей вине, мы, конечно же, возместим ему ущерб в установленном законом порядке. От себя хотелось бы пожелать пассажирам быть аккуратнее и внимательнее в общественном транспорте.

В маршрутке полно народу

Конечно, каждому хотелось бы, чтобы дело разрешилось полюбовно, в досудебном порядке. Но как быть, если перевозчик не соглашается возмещать ущерб? Об этом "МЭ" спросил юристов.

Андрей Сандаковский,
юрисконсульт ООО "Юрисдело":

Если вам причинили ущерб, то вы в любом случае вправе требовать его возмещения согласно ст. 15 ГК РФ. Но в суде важно доказать сам факт причинения вреда. Если вы никаким образом не зафиксировали факт порыва куртки, то дело будет проигрышное. Перевозчик может просто сказать, что такого факта не было, что вы сами где-то порвали куртку. Вообще в таких случаях надо составлять письменный акт, брать ФИО и телефоны свидетелей (в маршрутке же полно народу).

Сейчас мы бы посоветовали вам обратиться с письменной претензией к перевозчику с подробным описанием случившегося. Если перевозчик в ответе на претензию признает данный факт, то у вас появится шанс получить компенсацию. Если же он будет все отрицать и у вас не будет никаких доказательств (актов, свидетелей), то сделать ничего нельзя.

Александр Герасимов,
юрисконсульт ООО "Трансфинит групп":

Согласно п. 42, 49 Постановления правительства РФ № 112 проезд в маршрутных автобусов осуществляется по билетам. По факту невыдачи билета вы можете обратиться с жалобой на водителя в организацию – перевозчик, либо с жалобой на организацию – в Роспотребнадзор, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула.

Отношения перевозки пассажиров попадают под действие Закона "О защите прав потребителей", перевозчик обязан обеспечить безопасность оказываемой услуги. Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

По факту порчи куртки вы можете обратиться к перевозчику с претензией, с указанием времени происшествия, номера ТС, маршрута, так же необходимо приложить документы, подтверждающие стоимость ремонта куртки. Однако вероятность возмещения ущерба организацией-перевозчиком добровольно невелика. После вероятного отказа вам придется обратиться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного имуществу. Нужно будет доказать факт причинения вреда именно в ТС перевозчика. В качестве доказательства можно предоставить: свидетелей - пассажиров маршрутки, фотографии "штыря", истребовать видеозапись, если в салоне была установлена камера. При положительном исходе дела за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с перевозчика будет взыскан штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Билет можно потребовать

А что если пассажиры отказываются идти к вам в свидетели, и у вас нет ни фотографий, ни видеозаписи, а вещь испорчена? В комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула рассказали, как доказать факт пребывания в транспорте:

- Сообщаем, что при проезде в маршрутных транспортных средствах, работающих в без кондукторном режиме, проездные билеты необходимо требовать у водителя. Работа маршрутных транспортных средств без билетной продукции нарушает требования действующего законодательства. Затраты от порчи имущества пассажиров возможно возместить в досудебном и судебном порядках с лиц, причинивших ущерб, путем направления соответствующих требований.

Если вы испортили вещь в маршрутке:

  1. Включите диктофон (если есть) и обратитесь к водителю за билетом.
  2. Попросите кого-нибудь сфотографировать испорченную вещь и "виновника".
  3. Возьмите хотя бы двух пассажиров в свидетели, запишите их номера телефонов.
  4. Обратитесь в ремонт и возьмите квитанцию об оплате. Ее нужно будет предъявить перевозчику.
  5. Если перевозчик отказывается возмещать ущерб добровольно, обращайтесь с собранными документами в суд.