май 5, 2015
Политические и экономические события конца прошлого года и начала этого серьезно не поколебали рынок сельскохозяйственной техники в Алтайском крае — уровень продаж пока остается стабильным. Однако хорошо продаются сейчас только отечественные машины, в том числе — собранные в Алтайском крае. Местные производители сельхозтехники наращивают объемы производства и долю присутствия на рынке.
Олег Богданов
Ситуация на рынке агротехники в 2014 году была очень похожа на то, что происходило с продажами легковых машин: затяжная плавная стагнация, закончившаяся оживлением к концу года, которое так и не вывело уровень сделок на показатель 2013 года: алтайские аграрии потратили в 2014 году на полмиллиарда рублей меньше, чем годом ранее (4,3 млрд рублей против 4,8 млрд соответственно). Но кроме них местный рынок серьезно подогрели к концу года покупатели из Казахстана.
Некоторое снижение активности по обновлению парка и техперевооружению в минувшем году эксперты объясняют сложностями сезона. Напомним: он был отмечен паводком и засухой. Это снизило урожайность и заставило перенести уборку ряда сельхозкультур на зиму и весну, что отразилось и на финансовом состоянии хозяйств. Второй важный сдерживающий фактор — рост цен после падения курса рубля. Импортная техника, за исключением закупленных до кризиса остатков на складах, подорожала в два раза.
Однако парк сельхозтехники в крае постоянно нуждается в обновлении, поэтому на спрос подорожание повлияло не столь сильно. Зато значительно изменило его структуру.
Сейчас на рынке продажи есть. Но берут только отечественное. Импортная техника не покупается вообще. Сегодня аграрии рассуждают так, что даже если у них появится возможность приобретать импорт, то при наличии отечественных аналогов они будут отдавать предпочтение последним. Они начинают считать стоимость владения и видят, что запчасти на импортную технику взлетели в цене до 2,5 раза.
Сегодня вести разговор о приобретении иностранных тракторов или комбайнов просто нереально. Но мы не сильно зависим от импортной техники. По основным видам у нас ее доля составляет лишь 7–8%. Но владельцы иностранных машин сегодня испытывают значительные финансовые затруднения по их восстановлению. Помимо подорожания деталей сказывается еще отсутствие технологий ремонта и зависимость от завода-изготовителя. В “домашних” условиях мы можем починить тот или иной узел К-700 или МТЗ. А по “Джон Дирам” и “Нью Холландам” мы многого не знаем, например, какие там допуски, посадки и т. д. Поэтому мы зависимы от ремонтных бригад дилеров.
Сложившаяся рыночная ситуация — шанс для алтайских производителей сельхозтехники. И они это уже почувствовали. Если в 2014 году на том же "АСМ-Алтай" собрали 44 "Кировца", то за один только первый квартал 2015 года предприятие получило 42 заказа. "Если такая динамика сохранится, то мы по итогам года увеличим выпуск “Кировцев” минимум в два раза. Мощности нашего сборочного цеха позволят это сделать", — говорит Геронимус. Краевые власти анонсировали, что в регионе за 2015 год соберут не менее сотни таких тракторов.
Увеличение спроса на алтайскую сельхозтехнику и комплектующие к ним почувствовали и другие агроснабжающие организации.
Мы активно работаем в направлении импортозамещения. На собственной производственной базе мы выпускаем широкий спектр техники и запасных частей, по качеству не уступающих импортным образцам. Интерес к нашей технике стали проявлять и такие стабильно работающие на импортных машинах регионы, как Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и другие.
В том, что для российских заводов сейчас настало неплохое время, уверен и Виктор Зобнев, председатель совета директоров Рубцовского завода запасных частей. "Раньше к нам в регион поставляли много техники и запчастей из-за границы, а теперь рынок расчистился для внутренних товаропроизводителей", — говорит он.
По его словам, благоприятной для местных производителей техники рыночная конъюнктура стала еще с середины 2014 года. Сейчас спрос на продукцию завода опережает предложение. Рубцовское предприятие пока не может удовлетворить его в полном объеме, но работает в этом направлении — проводит модернизацию, набирает и обучает дополнительный персонал.
Цена на отечественную технику тоже растет. Во-первых, на рост курса доллара молниеносно среагировали производители металла и значительно подняли цену на свою продукцию. Во-вторых, увеличились и другие затраты промышленников. "Электроэнергия подорожала на 20%, комплектующие — на 30%, — говорит Виктор Зобнев. — Но мы сейчас подняли цены всего на 7% относительно прошлого года, и по отношению к импортной продукции у нас, разумеется, более привлекательное предложение. Это увеличение непропорционально возросшим затратам, но за счет роста объемов произошло снижение себестоимости продукции, и это позволило нам не повышать значительно отпускную цену".
Нынешний год от предыдущих кроме переписанных ценников отличает еще и несколько новых тенденций в структуре спроса. "Особенность текущего сезона в том, что общий объем реализации техники остался неизменным, а посевных машин приобрели пока гораздо меньше по сравнению с предыдущими годами", — говорит Александр Костин. Изменение традиционной сезонности отмечает и Михаил Геронимус: "В весенние месяцы комбайны никогда не покупали. Сегодня берут и их. Одни — для уборки урожая, который еще стоит в полях с прошлого года, другие инвестируют средства сейчас, опасаясь дальнейшего повышения цен".
"Если сравнивать текущую ситуацию с 2–3 прошлыми сезонами, то структура покупок изменилась кардинально. В прошлом-позапрошлом годах технику брали по большей части в кредит, кукую-то часть в лизинг и совсем небольшую часть — за наличный расчет. В этом же сезоне техника приобретается в основном за собственные средства, и таких покупателей — до 80%", — добавляет Костин.
Дилеры говорят: в первые три месяца спрос на технику их в целом скорее радует, но впереди еще девять, и что будет дальше — прогнозировать трудно. Многое будет зависеть от макроэкономических и политических событий и от ценников. "Сейчас рост цен замедлился, однако в целом тенденция сохраняется и к концу года может достигнуть +10% к существующему уровню", — прогнозирует Александр Костин.
Сейчас дилеры ждут, как ответят на падение продаж российские представительства зарубежных марок. Пока с российского рынка еще никто из западных брендов не ушел (как это сделал недавно автомобильный General Motors). "Рынок России очень интересен для иностранных производителей, и они будут искать варианты, как остаться на нем, — уверен Михаил Геронимус. — Один из путей для них — предлагать более бедные комплектации. Но уходить с рынка они точно не намерены".
Краевые власти обозначили: они намерены поддержать алтайское машиностроение в этот важный момент, когда оно может получить второе рождение. Сейчас чиновники выдают гранты промышленным предприятиям на разработку и освоение выпуска новой техники, знакомят поближе продавцов с покупателями на таких мероприятиях, как "День поля" или "Демонстрационный показ алтайской сельхозтехники", который прошел 17 апреля в Поспелихе. "Наблюдательный совет краевого лизингового фонда приоритетную поддержку оказывает на покупку сельхозтехники преимущественно алтайского производства. Это принципиальный подход", — заявил на этом показе Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Сделать отечественную технику более привлекательной для крестьян призваны федеральные и краевые субсидии. Так, из госбюджета сельхозтоваропроизводители при покупке российских машин и механизмов могут получить скидку в 15%. А при покупке того же "Кировца" местной сборки край компенсирует 10% его стоимости. В результате экономия аграриев составляет 1,2–1,5 млн рублей. Когда повысится локализация производства комбайнов "Алтай-Палессе", которые собирают в Благовещенском районе из белорусских машинокомплектов, он тоже попадет под эту программу.
Без этой и других программ поддержки в нынешней ситуации аграриям придется непросто. Но даже они не решают многих проблем. "Механизмы господдержки работают, финансирование увеличивается, но рост цен на семена, удобрения, технику, запчасти и ГСМ нивелирует прирост государственных вливаний", — говорит Александр Костин.
"Хозяйства сейчас затруднены финансово. Возникает вопрос: а смогут ли они своевременно приобрести все то, что предлагает местный производитель? Пойдут ли банки навстречу? — рассуждает Юрий Лукьянов. — Пока банки предлагают кредитоваться под 19–24%, и эти условия могут затормозить техперевооружение в крае".
В 2014 году алтайские аграрии купили:
Больше всех закупились:
В пятерке региональных лидеров — Бийский и Советский районы. В десятке — Шипуновский, Локтевский, Мамонтовский, Зональный, Троицкий районы.
227 тракторов выпустили предприятия Алтайского края в 2014 году. Это на 1,8% больше, чем годом ранее