май 6, 2015
В сентябре прошлого года Наталья и Александр Карасевы, учитель и военный в отставке, приехали в Волчихинский детский дом к ребятам — брату и сестре. Приехали только познакомиться. "А они говорят, что к нам хотят поехать. Спрашиваю их: “А если вам понравится, останетесь?” Они согласились. А другие ребята им говорят: “Даже если не понравится, оставайтесь”", — рассказывает Наталья Карасева. Саша и Кристина после шести лет в детдоме стали пятым и шестым приемными детьми в семье Карасевых. В 2014 году в приемные семьи в крае были переданы 167 детей, а всего в таких семьях воспитываются 1752 ребенка.
Семья Карасевых.
Анна Зайкова
Карасевы живут в ЗАТО Сибирский в обычной трехкомнатной квартире. У них на двоих четыре родных ребенка, шесть внуков. Когда выросшие дети разъехались, объясняют родители, им стало пусто и скучно. Решили взять мальчика из детдома. Это было семь лет назад. Наталья Викторовна говорит, что совсем малыша брать не хотела, чтобы не бросать работу. Супруги обратились в органы опеки, прошли обучение, из краевого банка данных выбрали мальчика — пятилетнего Диму. Но из документов узнали, что в другом детдоме находятся его родные брат и сестра, Саша и Галя. Решили взять троих. Решение, прямо скажем, редкое — даже двух детей сразу берут нечасто. "Это было очень неожиданно, — рассказывает старшая Галина. — Я тогда в больнице лежала. Мне говорят: “К тебе приехали”. Мама с папой объяснили все. Я сказала, что если братья согласны, то и я поеду".
Наталья Викторовна говорит, что им повезло, — дети пробыли в детдоме только полгода. И все равно пришлось непросто. "Особенно с Галей", — улыбается ее мама. Сегодня в это не очень-то верится: симпатичная 16-летняя девушка помогает маме с детьми и дома, и на работе, летом работает в лагере, занимается в музыкальной школе, собирается поступать в педуниверситет, общительная, творческая натура с трогательной любовью к алгебре.
Застать кого-то праздным в семье Карасевых, кажется, невозможно: музыка, спорт, кружки, занятия у репетиторов. Все расписано по часам. "Это редкое явление — почти все дома", — говорит хозяйка, притом что двоих детей нет. "Главное — правильно организовать ребят и их время", — уверена Наталья Карасева.
В самом жестком ритме живет 12-летний Дима, тот самый, с которого все началось. Он кандидат в мастера спорта по спортивной аэробике, член сборной края, постоянно на сборах и соревнованиях. "Диму мы жалеем. Он встает, к 8.00 идет в музыкальную школу, приходит, делает уроки, потом — в школу, затем переодевается и бежит на аэробику. Приходит в 22.30, делает уроки; если не успевает, то встает в 5.00 и доделывает их. Все сам — очень ответственный", — рассказывает мама. Выходных у Димы тоже нет — в субботу-воскресенье он на тренировках в Барнауле: "Сам садится на “Газель”, берет с собой продукты в рюкзачок и едет. Морозы не морозы, дождь не дождь. В автобусе мы ему разрешаем играть в планшет, потому что больше некогда". Спинка дивана, на котором спит Дима, уставлена мягкими игрушками — их дарят на соревнованиях. "Когда он ложится спать, то укладывает их рядом. Это его богатство", — рассказывает мама. Поначалу родители оформляли "стену славы" Димы: развешивали его дипломы, медали. Стены оказалось мало: "Теперь просто делаем портфолио — толстые папки".
Брат Галины и Димы, 14-летний Саша Большой (есть еще Маленький), тоже занимается спортом — футболом, настольным теннисом и тоже — музыкой, но у него есть свой конек. Он "кот Матроскин" — хозяйственный, надежный, трудолюбивый. "Его будущее меня не беспокоит", — говорит Наталья Карасева. Она спокойно оставляет на него младших. Саша может нарубить дров, затопить печь, баню. "Наши первые приемные дети в своей “прошлой” жизни были связаны с деревней. У нас была маленькая дача, мы заметили, что ребята хорошо трудятся, но места было мало. И мы купили дом в Казачьем. Папа научил и пилить, и строгать, и копать", — рассказывает Наталья Карасева. Саша на участке сделал спортивную площадку: натянул сетку, поставил качели, турник, огородил ее. Есть у него и свой огород. Всю оставшуюся у мамы рассаду овощей и цветов он забирает на "свою" грядку.
Карину, самую младшую в семье, взяли из детдома Заринска. "Галя стала играть в мальчишеские игры", — объясняет Наталья Карасева. "Карина тихая была. Она сначала не говорила ни с кем, — рассказывает Галя. — Я ее разговорила". Из-за Карины Наталья Викторовна в прошлом году в школе опять набрала 1-й класс: "Я уже думала, что все, хватит, но у Карины достаточно серьезные проблемы, с ней нужно много работать". Все лето накануне школы Каришка-малышка, как ее зовут в семье, учила с мамой счет до 10. А теперь на вопрос о том, что ей больше всего нравится, она, стесняясь, ответила: "Математика". Мама не поверила своим ушам.
Совсем непросто учеба дается 10-летнему Саше Маленькому и 12-летней Кристине — брату и сестре, которые приехали к Карасевым в сентябре. "У них пока еще идет адаптация, — говорит Наталья Викторовна. — Проходит непросто — они слишком долго пробыли в детском доме. 6 лет в таком возрасте — гигантский срок. Саша учиться пока просто не хочет. У Кристины проблемы в учебе отпали, потому что мы сразу наняли репетиторов. В детском доме им ставили тройки просто за то, что пришли". Саша любит собирать "Лего", но новый набор пока не заслужил. Система поощрений в семье выстроена строго. Самый ценный приз — за хорошие успеваемость и поведение — поездка в Москву, к старшей сестре. В столице уже побывали Галя и Саша Большой.
Карасевы — единственная в ЗАТО приемная семья. Все шесть детей не являются усыновленными, каждый носит свою прошлую фамилию, и в случае если каким-то из родителей ребенок будет истребован, Карасевы обязаны будут его вернуть. Впрочем, это вариант почти невероятный.
Государство предоставляет семье ежемесячные выплаты на каждого ребенка: в прошлом году — около 8 тыс. рублей, в с 1 января 2015 года — около 9 тыс. Карасевы говорят, что не раз сталкивались с подозрениями в корысти. Но средств, выделяемых на содержание детей, утверждают они, совсем недостаточно. Они не жалуются, просто обрисовывают основные статьи бюджета.
Во-первых, еда. Много еды. "У нас как? — говорит Наталья Викторовна, со смехом глядя на детей. — Палка колбасы, килограмм конфет — на день. А нам еще нужны творожки, печенье и т. д." Дети, одним словом. Вторая статья расходов — одежда и обувь. У входа в квартиру стоят две трехэтажные полки, полностью уставленные обувью. "Кажется, поставь еще одну — и тоже будет забита", — смеется Александр Карасев. Одеты ребята тоже не как попало. "Наши дети должны выглядеть современно, на должном уровне. Мы покупаем им вещи по мере необходимости. И мы не ездим только по дешевым магазинам. Если Дима и Саша спортсмены, то и одеваем их в “Спортмастере”", — рассказывает Наталья Карасева. У детей есть телефоны, планшеты, компьютеры. Не у каждого полный набор, конечно, но они договариваются. "Иначе они не будут вписываться в свою среду", — объясняет их мама. Важно все, говорит она, вплоть до косметики и нижнего белья у девочек. Много средств "вытягивает" спортивная карьера Димы: поездки, костюмы. Большие суммы уходят на репетиторов. Плюс поощрительный фонд для детей. "Поэтому мы с папой, находясь на пенсии, оба работаем", — резюмирует Наталья Карасева.
Карасевы говорят, что могли бы взять и больше детей, но в доме уже тесно. Расширить жилплощадь им никто не предлагал. Галя, общительная и непосредственная, рассказала, что почти месяц пустовала соседская квартира, прежнего хозяина перевели служить в другое место, но мысли отдать ее Карасевым ни у кого не возникло. "Это даже немного обидно", — говорит она. Но Наталья Карасева, говоря о помощи от государства, в первую очередь называет транспорт. Для большой семьи нужен многоместный автомобиль. "Иначе штрафы", — авторитетно поясняет Галя. Семье пришлось взвалить на себя еще и кредит, чтобы купить восьмиместный автобус.
Но есть льготы, которые дети получают исправно. Одна из важнейших — возможность бесплатно заниматься в секциях, музыкальной школе и кружках. Галина и Саша Большой уже встали в очередь на квартиру, положенную сиротам. Но в целом, говорят Карасевы, привыкли сами со всем справляться.
Они уверены, что ЗАТО Сибирский — прекрасное место для воспитания детей. "В нашем городке есть такая возможность — дать детям все. У нас ночью светло, ходит патруль, полиция контролирует". Ключевое слово — безопасность. Все дети Карасевых, включая семилетнюю Карину, ходят в школу и на дополнительные занятия самостоятельно. Наталья Викторовна предполагает, что в Барнауле обеспечить детям такой объем занятости и при этом полную безопасность без отрыва родителей от работы было бы невозможно.
10 092 — такое число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось в Алтайском крае, по данным на конец 2014 года.
На 13,6% сократилось число таких детей с 2010 года.
На 52% увеличилось количество усыновленных детей в крае за последние пять лет. В 2014 году в крае были усыновлены 196 детей, это на 22,5% больше, чем годом ранее.
779 детей были устроены под опеку (попечительство) в 2014 году, в том числе 167 переданы в приемные семьи.
29 организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, функционирует в Алтайском крае, в них воспитывается 765 детей.
10 детских домов прекратили свое существование в Алтайском крае за последние три года.
222 круглые сироты были выявлены в крае в прошлом году, у 691 ребенка родители живы, но были лишены прав.
1119 семей усыновителей зарегистрировано в крае, по данным на 1 января 2015 года. Из них воспитывают одного-двух детей — 1099 семей, трех-четырех — 12 семей, пять и более усыновленных детей — 8 семей.
111 приемных семей было образовано в 2014 году. Всего в крае действует 787 таких семей, в которых воспитываются 1752 ребенка.
62 ребенка-отказника (оставлены матерями при рождении) было зафиксировано в регионе в 2014 году.
0,46% — доля случаев возврата детей в детдома от общего количества детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в 2014 году.
17,4 тыс. рублей составляет единовременное пособие гражданам, усыновившим ребенка. При усыновлении братьев, сестер, детей-инвалидов, детей старше семи лет выплачивается 132,9 тыс. рублей. Источник — федеральный бюджет. Еще 20 тыс. рублей усыновителям единовременно выплачивается из регионального бюджета.
9 тыс. рублей составляет ежемесячное пособие гражданам, усыновившим детей, а также на содержание ребенка в семье опекуна или в приемной семье.
Почти на 30% за последние два года снизилось число анкет детей в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Их число впервые составило менее 2 тыс. человек.
Источник: данные Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
В России насчитывается почти 80 тыс. приемных семей.