май 6, 2015
"Серый" импорт из России (в том числе из Алтайского края) стал угрозой автомобильной отрасли Казахстана. До 80% новых автомобилей казахстанцы покупают в России, а не у своих дилеров, а крупнейший автозавод страны холдинга "Бипек Авто-Азия Авто" (собирает KIA, Chevrolet, Skoda и российские "Нивы") терпит убытки.
Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов
В I квартале убытки завода составили 1,1 млрд тенге (300 млн рублей — прим. ред). Из них половина – прямой результат курсовой разницы. Но основной причиной финансовых потерь предприятия стал шквал "серого" импорта, поступащего из-за рубежа, и сжатие легального, цивилизованного рынка автомобилей в Казахстане. Единственная возможность частично разгрузить затоваренные склады – продавать автомобили по цене ниже себестоимости. С начала года средняя сумма убытка в расчете на один автомобиль "АЗИЯ АВТО" составила 680 тыс. тенге (187 тыс. рублей). По ряду моделей отпускные цены сегодня на 1,5 млн тенге (413 тыс. рублей) ниже себестоимости.
Стремительную деградацию отрасли под давлением теневого импорта могут остановить только решительные меры со стороны государства.
По данным Игоря Потапова, гендиректора "БИПЭК АВТО Казахстан" (дилерское подразделение холдинга), в первом квартале по "серым" каналам в Казахстан ввезли и поставили на учет более 107 тыс. легковых автомобилей. Таким образом, 80% автомобильного рынка страны оказалось в налоговой "тени", а продажи в "сером" сегменте сегодня в 40 раз превосходят сбыт казахстанских автозаводов.
Всего за январь-март 2015 года в Казахстане у официальных дилеров купили без малого 25 тыс. автомобилей (включая легкую коммерческую технику), что на 26% ниже аналогичного показателя 2014 года.