май 13, 2015
Как удалось понять из общения с работающими в сфере такси бизнесменами, наряду со снижением спроса, подорожанием запчастей и страховки их волнует проблема кадрового дефицита. То есть желающих крутить баранку и "косить бабло" немало, однако одни не вызывают доверия, другие не хотят надолго задерживаться на одном месте.
Конечно, на фирмы по-прежнему работают профессионалы своего дела, чей опыт насчитывает десятки лет. Но кто порешительнее — берут машины в кредит и уходят в службы заказа. Таксисты, выкупившие авто у фирмы, как правило, повторяют их путь.
Верности цветам компании на этом рынке не найти. Большинство водителей называют перебежчиками: как только новый игрок при выходе на рынок предлагает интересные условия, они сразу идут туда. Когда через какое-то время условия меняются, они разбредаются по другим фирмам.
Нередко водители вынуждены мигрировать по прозаичной причине — ушел в запой, не привез план несколько дней— уволили. Часто уходят после ДТП: разобьют машину в одной компании, сразу увольняются и устраиваются в другую. А владелец остается у разбитого "корыта" — взыскивать ущерб, как правило, бесполезно. "Мы выиграли все суды, но я отыграл всего 9 тыс. рублей, а юристу заплатил 120 и машины чинил за свой счет, — делится горьким опытом знакомый владелец таксопарка. — Есть товарищи, которые уже все фирмы обошли и начинают по второму кругу приходить. Такого спрашиваешь: “Так ты нам денег должен, чего пришел?” А он: “Точно, забыл”".
Часто на работу приходят устраиваться наркоманы, для которых такси — это быстрый заработок на дозу. Подозрительным машину сразу не дают — просят или залог в несколько тысяч рублей, или вовсе прийти через неделю. Тому, для кого эти условия не станут преградой, дают самые разбитые машины — на испытательный срок. Такие даже сильно не чинят — нет смысла.
И некоторые пропадают с этими машинами: съездят по своим делам и бросят где-нибудь на дороге. Порой приходится искать их с полицией. В общем, послушаешь все эти и другие истории, и начинает казаться, что беспроблемных и адекватных водителей такси не так много. Хотя это, хочется верить, совсем не так.
При такой текучке кадров некоторые предприниматели даже взяли на вооружение приемы сетевого маркетинга: "Приведи работать друга и получай тысячу рублей каждую десятую смену". Все-таки по рекомендации брать человека спокойнее, чем просто с улицы.
Но в текущей экономической ситуации проблема кадров может решиться сама собой. Предприниматели уже отметили приток в сферу извоза сокращенных работников промпредприятий, а также строителей — последние традиционно работали в такси лишь зимой, а летом трудились на стройке. Сейчас многие из них вынуждены остаться за рулем — при сокращении объемов строительства места на объектах им не нашлось.
Получается, что у предпринимателей появилась возможность более тщательно подходить к подбору кадров, а у пассажиров увеличился шанс встретить за рулем такси интеллигентного человека, который между прочим спросит что-то типа: "Кстати, что вы думаете о политональных наложениях у Бриттена?"