"Бренд — он не навсегда". Разработчики рассказали о новом фирменном стиле Алтайского края

май 14, 2015

На краевом туристическом форуме Visit Altai компания "Ньютон. PR and Communications" из Екатеринбурга показала брендбук Алтайского края, стоивший бюджету 1,2 млн рублей. На презентации директор "Ньютона" Алексей Глазырин напутствовал краевых и городских чиновников, что фирменный стиль надо внедрять постепенно, чтобы не шокировать местное население, от любви которого к бренду в конечном счете зависит его успех. Но в итоге своего выступления Глазырин заметил, что бренды часто меняют, а потому в любом случае "что по этому поводу так переживать?".

Логотип Алтайского края.

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Бренд Алтайского края — туристический. Он является частью многолетней масштабной кампании по пиару туризма в нашем регионе. Краевая администрация решила, что для участия в турвыставках и других рекламных мероприятиях региону нужен свой фирменный стиль, который выделил бы его (в частности, на фоне соседней Республики Алтай, которая практически не тратит деньги на крупные пиар-мероприятия).

По словам разработчиков, у них было около 20 вариантов логотипа. Многие из них были связаны с этникой и шаманской тематикой. Однако от них отказались и выбрали ту эмблему, на которую большинство фокус-групп отреагировало положительно. Среди опрошенных были жители края и других регионов страны.

— Когда мы продвигаем Алтайский край, у нас есть такая проблема: иностранные партнеры не ассоциируют Барнаул с краем. Также нередко регион путают с Республикой Алтай, — указал Роман Моисеев, руководитель Алтайского ресурсного центра. — Учитывали ли вы это при разработке?

Алексей Глазырин сообщил, что от темы этники и гор в логотипе отказались именно для того, чтобы дистанцировать край от республики. Нельзя было и делать уклон в городские мотивы. Исследования "Ньютона" (которых, по словам авторов, целые тома) показали, что в европейской части России и за рубежом про Алтай знают мало и для многих он видится всего лишь частью холодной негостеприимной Сибири. Поэтому для позиционирования выбрали максимальное дружелюбие символа, нейтральную зелень природы и экологичных продуктов, а также розовый маральник.

По поводу такого результата возникли сомнения у местных дизайнеров.

В ответ Алексей Глазырин вновь напомнил, что бренд в первую очередь направлен на привлечение туристов, которых мало интересует пшеница. Однако его концепция предусматривает возможность менять цветовую гамму.

Можно также менять и язык на английский. Тут тоже не обошлось без дискуссий.

Татьяна Сибиркина,
руководитель отдела по развитию туризма Барнаульской администрации:

Как выяснилось, в стране теперь все названия будут переводиться на иностранный язык в транслитерации. Так что сегодня все специалисты однозначно говорят, что Алтайский край должен быть именно krai, а не region, как в вашем варианте перевода. Вот такая вот у нас особенность, мы территориально делимся так — у нас не какой-то там region, а именно край.

— Да, почему Европа брендингами всякими нас заваливает, а мы своими словами их не заваливаем? — недовольно поддержал кто-то из зала.

Разработчики вначале попытались заметить, что раз надо привлекать зарубежных туристов, то стоит заботиться о том, чтобы они нас понимали. Но после дипломатично резюмировали, что оба варианта имеют право на жизнь.

Споры вокруг бренда любого города и области — нормальное явление для России. Одним из самых скандальных примеров была Пермь и ее логотип в виде красной буквы "П". Директор "Ньютона" считает, что главной причиной неудачи пермского брендинга стало то, что его сразу возненавидели сами пермяки.

- Брендинг использовали разные серьезные территории — Монреаль, Чикаго, Валенсия, Каракас и другие. Но там другая культура отношения к бренду. Жители европейских городов с гораздо большим фаном относятся к этой теме в целом, — говорит Алексей Глазырин. — Бренд — это не герб, он не навсегда. Ну поживем с ним 10–15 лет. Потом его можно поменять. Он соответствует текущему моменту. Лондон на моей памяти менял свои бренды несколько раз. Что по этому поводу так переживать?

Главными носителями идеи бренда региона, по его словам, должны стать местные жители. Консервативно настроенные пермяки не имели ничего общего с флером современного искусства, который нес фирменный стиль работы студии Артемия Лебедева. Как поведут себя не менее консервативные жители Алтайского края? Алексей Глазырин предложил провести новое исследование на эту тему через полгода.

Факт

В 2008 году управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры зарегистрировало знак "Золотой Алтай". Знак представляет собой композицию из трех кругов, расположенных в форме треугольника, вершина которого обрамлена лучами в форме лепестков подсолнечника. Под брендом "Золотой Алтай" должно было проходить продвижение продукции алтайских товаропроизводителей на выставочно-ярмарочных мероприятиях и конференциях. Бренд вызвал резко негативную реакцию сообщества алтайских дизайнеров.

Инфографика: бренд Алтайского края.

Факт

Слоган "Алтайский край. Все настоящее!" имеет английский вариант "Altay Region. All is real!"