Барнаульские энергетики настаивают на росте тарифов

июнь 4, 2015

В "Сибирской генерирующей компании" (СГК) считают, что в тарифе на тепло, установленном для принадлежащих им ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Барнауле, не учтены минимум 250–260 млн рублей затрат. По оценке Сергея Родта, начальника краевого  управления по тарифам, их включение может дать рост до 25–30%. Тем временем заявки на тарифы на следующий год, поданные СГК, превышают показатели 2015-го в 3,5-4 раза.

ТЭЦ-2.
Анна Зайкова

28 мая на "круглом столе", прошедшем в ИД "Алтапресс", эксперты говорили о необходимости компромисса, но было очевидно, что путь к нему будет непростым.

Сегодня, помимо ТЭЦ, СГК в Барнауле принадлежат около 400 км магистральных сетей. Еще 600 км внутриквартальных сетей, а также 419 центральных тепловых пунктов компания с осени 2013 года арендует у города. По данным Игоря Максимова, директора дивизиона "Тепло" СГК, 38% технологического оборудования и сетей находятся в состоянии физического износа. По его словам, в сутки в Барнауле происходит от трех до пяти аварийных ситуаций, а проводимая сейчас опрессовка дала около 200 порывов. И показатели аварийности, по его мнению, будут расти. Основная причина — отсутствие достаточного объема инвестиций в ремонт.

Игорь Максимов,
директоор дивизиона "Тепло" СГК:

Сети нужно ежегодно ремонтировать в объеме около 2% от их общей протяженности. Пока наши финансовые возможности позволяют нам делать в районе 0,5–0,6%.

Он сказал, что нужно дополнительно около 150 млн рублей в год для проведения ремонтов муниципального хозяйства, и эти средства должны быть учтены в тарифе.

Он также заявил, что в тарифе сегодня не заложена арендная плата городу за сети. Сергей Родт объяснил это отсутствием договора аренды, оформленного в полном соответствии с законом, а в этом случае "ни одна сделка никогда не будет включена в тариф". Сейчас, сказал Родт, "администрация города уже оформила часть своих взаимоотношений с СГК, поэтому в следующем году эти затраты будут учтены".

А пока СГК находится в судебных разбирательствах с мэрией по поводу выплаты арендной платы.

Игорь Максимов,
директоор дивизиона "Тепло" СГК:

Игорь Максимов на пресс-конференции СГК. Барнаул, 29 мая 2015 г.
Анна Зайкова
Мы второй год обслуживаем муниципальное имущество со значительными убытками для компании, — говорит Максимов. — Ситуация, когда социальная ответственность бизнеса зашкаливает по своим финансовым показателям, дальше быть терпима не может. Город требует заплатить кэшем 100 млн в бюджет, а потом мы не видим ни рубля этих денег в нашем тарифе. Мы не понимаем уровень таких взаимоотношений.

Он настаивал, что мэрией вообще не были предусмотрены какие-либо формы реинвестирования арендной платы в содержание сетей. Этому факту удивилась и Людмила Семочкина, гендиректор Алтайского института профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Людмила Семочкина,
гендиректор Алтайского института профессиональных бухгалтеров и аудиторов:

Когда сети были в аренде у АКС ("Алтайские коммунальные системы" до СГК арендовали сети у города. — Прим. ред.), вся сумма аренды шла обратно на реинвестирование.

Впрочем, она же подчеркнула, что всегда необходимо просчитывать, как те или иные финансовые решения отразятся на размере тарифа и, соответственно, чем они обернутся для потребителя. Кроме того, она отметила важность полного раскрытия информации СГК по объемам, видам ремонтных программ и их финансирования, в противном случае возникают вопросы по их обоснованности. "В практике некоторых компаний бывали серьезные завышения по суммам, направляемым на ремонт, — в ценовом, натуральном выражении, а раскрытия информации не было", — пояснила эксперт. На детальном раскрытии информации об инвестпрограммах СГК, об убытках компании, возникающих в связи с авариями, о программах ремонта настаивали и другие участники "круглого стола".

Большинство экспертов говорили также о том, что решить вопрос размера тарифа можно только путем компромисса.

Сергей Родт,
начальник краевого управления по тарифам:

Сергей Родт на пресс-конференции СГК. Барнаул, 29 мая 2015 г.
Анна Зайкова
Вы говорите о снижении платежной дисциплины. То есть потребители даже по действующему тарифу платить не могут. А речь идет о том, чтобы его еще увеличивать. Наша задача — искать баланс интересов: чтобы и предприятия не умирали, и поэтому иногда бывает скачкообразный рост тарифов, и чтобы потребитель мог позволить себе эти услуги оплачивать.

Поиск этого баланса, по мнению Игоря Максимова, — дело государства.

Игорь Максимов,
директоор дивизиона "Тепло" СГК:

Мы против безудержного роста тарифа для населения, — заявил он. — Но есть понятие обоснованного тарифа. У нас вроде бы самая маленькая цена гигакалории, но колоссальные убытки по транспортировке тепла до потребителя. Мы вступаем в мучительные долгие поиски ответа на вопрос, как сбалансировать цену нашей продукции с возможностью меньшей платы за нее. Эти интересы должно определять государство посредством регулирования.

Сегодня у ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 самые низкие тарифы на тепло из всех теплоснабжающих компаний города, и в СГК всегда подчеркивают этот факт как свое основное конкурентное преимущество — комбинированная генерация всегда дешевле. На вопрос о том, сохранится ли это преимущество, если в тарифном ведомстве учтут все пожелания СГК, Игорь Максимов ответил: "Конечно". Сергей Родт был куда менее категоричен: "Нужно считать, вовсе не факт".

Справка

Игорь Максимов не исключил, что через несколько лет ТЭЦ-2 перестанет вырабатывать электроэнергию и будет работать только в режиме котельной. "ТЭЦ-2 не самая лучшая по своим экономическим показателям станция. Стоимость электроэнергии там дорогая, даже несмотря на проведенную глубокую модернизацию. Может получиться, что через три года ТЭЦ-2 станет неконкурентоспособна на рынке электроэнергии. Законы экономики не исключают такого поворота событий", — сказал он.