июнь 25, 2015
Крупные торговые и офисные центры, расположенные в городах края, уже в 2016 году могут начать платить налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Для многих из них это будет означать увеличение платежа в разы. Разработчики законопроекта утверждают, что общая сумма обязательных платежей у центров возрастет незначительно, а бюджет может пополниться 100–150 млн рублей.
Инфографика. Опыт других регионов СФО.
Свободный курс.
18 июня прошло публичное обсуждение законопроекта, а 24-го его предложат к рассмотрению краевых депутатов в двух чтениях. Законопроект предполагает, что к административно-деловым, торговым центрам будет применяться ставка налога 2% от кадастровой стоимости. Плательщиками станут собственники тех объектов, которые войдут в специально подготовленный перечень, краевое управление по предпринимательству должно составить его до конца года. В документе, определяющем порядок формирования этого списка, предполагается обозначить ограничения: только городские торговые и офисные центры площадью свыше 1 тыс. кв. м. Сюда не войдут отели, объекты культуры, спорта, придорожного сервиса, потребкооперации, сельхозрынки, социальные магазины и др. Облагаться по-новому будут те здания и помещения, которые, согласно федеральному закону, являются торговыми и административными не менее чем на 20%. Данные предоставит Росреестр.
По мнению разработчиков документа, общий объем обязательных платежей центров из-за увеличения данного налога возрастет незначительно (на 1–2%) и по-прежнему останется меньше, чем расходы, например, на коммунальные услуги. А вот бюджет таким образом может пополниться — предполагаемый объем доходов оценивается в 100–150 млн рублей. Количество возможных плательщиков может составить от 200 до 500.
Участники публичного обсуждения, депутаты и представители бизнес-объединений, не встретили законопроект с полным пониманием. Стелла Штань, зампред комитета по местному самоуправлению заксобрания, предложила по примеру других регионов внести ограничения по плательщикам в сам законопроект, а не в порядок формирования перечня. Юрий Фриц, руководитель Алтайского союза предпринимателей, обратил внимание, что повышение налога ТЦ заложат в арендную плату, а сегодня и без того многие площади пустуют. Юрий Матвейко, возглавляющий отделение "Деловой России" в крае, предложил увеличить площадь объектов, подлежащих налогообложению по-новому, хотя бы до 3 тыс. кв. м, как в Новосибирской области. Он же поинтересовался, нельзя ли вывести из-под действия закона объекты в малых городах.
Поправки в Налоговый кодекс РФ, которые ввели возможность взимать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости, сначала для юрлиц, работающих на общей системе налогообложения, а затем и для плательщиков УСН и ЕНВД были приняты в 2013 и 2014 годах. Право воспользоваться этой нормой предоставили регионам.
В Алтайском крае кадастровая оценка более 1,2 млн объектов недвижимости была проведена в 2012 году, следующая должна пройти в 2017-м. По данным регионального отделения "ОПОРы России", действующая оценка примерно на 30% ниже рыночной стоимости. Несмотря на это, эксперты предрекают в случае принятия закона массовое поступление исковых заявлений в суды по оспариванию кадастровой оценки. Такие иски есть и сейчас, но суды считают, что пока не предъявлен налог, нет и ущерба, а значит — и необходимости пересмотра оценки.
Участники рынка, с которыми удалось пообщаться, пока не готовы предметно, в цифрах показать возможные последствия принятия закона. Но в любом случае указывают на рост налоговой нагрузки, которая в текущих экономических условиях усугубит их положение.
Регион | Ограничение по площади | Число объектов в перечне | Ставки налога |
Новосибирская область | От 3 тыс. кв. м | Около 150 | 1% — в 2015 году, 1,5% — в 2016-м, 2% — с 2017-го |
Кемеровская область | От 1 тыс. кв. м | Около 70 | 1% — в 2014-м, 1,5% — в 2015-м, 2% — с 2016 года |
Томская область | От 1 тыс. кв. м | Около 25 | 1,2% — в 2015 году, 1,5% — в 2016-м, 1,8% — в 2017-м, 2% — с 2018-го |
Республика Хакасия | От 1 тыс. кв. м | Более 200 | 1,5% — в 2015-м, 2% — с 2016-го |
Республика Алтай | От 100 кв. м | Около 1 тыс. | Для тех, у кого права собственности на объект возникли до 2008 года: 0,7% — в 2015-м, 0,9% — в 2016-м, 1,1% — в 2017 м, 1,3% — в 2018-м, 1,5% — в 2019-м, 2% — с 2020-го. Для тех, у кого после 2008 года: 1,5% — в 2015-м, 2% — с 2016-го |
Республика Бурятия | Для всех, за минусом кадастровой стоимости 300 кв. м для всего объекта или 100 кв. м для отдельного помещения | Почти 6 тыс. | 0,5% — с 2015 по 2019 год |
Забайкальский край | Для всех, но за минусом кадастровой стоимости 150 кв. м | Более 1,5 тыс. | 1% — в 2015 году, 1,5% — в 2016-м, 2% — с 2017-го |