июль 6, 2015
На этой неделе Главное управление сельского хозяйства объявило о приеме заявок от сельхозпроизводителей на участие в продовольственных ярмарках, начало проведения которых в Барнауле намечено на сентябрь. Пока же мелким фермерским хозяйствам и держателям ЛПХ нужно самим заботиться, куда сдать свою продукцию.
Молоко.
Лидия Соколова
По мнению многих из них, сделать это в нашем регионе довольно сложно. С "насиженных" мест у дорог их выгоняют, сельхозрынки оккупировали перекупщики. Кстати, о механизмах доведения отечественного продовольствия до потребителя говорил и новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев. По его мнению, инфраструктура для этого почти отсутствует, хотя именно она должна гарантировать крестьянам стабильный сбыт.
Мы спросили участников рынка фермерских продуктов о перспективах развития.
Вопрос реализации продукции — это тот сдерживающий фактор, который больше всего мешает личным подсобным хозяйствам развиваться. Особенно это касается продажи молока, считает Людмила Зешребина, держатель ЛПХ в Первомайском районе.
— Личное подсобное хозяйство мы развиваем уже много лет. Сейчас у меня 70 голов крупнорогатого скота, 30 свиноматок. Могу сразу сказать: произвести товар не так сложно, а вот продать! Месяц назад сдала в ветеринарии все анализы по домашним животным, документы все есть. Но возникает вопрос: где продавать свою продукцию? Это ужасно.
Представьте, мы производим 300 литров молока. Куда его девать? Да, зимой сырое молоко востребовано, цена на него хорошая, поэтому сдаем на переработку. А сейчас все по-другому. Сдавать за бесценок? Да я лучше молоко свиньям вылью, пусть они едят.
Каждый день мне надо быть дома, чтобы хозяйством заниматься, а я бегу в город, везу с собой целую машину сметаны, творога и продаю где только можно. Раньше торговала на 3–4 тыс. в день, а сейчас у людей денег нет. А мне, чтобы поддерживать хозяйство, закупать корма, надо вести реализацию на 6–7 тыс. рублей в день.
— Что вы можете сказать по поводу барнаульских сельхозрынков? Насколько они удобны для производителей?
— Вот зашла я на сельхозрынок, а там уже продают сметану за 90 рублей. Так она ведь с загустителем. Я свою, натуральную, дешевле, чем за 130 рублей, отдать не могу. Я ведь не только сама работаю, но и людей нанимаю. Им же надо зарплату чем-то платить.
— Пробовали ли вы работать с посредниками, например интернет-магазинами по доставке фермерской еды?
— Я давала объявление в интернет о продаже еды. Но пока никто не звонит. А если интересуются посредники, то им нужна продукция вполцены. Год я работала с небольшим мясным магазином в Барнауле. А сейчас им продукцию возит кто-то другой почти вполовину дешевле моей.
— У вас не было идеи создать собственный интернет-магазин и продвигать продукцию самостоятельно?
— Я узнавала, за сайт нужно заплатить минимум 20–25 тыс. рублей. В этом вопросе я ничего не соображаю, поэтому надо нанимать специального человека. Когда всем этим заниматься? Сейчас нам надо 10 тонн овса, уже скоро начинается заготовка сена. Работы в хозяйстве очень много: приходится ложиться спать в два ночи, а вставать в шесть утра.
— На ваш взгляд, могут ли фермерские продукты стать доступными широкому кругу потребителей и что для этого нужно сделать?
— Думаю, что не станут. Приведу пример. Я недавно начала производство натурального адыгейского сыра под заказ. Человек звонил и говорил, сколько ему нужно, я столько и делаю. Стоимость его 500 рублей за килограмм. Кто-то спокойно покупает, кто-то начинает говорить: "А вот в “Марии-Ра” он стоит 300 рублей". Таким людям я всегда отвечаю: "Тогда и берите его в “Марии-Ра”". Я уже всю технологию изучила: на 1 килограмм сыра нужно 10 литров молока. Это уже 250–300 рублей. Плюс к этому прибавьте закваски, электричество, мой труд.
— Государственная поддержка вам хоть какая-то предоставляется?
— Одни раз я подавала документы на получение гранта. Больше не буду. Сначала я получила на бирже труда 58 тыс. рублей за то, что оформила юридическое лицо и трудоустроила безработных. И, по сути, за себя и за этих людей в виде налогов я отдала государству ту же сумму. А после этого в крайсельхозуправлении мне отказали в выдаче гранта в размере 1,5 млн рублей, сославшись на то, что на поднятие хозяйства я уже получала средства. Обидно было до слез.
Руководитель интернет-магазина "Ферма22" Максим Урюмцев считает, что пока правила игры будут диктовать крупные торговые сети, деревенская еда останется малодоступной.
— Расширился ли ваш бизнес по доставке фермерских продуктов?
— С 2013 года мы искали своего покупателя среди студентов, пенсионеров, молодых семей. И выяснили, что наш основной клиент — это люди пенсионного возраста, которые испытывают трудности в передвижении, и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. У них на одной руке один малыш, на другой — второй. В такой ситуации просто некогда ходить в магазин за продуктами.
— На ваш взгляд, что сдерживает данное направление? Почему экологически чистые деревенские продукты остаются малодоступными?
— Одним словом не ответишь. У нас много разных нюансов, как и в любой работе. Нельзя же сказать, что где-то все классно, а нас бедных ущемляют. Например, личные подсобные хозяйства или мелкие фермерские хозяйства, с одной стороны, в нас заинтересованы, им нужна реализация. Как только их объемы продаж увеличиваются, выясняется, что они не могут реализовывать свой товар через магазины. У них нет необходимой сертификации.
— Держатели личных подсобных хозяйств говорят, что посредники, такие как вы, снижают цену на их товар наполовину.
— Неправда. Вы можете поговорить с теми поставщиками, с которыми я работаю, и узнать, что у нас партнерские отношения. Я понимаю, что если я начну ломать их через колено, ничего не получится. Они вывернутся и уйдут к конкуренту. Бизнес надо строить, исходя из партнерских приоритетов.
— Вы сказали, что ваш покупатель — пенсионер. А насколько для них доступна фермерская еда, ведь она же недешевая.
— Я сам такого не ожидал! Представьте, бабушка — инвалид по зрению не может выйти из дома. Она получает пенсию. Но даже потратить ее не может, потому что ограничена в своих передвижениях. И у нас она находит отдушину.
— На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы алтайские фермерские продукты стали более доступны?
— Это сложный вопрос. Сейчас у нас все окутано розничными сетями. Но это в основном крупные игроки, которым фермерские продукты мало интересны. Небольшим магазинчикам, в которых может продаваться такой товар, сложно выживать в таких условиях. На моих глазах мелкие торговые точки закрываются, еще не успев толком поработать. Ситуация усложняется еще и тем, что ЛПХ ограничены в своем производстве, хозяйства не могут иметь стабильный объем. Вырастил фермер бройлера, продал его. Нет у него больше цыплят, значит, реализация прекратилась.
— А насколько держатели личных подсобных хозяйств заинтересованы в сотрудничестве с вами? Приходится ли их уговаривать?
— Да, особенно это касается чистых хозяйств во всех смыслах этого слова. У них продукция без добавок, а на подворье хоть экскурсии води. Такие ЛПХ не имеют трудности с реализацией.
Председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов полагает, что крестьянам нужно создавать кооперации. Так выходить на рынок им будет гораздо легче.
— Сергей Николаевич, держатели личных подсобных хозяйств говорят, что у них возникают большие трудности с реализацией своей продукции. По вашему, почему при этом они не используются такой инструмент, как кооперация? Ведь он довольно успешно применяется в Европе.
— Это у нас просто беда. На один район в Алтайском крае приходится всего один-два кооператива. Мы проводили в этом отношении большую работу, делали выездные совещания. Ведь у нас огромная проблема по сбыту меда, молока, мяса, овощей. Говорим людям: "Сделайте кооператив!" Раньше эта схема довольно успешно работала в рамках крайпотребсоюза, который скупал у частника всю продукцию.
Сейчас же вся власть в руках посредника. Он приезжает, мясо или молоко забирает по заниженной цене. На рынок или в общепит эту продукцию сдает в два раза дороже. Крестьянам опять говорим: "Торгуйте сами, для этого мы вам предоставляем рынки". И что вы думаете? Они не хотят. Сегодня зайдите на барнаульский сельхозрынок, ни одного крестьянина с личного подсобного хозяйства, ни одного фермера вы там не увидите.
— По вашему, это нежелание?
— Конечно, в первую очередь. Очень странная ситуация складывается по молоку. Надо признать, что в некоторых районах цена на сырое молоко в ЛПХ опустилась до 8 рублей за литр. Мы проверили: ни одно перерабатывающее предприятие по таким ценам не принимает, минимум по 13 рублей. Это получается, что перекупщик, который ездит по деревням с бочкой, кладет себе в карман по 5 рублей с каждого литра. Говорю жителям, что надо объединяться, вместе заготавливать корма, собирать и отвозить молоко. Надо только найти инициатора. Тишина. При условии создания кооператива им помогут с закупом техники и оборудования.
— А чем готово помочь государство, чтобы мелким производителям было легче реализовывать свою продукцию?
— Я же говорю, по кооперативам работает целая программа поддержки. Его участники могут пользоваться услугами фонда микрозаймов. Государством, исполнительной и законодательной властью все сделано, чтобы ЛПХ и небольшие фермерские хозяйства развивались. Но дело-то не идет.
— Какие еще способы реализации продукции, кроме сельхозрынков, сейчас существуют?
— Мы стараемся развивать формат социальных ярмарок. Глав администраций районов настраиваем, чтобы подобные ярмарки проводились не только в райцентрах, но и в крупных населенных пунктах. Здесь торговать выходят в основном сами производители.
Геннадий Генинг стал одним из держателей личного подсобного хозяйства в Ребрихинском районе, который получил грант в качестве начинающего фермера. По его словам, сейчас проблем с реализацией молока у него практически нет.
— Ваши коллеги говорят, что произвести продукцию это полдела, а вот продать ее — это совершенно другой вопрос. Вы с этим согласны?
— У нас в районе проблемы с реализацией молока возникли в 2006 году, когда у "Ребрихинского маслосырзавода" начались проблемы. Стабильности не стало. Тогда сдатчики заметались кто куда. Предприятие и сейчас действует, только уже проходит через четвертые руки. За год его продавали несколько раз. На данный момент свое молоко мы продаем в Павловск.
— Есть мнение, что небольшим хозяйствам нужно объединяться в кооперативы. Но этого не происходит из-за лености и нежелания самих производителей. Что вы думаете на этот счет?
— У нас мало небольших хозяйств, которые занимаются молоком. По сути, нас всего трое. Остальные производители — это крупные фермы. Для кооперации мы им просто неинтересны. Сейчас все мы трое отправляем молоко одному и тому же переработчику, и цена у него выше, чем на местном маслосырзаводе. Может быть, это и есть первые зачатки кооперации.
— Вы когда-нибудь пробовали работать с посредниками? Говорят, что они серьезно режут цены.
— Нет, такой необходимости у меня никогда не было. Даже когда мы начинали работать, вся продукция расходилась в поселке. Теперь с увеличением объемов услуги посредников, перекупщиков нам не нужны.
— В 2012 году, когда поддержка начинающих фермеров только стартовала, вы сумели ею воспользоваться. Насколько это было сложно?
— Мне было несложно. Благодаря гранту удалось не только обновить технику и помещения, но и увеличить поголовье КРС в два раза. Сыграл и тот факт, что зимой 2012 года многие продавали скот, чтобы прокормить основное стадо, и я купил животных по дешевке. Мне повезло с кормами, потому что отец занимается полеводством, а у нас в семье принято помогать друг другу. Теперь ферма — главный стимул моей жизни.
— Кстати, в центральной части России популярно такое явление, как "идеальная ферма". Ее держатели не только продают свою экологически чистую продукцию через интернет, но и водят к себе экскурсии. Вы к такому готовы?
— Пока нет, для того чтобы довести все до идеального состояния, нам еще работать и работать.
Согласно исследованиям компании Nielsen, 10% жителей России уже освоили навык покупки продуктов через интернет, 20% граждан "определенно готовы" попробовать эту услугу, еще 28% — "скорее готовы" нежели нет, а остальные 42% населения отдают предпочтение традиционным магазинам. В этой связи мы решили поинтересоваться у наших респондентов:
— А вы покупаете фермерскую еду через интернет?
Интернет-магазинами для покупки еды я никогда не пользовался, хотя несколько раз возникало такое желание. Для меня это неинтересно, наверное, потому, что есть возможность купить свежее мясо непосредственно у сельхозпроизводителя. Когда появляется желание, я посещаю отдел фермерских продуктов в "Бахетле".
Нет, но мне идея продвижения фермерских продуктов через интернет очень симпатична. Обычно такую продукцию я покупаю по рекомендации. Кто-то подскажет, где можно взять свежее деревенское молоко, кто-то — мясо.
Нет, не покупаю. Мне такой способ не внушает доверия. Думаю, что пока интернет-магазины не будут отлаженно работать, как в Европе, популярными они не станут.
93,8% всего меда и 91,9% картофеля в 2014 году были произведены в ЛПХ.