июль 7, 2015
Со времен древней Руси славяне культивировали коноплю — уникальное растение, из которого можно было получить множество полезных вещей. Но в 60-х годах прошлого века эту сельскохозяйственную культуру объявили вне закона. Возродить коноплеводство в нашем регионе осмелился фермер из Кытмановского района Александр Капелькин. От первых посевов до бутылочки с "зеленым золотом" — ценным конопляным маслом — прошло всего два года. Мы решили узнать, с какими трудностями он сталкивается на этом благородном, но нелегком пути.
Несведущий человек, попав на конопляное поле Александра Капелькина, безусловно, захочет узнать, как фермер осмелился засеять дурман-травой сельскохозяйственные площади? Ответ прост: кытмановская конопля, внешне и по запаху ничем не отличающаяся от наркотического растения, не содержит в своем составе запрещенных веществ.
— Конопля сеется обычными сеялками. В уходе за ней нет ничего сложного или необычного, а вот убирать созревшее растение с поля — задача не из легких. Дело в том, что для уборки конопли нужна специальная техника, которой у нас нет, а переоборудованные нами зерновые комбайны все равно не в полной мере соответствуют стандартам.
Нужно постоянно быть начеку, потому что волокна наматываются на вращающиеся рабочие детали, создавая опасность возгорания машины. А покупать специальные комбайны сейчас пока нерентабельно — хозяйство пока небольшое.
Цех по производству конопляного масла работает чуть больше года, и за это время Александру Капелькину удалось наладить по-настоящему безотходное производство.
— Жмых, получаемый после отжима масла, хорошо подходит для прикорма рыб. Его употребляют и некоторые люди — в основном для лечения по народным рецептам. Стебли мы тоже не выкидываем, а полученное из них волокно продаем в Новосибирск, где из него делают утеплительную ленту.
В прошлом году в Кытмановском районе собрали урожай с 500 га - четверть всего российского объема конопли. В этом году посевные площади пришлось сократить до 300 га.
— Сейчас площадь посевов соответствует нашим потребностям. Большое производство этой культуры развивать не возможно. Во-первых, у нас не хватит техники для уборки больших площадей. Во-вторых, спрос на конопляное масло еще только формируется.
Развивать направление, которым в стране практически никто не занимается — такую непростую задачу поставил перед собой Александр Капелькин.
— Пензенский НИИСХ, занимающийся продажей семян, реализует в год всего лишь несколько тонн — этого даже на мое небольшое хозяйство не хватит. Поэтому в нашей стране между немногими конкурентами идет борьба буквально за каждый мешок. Отсутствие достаточного количества семян сильно тормозит нас, а сеять чем попало — значит рисковать получить наркотик.
В России зарегистрировано 22 сорта ненаркотической конопли, около пяти из них засеваются. Кытмановский фермер использует три сорта, каждый из которых проходит тщательную проверку.
— Это уже отлаженная процедура: перед засевом специалисты из наркоконтроля делают анализ семян и выдают нам разрешение. Кроме того, они периодически берут на анализ растения — но я даже не контролирую их работу, и без этого дел хватает. Пока еще ни разу проблем не возникало. А что касается любителей марихуаны — были в первый год, срывали растения. А потом распробовали, расстроились и больше не приходят.
Конопляное масло - одно из древнейших народных средств для лечения десятка болезней. Стоит оно недешево, однако его состав с лихвой компенсирует высокую цену: например, ценные жирные кислоты, в числе которых омега-3, омега-6 и омега-9, омега-кислоты в конопляном масле содержатся в соотношении 2:1, в то время как в подсолнечном это скромные 70:1, а в оливковом 10:1.
— Люди берут его в основном для профилактики или лечения рака — считается, что содержащиеся в нем вещества обладают противоопухолевым действием. Хочу сразу предупредить, что точных подтверждений его эффективности нет, поскольку реакция организма на него индивидуальна. Но вреда от него в любом случае не будет: жирные кислоты препятствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, чистят сосуды от холестерина и в целом нужны для укрепления организма. Лично я взял за правило выпивать по столовой ложке масла в день.
Пить конопляное масло совсем не противно: благодаря легкому ореховому вкусу его хорошо пьют даже дети. Его можно добавлять в салаты, а вот для жарки оно не совсем подходит: во-первых, это дорогое удовольствие, а во-вторых, при нагревании некоторые полезные свойства исчезают.
— Мы получаем масло путем холодного отжима — это самый неэкономичный способ, но зато в продукте сохраняется максимум полезных свойств. Как бы пафосно это ни звучало, для нас качество стоит на первом месте. Продавая масло за пределы региона, мы несем двойную ответственность: за свой продукт и за то, какое мнение он создаст о нашем регионе. Для многих россиян слово "алтайское" - синоним слова "натуральное". Мы стараемся соответствовать и расти над собой.
Как любой ценный продукт, конопляное масло подделывают, разбавляют, используют некачественное сырье и "ненатуральные" методы отжима. От приобретения такого товара нельзя застраховаться, но можно соблюдать старое как мир правило: настоящее масло не может стоить слишком дешево.
— Производители, стремясь удешевить конопляное масло, добавляют туда более дешевое рапсовое или подсолнечное. Если человек хоть раз попробовал натуральный продукт, он сможет отличить его от подделки. У масла с примесями может быть не тот цвет, запах или вкус. Если оно хоть чуть-чуть горчит — значит, не стопроцентное конопляное. У меня дома уже стоит целая коллекция такого суррогата. Кстати, в Москве уже были замечены подделки нашего масла, поэтому я настоятельно советую не покупать подозрительно дешевый продукт и приобретать его у проверенных людей. Информацию об официальных дилерах мы скоро разместим на нашем сайте.
Находясь на пути становления, алтайский фермер уже мечтает о расширении производства.
— Если сырьевая база будет достаточной, вскоре мы сможем выпускать по 30–35 тонн конопляного масла в год. Со временем, думаю, расширим выпуск сопутствующей продукции — того же конопляного волокна, например. Вообще из конопли получают много чего ценного — ту же целлюлозу, из которой можно произвести бумагу. Производство бумаги из конопли в 80 раз менее токсично, чем из древесины. Только представьте, сколько леса можно сберечь! Кроме того, это быстровозобновляемый ресурс, трава, которая растет каждый год, поэтому при промышленном ее внедрении будут решены не только многие экономические и технологические вопросы, но и экологические.
Сейчас я изучаю рынок элитных масел. Есть мысли по поводу посева других культур — той же расторопши, например. Разумеется, сначала в небольших объемах. А впрочем, что загадывать? Поживем — увидим.
650 рублей стоит бутылка алтайского конопляного масла объемом 250 мл.
Бумага из конопли не желтеет на свету и отличается особой прочностью - на ней печатают доллары США. А выполненные из грубого и прочного конопляного волокна паруса не гниют в морской воде более ста лет.