Крепкий середнячок. Бизнес оценил инвест-климат в Алтайском крае

июль 28, 2015

Алтайский край занял 38-е место из 76 в рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России, составленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Среди 12 сибирских территорий это третий результат. В основе рейтинга — оценка предпринимателями условий, которые созданы для инвестиционного развития в их субъектах.

Руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин (слева) и губернатор Алтайского края Александр Карлин.
altairegion22.ru

Рейтинг составлялся по итогам опроса более 200 тыс. предпринимателей в 76 регионах России в ноябре 2014 — апреле 2015 годов. Оценка инвестиционного климата проводилась по 50 показателям, которые в результате были объединены в четыре группы: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого бизнеса (см. справку). Это второй опыт АСИ по составлению рейтинга: в прошлом году аналогичная работа была проведена в пилотном режиме в 21 регионе, в том числе и в Алтайском крае, который тогда занял 9-е место. В текущем году край оказался ровно посередине. Алтайский бизнес лучше всего оценил наличие институтов (на В по системе от А до Е), а хуже всего — инфраструктуру и ресурсы (на D).

Андрей Никитин,
генеральный директор АСИ:

Этот рейтинг намеренно субъективен. Это то, как предприниматель видит инвестклимат в своем регионе. Смысл рейтинга не в том, чтобы показать, кто первый, а кто 25-й. У рейтинга нет политической составляющей. Задача другая — мы хотим, чтобы у регионов появилась возможность узнавать лучшие практики и внедрять их у себя. Например, мы видим, что в такой-то области научились быстро выдавать разрешения на строительство. Осенью пройдет обучение, и все остальные регионы смогут у себя этот опыт применить. То есть задача не в том, чтобы кому-то понравиться, а в том, чтобы выстроить четкую систему взаимодействия между предпринимателями и региональными администрациями.

Никитин привел пример: в 2014 году, по итогам опроса, самый долгий срок выдачи разрешения на строительство составлял 540 дней, а самый короткий — 40, в 2015 году самая длительная процедура сократилась до 200 дней.

Некоторые участники мероприятия — представители федеральных или региональных органов власти — предлагали изменить ряд методологических подходов при составлении рейтинга. Они считают, что правильнее учитывать официальные, а не оценочные данные. Например, сведения Росреестра по длительности процедуры по оформлению прав на недвижимость. Но представители АСИ несколько раз подчеркнули, что субъективность рейтинга и есть его суть.

Андрей Никитин,
генеральный директор АСИ:

В прошлом году мне губернатор одного региона на цифрах доказывал, что сроки определенных процедур у них другие, не такие, как указали предприниматели. Возможно, это так и есть. Но бизнес эту процедуру оценивает иначе. И региону нужно посмотреть почему. Есть субъект, где администрация много делает для того, чтобы сократить сроки получения разрешений для предпринимателей, но этот субъект — в конце рейтинга, потому что до бизнеса эти действия не доводятся.

Как рассказали представители АСИ, рейтинг выявил очевидную проблему — недостаток внимания к теме инвестиционного развития на муниципальном уровне. По их словам, в одном и том же регионе, но в разных территориях условия ведения бизнеса могут очень отличаться.

Андрей Никитин,
генеральный директор АСИ:

Высоких оценочных показателей не будет, пока на местах не появятся люди, заинтересованные в улучшении инвестклимата.

Павел Нестеров,
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае:

У нас в регионе глав муниципалитетов можно поделить на три группы — те, кто занимается развитием инвестиционной привлекательности, те, кто хочет этим заниматься, но не знает как, и те, кто пока противится. Рейтинг нужен, чтобы региону лучше поработать с двумя последними категориями.

По итогам составления рейтинга будут вычленены лучшие практики по тем или иным процедурам, с которыми регионы познакомят осенью в рамках обучения на базе РАНХиГС. "Это будет иметь эффект, если на обучение приедут те, кто отвечает за принятие решений", — подчеркнул Никитин. Также планируется, что в регионах будут утверждены "дорожные карты" по внедрению этих практик. А следить за их исполнением станут проектные офисы в территориях, членами которых должны стать представители местных и федеральных органов власти, а также предприниматели.

Справка

Регуляторная среда — эффективность оказания госуслуг бизнесу: время прохождения, количество и качество процедур. Институты для бизнеса — наличие и качество институтов защиты и улучшения инвестсреды: специального законодательства, механизмов поддержки. Инфраструктура и ресурсы — наличие и качество физической и инвестиционной инфраструктуры: дорог, коммуникаций, технопарков, инкубаторов и т. д. Поддержка малого бизнеса — условия и итоги участия малого бизнеса в госзакупках, доступность недвижимости, кредитов и пр.

Лидеры рейтинга

Рейтинг регионов в СФО (регион/место в рейтинге)

Показатели Алтайского края в рейтинге по некоторым процедурам

Показатель

Место края среди регионов СФО

Среднее время прохождения (в днях) / лучшее значение среди всех регионов

Среднее число процедур / лучшее значение среди всех регионов

Оценка бизнесом (по 5-балльной шкале)

Регистрация юрлиц

2

12,33 / 8,17

5,25 / 3,7

4,31

Регистрация прав собственности на недвижимость

11

20,8 / 10,22

3,88 / 3,07

3,86

Подключение к электросетям

4

90,77 / 43,33

7,79 / 3,64

3,77

Выдача разрешений на строительство

6

163,24 / 60,54

14,3 / 5,24

4,12

Постановка земельного участка на кадастровый учет

6

52,19 / 27

5,56 / 2,86

3,84