Вялый старт: почему электронное ОСАГО в регионе не заработало в полную силу

август 10, 2015

Месяц назад в России запустили продажу полисов "автогражданки" через интернет. Однако до сих пор эту услугу предоставляют меньше половины представленных в Алтайском крае страховых компаний. Впрочем, и автомобилисты пока только присматриваются к новой возможности.

Осаго не сразу пропишется в сети.
Михаил Хаустов

Появление электронного ОСАГО для российского рынка автострахования — шаг почти революционный. Мера должна решить многие накопившиеся в этой сфере проблемы. О них "СК" подробно писал на протяжении последних полутора лет. И до сих пор страховщики часто отказывают клиентам в продаже полиса под предлогом отсутствия бланков, по-прежнему люди вынуждены стоять в очередях и им все также продолжают навязывать допуслуги.

Инфографика: ОСАГО в электронном виде.
Михаил Хозяйкин

И вот с 1 июля автомобилисты могут продлевать действующие полисы не выходя из-за рабочего стола или даже с помощью смартфона. С 1 октября появится возможность приобретать аналогичным образом и новые полисы. И никакой электронной цифровой подписи для этого, как предполагалось изначально, не нужно.

Однако работа в новом формате для страховых компаний — право, а не обязанность. И воспользоваться этим правом спешат не все.

Лидер рынка в Алтайском крае — компания "Росгосстрах" — после санкции Центробанка и шквала критики в свой адрес на этот раз в "передовиках". "Введение электронного полиса ОСАГО — это своего рода технологический вызов. Мы приняли его и полностью подготовились к старту продаж с 1 июля", — говорит Ренат Конурбаев, вице-президент компании "Росгосстрах".

Другие крупные игроки пока не спешат осваивать нишу онлайн-продаж ОСАГО. В компании "СОГАЗ" сообщили о том, что пока технически отлаживают сервис.

"Наша компания располагает всей необходимой инфраструктурой для реализации электронных продаж, однако запуск системы откладывается до тех пор, пока не будут выстроены четкие механизмы информационного взаимодействия между IT-системами ГИБДД, Российского союза автостраховщиков (РСА. — Прим. ред.) и страховых компаний, — говорит Иван Этцель, директор филиала "Ингосстраха" в Алтайском крае. — В первую неделю после старта системы "Е-полис" наши коллеги отмечали трудности с обработкой запросов, возникали многочисленные ошибки, нередко ответа от базы данных РСА приходилось ожидать более часа".

В РСА заявляют: возникающие технические проблемы при пролонгации договоров ОСАГО в электронном виде оперативно устраняются. Организация готовит отдельные разъяснения для автовладельцев о правилах оформления и пользования е-полисами. Их обещают опубликовать в ближайшее время.

У системы продажи электронных полисов ОСАГО в нынешнем виде уже есть критики. Так, президент ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников уверен: страховщики стараются убедить общественность, что получить электронный полис "автогражданки" совсем не так просто, как кажется. Кроме того, по его мнению, РСА неправильно трактует закон об ОСАГО, говоря о том, что у страховщиков нет обязанности работать с е-полисами. С просьбой разобраться в ситуации ассоциация отправила открытое письмо президенту страны. Ответ пока не поступил.

Тюрников указывает и на другой недостаток системы: по информации РСА, "предоставление номеров электронных полисов компаниям осуществляется в пределах общего размера обеспечения бланками ОСАГО". Получается, что сама страховая компания решает, какую долю тиража хочет получать в бумажной форме, а какой окажется доля номеров электронных полисов. Получается, что даже при покупке полиса онлайн можно получить отказ под предлогом отсутствия бланков, на сей раз — электронных.

По разным оценкам представителей страховой отрасли, когда электронные полисы станут привычными, ими будут пользоваться лишь 10–20% автовладельцев, поэтому серьезных изменений на рынке они не спровоцируют. И главный сдерживающий фактор — неготовность к нововведению самих автомобилистов (см. инфографику).

Итоги первых недель работы электронного ОСАГО

Около 1 тыс. обращений в день получает база РСА от желающих оформить электронное ОСАГО. Однако в учет идут и тестовые обращения, поэтому реальных покупок значительно меньше: за две недели — лишь 800 совершенных сделок.

Больше всего договоров по интернету заключили "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия" и "ВСК".

34 компании заявили РСА о своем намерении продавать электронные полисы ОСАГО.

Наибольшей популярностью пользуется электронный полис в небольших населенных пунктах.

Опрос автомобилистов

Готовы ли вы покупать полисы ОСАГО в электронном виде?

Аргументы ответивших "нет" (респонденты могли выбрать несколько причин):

Как инспекторы ГИБДД проверяют подлинность е-полиса

Каждый покупатель электронного полиса на свой е-мэйл получает его копию. Ее нужно распечатать на обычном принтере и возить с собой. ГИБДД еще 15 июня получила доступ к базе РСА. Инспектор с помощью планшета по номеру распечатанного полиса может проверить его подлинность. Если у инспектора нет планшета, он обратится к дежурному по рации. Однако отметим: не во всех отделениях ГИБДД по Алтайскому краю есть интернет, поэтому вероятность проблем при проверке подлинности е-полиса в самом деле есть.

Какие из представленных на Алтае компаний ввели е-ОСАГО

Компания

Работает ли с электронными полисами

Как информация о возможности оформить страховку онлайн представлена на сайте компании

"Росгосстрах"

Да

До загрузки главной страницы сайта появляется баннер "Электронное ОСАГО" на весь монитор. Чтобы узнать об услуге или воспользоваться ею, можно нажать на соответствующие кнопки

"СОГАЗ"

Нет

 

"Ингосстрах"

Нет

На сайте есть раздел "Интернет-магазин". В нем предлагается оплатить банковской картой разные страховые продукты, в том числе ОСАГО. После нажатия на соответствующую кнопку открывается калькулятор ОСАГО. С его помощью можно рассчитать стоимость полиса. Купить же его сайт так и не предлагает

"Согласие"

Нет

 

"Ресо-Гарантия"

Да

На главной странице в разделе "Новости" жирным шрифтом выделен заголовок "Продлить полис ОСАГО в интернете". Сервис компания запустила 9 июля с припиской: "К сожалению, сервис еще проходит отладку и работает неустойчиво. Специалисты “РЕСО-Гарантия” и РСА работают над устранением ошибок. Если вы испытываете затруднения при оформлении электронного О­САГО, а ваш полис заканчивается в ближайшие дни, советуем обращаться в офисы “РЕСО-Гарантия” для продления договора страхования"

ВСК

Да

На главной странице о новой функции никакой информации нет. Лишь в разделе "ОСАГО" справа появляется небольшой баннер "Онлайн пролоргация ОСАГО"

"УралСиб"

Да

Ни на главной, ни в соответствующем разделе информации о новой возможности нет. Однако если при расчете стоимости полиса клиент указал данные предыдущего договора, при выборе способа оплаты ему предложат электронный способ

"Сургутнефтегаз"

Да

На главной странице справа красным выделена кнопка "Оформить полис онлайн"

"Югория"

Нет

 

"Альфа-страхование"

Нет

Сайт предлагает оформить полис ОСАГО в электронном виде, однако вас встретит объявление следующего содержания: "В настоящий момент технические особенности сайта позволяют рассчитать и купить полис ОСАГО только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области, выпущенных не позднее 2005 года"

"Надежда"

Нет

 

"Алтайский центр страхования"

Нет

 

Как работает сервис?

Чтобы узнать, насколько быстрым и удобным может быть оформление полиса ОСАГО через интернет, мы протестировали соответствующий сервис на сайте крупнейшей страховой компании — "Росгосстраха".

Заходим в раздел "Калькулятор и онлайн-оформление ОСАГО".

Сервис предлагает вам ввести необходимые данные или самостоятельно, или автоматически, если у вас есть действующий полис этой компании. Во втором случае достаточно ввести номер предыдущего полиса и паспортные данные собственника автомобиля.

Действующего договора у нас нет, поэтому заполняем самостоятельно следующие разделы:

1. Расчет. Вводим свой город, мощность мотора машины, ФИО водителя, его стаж и номер водительского удостоверения. После заполнения всех данных система выдаст предварительный расчет стоимости полиса.

2. Автомобиль. В следующей предложенной форме вводим название модели, год выпуска, номер кузова и СР.

3. Клиент. Система спрашивает — кому принадлежит автомобиль. Если машиной владеет другой человек, придется ввести его паспортные данные. Далее нужно будет выбрать, на кого из вас оформляется страховка.

4. Доставка и оплата. В этом разделе нас информируют: для покупки электронного ОСАГО нужно зайти в личный кабинет. Вводим свой e-mail, и тут же на почту приходит пароль. Вводим его и попадаем в личный кабинет.

5. Личный кабинет. Здесь нас встречает объявление: "Не получено подтверждение от централизованных систем РСА". Это говорит о том, что система не нашла у нас действующего полиса и диагностической карты автомобиля, поэтому мы не можем оплатить полис онлайн.

Вывод: все предшествующие непосредственно оплате полиса процедуры требуют около 10–15 минут и у уверенных пользователей интернета не вызовут каких-либо затруднений.

Факт

В ближайшие дни при оформлении электронного полиса появится возможность расширить список лиц, допущенных к управлению транспортным средством.