Кондуктор, нажми на тормоза!

январь 7, 2003

Морозное утро. Сонные пассажиры в трамвае, кажется, примерзли к своим сидениям. Кондуктор, невысокая девушка, ходит по вагону с бодрым призывом "Оплачиваем за проезд!". Пассажиры раздражаются. Срывают на кондукторе свое плохое настороение, искренне этого не замечая. Между тем, работа у кондуктора самая что ни на есть собачья. Ишачишь и в мороз, и в жару, а среди пассажиров такие попадаются, что... Впрочем, наш корреспондент решил изучить эту профессию изнутри. Алина Соломина отработала полноценную кондукторскую смену в трамвае пятого маршрута с 6.40 до 14.47. Мы выбрали именно трамваи, потому что работать там, конечно, труднее, чем в "буржуйских" коммерческих автобусах.

Страшно добираться на работу

Рабочий день кондукторов начинается в пчть-шесть часов утра. В будни первый трамвай отправляется в путь в 5.14. Чтобы получить путевые бумаги и снаряжение, кондукторы и водители должны приехать в депо еще раньше. К месту работы их привозят дежурные автобусы и трамваи. На остановку приходится выходить в четыре-пять часов утра. Случается, что к кондукторам пристают не совсем трезвые автомобилисты - предлагают прокатиться, развлечься... Бывает, что на одиноко стоящих граждан обращают внимание и сотрудники милиции.

Хорошо, если дежурный транспорт приходит вовремя. Иногда он ломается и тогда кондукторы приезжают на работу на такси. В день моей работы громогласная кондукторша возмущенно кричала, что добираться до депо ей пришлось пешком. Матюгаясь, она рассказывала, что следом, по тропинке, за ней минут пятнадцать шел какой-то мужик.

Кстати, большинство кондукторов - именно женщины. И среди них немало таких, кто содержит семью, включая нигде не работающего супруга.

Справка "КП". Такая профессия

В Барнауле кондукторы пришли на смену компостерам в 1995 году. Новая профессия заинтересовала многих людей. Штат укомплектовали быстро, но в основном "с улицы" - платили кондукторам немного. Среди них были полуспившиеся полуинтеллигенты, бывшие зэки ("фонарь" под глазом, синие от наколок руки, хамство, грубость...) Но потом все встало на свои места.

Когда зарплату кондукторам повысили (работники барнаульских трамвайных депо помнят эти благословенные времена), люди вставали в очередь, чтобы устроиться на эту работу. Но в после очередного эксперимента с начислениями заработной платы кондукторы стали зарабатывать 2000-2500 рублей по принципу тариф (ставка) плюс премия. Штатные стали разбегаться. Было это в сентябре прошлого года.

Сейчас оплату труда вновь пересмотрели. Теперь 2000-2500 рублей составляет тарифная часть, та, которую кондуктор получит гарантировано. Все остальное целиком и полностью зависит от качества работы и привезенной выручки. Выплачиваются к тому же некоторые компенсации за нелегкие условия труда, например, так называемые "зимние". И сейчас кондуктор может получать до 5000 в месяц. Поэтому существует здоровая конкуренция за прибыльное время (час пик) и прибыльные маршруты.

Сновидения в рабочее время

Ездить мне предстоит по пятому маршруту - от пл. Свободы (Старого базара) до мясокомбината. Продолжительность смены водителя и кондуктора в среднем от семи до двенадцати часов. Нам же придется ездить с 6.40 до 14.47 - восемь часов с небольшим и четыре маршрутных круга. Плюс перерыв на обед.

Меня встречает Марина Фонина. Марина - техник выездных бригад в депо №1, но по праздникам и выходным она работает трамвайным кондуктором. Работа эта Марине хорошо знакома - ее кондукторский стаж равен шести годам. У кондуктора Фониной высшее образование - она закончила Горно-Алтайский пединститут. Когда-то была учителем в школе, но вскоре поняла, что педагогика не для нее. В Барнауле работала табельщицей на станкостроительном заводе, затем попала под сокращение. Вот тогда-то и пришлось идти в кондукторы...

Свой вагон мы нашли на выезде из депо - оказывается, сегодня он был дежурным. Марина представляет мне водителя Сергея. Объясняет, как важно, чтобы водитель и кондуктор были знакомы - работают-то они все-таки в паре и хорошие отношения между ними обязательны.

Марина Фонина рассказывает, как изменила ее работа кондуктором:

- Сначала у меня был страх, барьер в общении людьми, комплекс даже какой-то... А потом все изменилось. Сейчас я могу поговорить хоть с бомжом, хоть с академиком. Только однажды у меня был неприятный эпизод: пьяный парень не хотел платить за проезд, другой пассажир за меня заступился и завязалась потасовка. А вообще кондукторы с осторожностью относятся к подвыпившим и сумасшедшим пассажирам. Последние, кстати, есть на каждом маршруте и мы их знаем. Они могут неожиданно закричать или залаять, замяукать...

Спрашиваю Марину, не тяжело ли кондукторам изо дня в день вставать в такую рань.

- Если пассажиров мало, кондукторы, бывает, дремлют. Иногда даже видят сны. Но это все длится не больше одной минуты. Стоит трамваю остановиться и открыть двери, сразу просыпаешься. Привычка.

Особая тема для кондукторов - "зайцы". По их наблюдениям, чаще всего бесплатно норовят проехать мужчины средних лет. Среди безбилетников попадаются и студенты, но часто у них действительно нет денег на проезд. Узнать "зайчиков" можно: они не смотрят кондуктору в глаза, нервничают.

Справка "КП". Увольнение за недоверие

Сейчас в барнаульских трамваях ездят бесплатно почти 50 процентов пассажиров - существует 48 категорий льготников. Кондуктору прежде всего необходимо знать все льготные проездные документы, какие только придуманы. Для этого проводятся специальные инструкторские занятия. А в каждом депо развешаны многочисленные информационные стенды. Кроме того, кондуктор обязан знать, как выглядят обыкновенные разовые проездные талоны (водяные знаки и т.д.). А они меняются каждый месяц. Если в салоне проверяющие обнаружат больше двух поддельных билетов, кондуктора ждет немедленное увольнение по самой позорной статье - "за недоверие".

Затраты на льготный проезд не полностью покрываются бюджетом, потому льготы невыгодны депо. Не говоря уже о кондукторах, чей заработок напрямую зависит от количества проданных разовых проездных талонов.

Наших бьют!

Марина показывает мне, где в ее кондукторской сумочке лежит мелочь и бумажные деньги. У Марины сумка собственная, хотя всем кондукторам выдают сшитые специально для них кондукторские сумки.

Черная сумочка Марине очень дорога. И вот почему. Несколько лет назад Марина работала кондуктором на седьмом трамвайном маршруте. Как-то летом в вагон вошли три молодых человека, по ее предположению, наркоманы ("Глаза у них пустые были"). На Кордоне один из них попытался сумку отобрать - просто подошел и стал вырывать из рук. Марина сумочку не отпустила, закричала. Что интересно, никто из тех, кто в это время заходил в трамвай, на ее крики не отреагировал. Но парень испугался и, чертыхнувшись, убежал. А Марина с тех пор сумочку особенно бережет. Но по седьмому маршруту она ездить перестала - страшно. Хотя до этого инцидента "семерку" любила - из-за свежего воздуха и красивой природы.

Впрочем, иногда кондукторы страдают и просто от безобразия хулиганов. Сотрудница "Купи-продай" недавно стала свидетелем агрессии против кондуктора в трамвае первого маршрута. В вагон вошли шестеро оболтусов лет пятнадцати. Чтобы поездка не показалась скучной, стали ковырять дверь, ведущую в кабину водителя (хорошо, что вагон шел вторым в трамвайной сцепке), громко ругаться, виснуть на поручнях. Кондуктор, женщина лет сорока (в одиночку, кстати, работавшая сразу в двух вагонах), сделала им замечание и попыталась выставить одного из хулиганов за дверь... и чуть не оказалась там сама. Разбушевавшийся тинейджер стал выталкивать женщину на улицу! И если бы не помощь вовремя подоспевшего пожилого мужчины, трамвай вполне мог бы уехать без нее.

Вообще, женщины-кондукторы нередко подвергаются нападению мелких грабителей, наркоманов. Не надо большого криминального мастерства, чтобы выхватить сумку у женщины и убежать. Но в последнее время такое случается все реже - все уже знают, что кондукторы не возят в своих сумках крупных денежных сумм. Они сдают выручку несколько раз в день.

Нередко кондукторы становятся жертвами плохого настроения пассажиров. Некоторым озлобленным людям ничего не стоит выместить свое настроение на чужом человеке. К примеру, им может не понравиться одежда кондуктора (как-то я услышала: "Что это вы в такой куртке, вам что надеть больше нечего?"). Как говорят сами кондукторы, больше всего их достают женщины средних лет, у которых что-то не ладится в жизни.

Впрочем, иногда сами кондукторы ведут себя недопустимо. Как-то в автобусе одна из них предложила молодой женщине... отрезать ноги своей дочери, чтобы та не выглядела такой большой. Кондуктору показалось, что ее обманывают и девочка на самом деле старше семи лет (до этого возраста дети в общественном транспорте ездят бесплатно). Мать же платить за проезд ребенка не хотела и, вполне вероятно, имела на то законные основания. Но так как свидетельства о рождении дочери у нее с собой не оказалась, спор перерос в брань. Девочка заплакала и попросила маму поскорее выйти из автобуса.

Справка "КП". Трудные маршруты

В Барнауле три трамвайных депо. Первое депо обслуживает маршруты N 3, 7 и 4. Депо №2 - маршруты N 8, 9 и 12. Депо №3 - маршруты N 2 и 10. Остальные маршруты депо делят между собой. Первому депо по штату положено иметь 226 кондукторов, во втором должно работать 149, в третьем - 277.

Pасписание у кондукторов примерно такое: четыре дня труда, два отдыха. Но на самом деле в каждом депо людей на два-три десятка меньше нормы. Некоторые кондукторы работают в две смены. А иногда пассажиры могут наблюдать кондуктора, скачущего из вагона в вагон в составе. Это, конечно, крайний случай, но так бывает, когда уж совсем не хватает работников. Хотя подобные перебежки и запрещены техникой безопасности.

Кондукторы одно время очень плохо относились к маршруту N 7. На горе три школы, и дети добираются до них на трамвае. Предоставленные сами себе, ученики творят невообразимое. Например, пацаны забираются на верхние поручни, виснут вниз головой и ходят по потолку. Водителям после рейсов приходилось отмывать потолки салонов. Представить такое, конечно, трудно. Еще труднее кондуктору, который вынужден любоваться на все эти акробатические упражнения. А попробуй скажи хоть слово против - будешь облаян по полной программе.

Непопулярен у кондукторов и маршрут N 12 - длинный, но недоходный. И скучный к тому же. Он соединяет три рынка: едет от Центрального через Малаховский до Докучаевского. Поэтому пассажиры в основном - народ базарный, едут от конечной до конечной с месячными проездными. Мечты депо о рентабельности этого маршрута скоро развеялись в прах. Зато для горожан удобно.

Сложным считается маршрут N 3, который идет по ул.Челюскинцев. Дорога там оставляет желать лучшего. Автомобили ездят по трамвайным линиям. Если забуксуют или столкнутся, пробка на полдня обеспечена, и все трамваи выстраиваются в длинный караван. И плакал при этом кондукторский заработок. И водительский, кстати, тоже.

Зато все кондукторы очень любят "четверку". Маршрут короткий. Ездят в основном одни и те же люди. Душевный маршрут, словом. А самый прибыльный - "единица". Пассажирский поток огромен, соответственно и зарплата у кондуктора неплохая. Однако и работать здесь сложнее: пассажиры постоянно меняются, трудно запомнить всех.

Как я была кондуктором

Итак, у меня в руках билеты, через плечо кондукторская сумочка. На Старом базаре в трамвай заходит первая десятка пассажиров. Вот пьяный толстый парень с бутылкой пива в руках. На вопрос "Что у вас за проезд?" он, облизнувшись, ответил:

- А у нас в квартире газ. А у вас водопровод, вот.

Но за проезд все-таки заплатил. Нелегко кондукторам в наши бесконечные пьяные праздники.

Через три-четыре остановки, когда в трамвай набился народ, я поняла, как это трудно - запомнить всех пассажиров. Люди заходят одновременно в три двери, передвигаются по салону, тут же занимают места... Следить за всеми этими передвижениями не так-то просто. Требуется постоянное внимание. Еще через несколько остановок я даже под страхом смертной казни не вспомнила бы, покупал ли билет тот высокий дядечка и показывали ли проездные те влюбленные на последних сиденьях.

Постепенно стали замерзать ноги. Хотя еще накануне опытные кондукторы мне объяснили, как одеваться. Зимой под теплую куртку нужно надевать хлопковое белье и не меньше двух шерстяных свитеров, от джинсов лучше отказаться вовсе, так как на холоде они накаляются, а в варежках неудобно работать. Руки у кондукторов - одно из самых уязвимых мест. Бывает, что пальцы мерзнут до боли в костяшках. Валенки же возможны только тогда, когда столбик термометра не опустится ниже -18 градусов, иначе в трамвае сыро и валенки промокают. Под кожаную обувь кондуктор обязательно надевает хлопчатобумажные носки, обертывает ступни газетой, а затем еще и шерстяные носки.

Где-то на пр. Космонавтов в трамвай вошел паренек лет восемнадцати. В руках держал "двушку":

- Девушка, а давайте я за два рубля проеду, но без билета, - предложил он. Через минуту, скорчив недовольную мину, достал-таки из кармана еще мелочь.

- Деньги-то есть, - сказал вдруг паренек. - Только их мало.

Некоторые пассажиры порывались вернуть мне свои билетики. Ни для кого не не секрет, что многие сочувствующие кондукторской доле люди поступают так регулярно. Я, понятное дело, отказывалась. Но один дедушка-кавказец даже после этого не успокоился и, когда выходил на остановке, положил свой билет на кондукторское сиденье. Чтобы его жест доброй воли не остался незамеченным, он помахал мне рукой и заговорщически подмигнул: мол, билетик-то вот он, не забудь про него.

- Люди в вагоне - это временно организованная толпа, - сказала мне Марина. - Организованы они потому, что едут в одном направлении. И народ невольно настраивается на твою эмоциональную волну. Ты улыбаешься, и у них настроение лучше. Если же кондуктор хмурый, то людей это напрягает. Все это заметно.

Но, как говорится, был один, который не смеялся. Мужчина средних лет вошел в вагон, когда мы уже приближались к конечной станции. Я его сразу заметила - надутый как индюк. Очень долго копался в карманах - искал мелочь. Получив билет, начал его рассматривать:

- А почему он желтый? Почему билет на желтой бумаге?... Раньше белые были... Странно, навыдумывали что попало...

- На такой бумаге напечатаны, что ж тут странного? - возразила я. - Вот, посмотрите, все водяные знаки есть...

Недовольный цветом билета пассажир бурчал и смотрел исподлобья, пока не вышел на своей остановке.

Справка "КП". Пассажиры - плохие и хорошие

Кондукторы утверждают, что пассажиры в центре города и на окраине совершенно разные. От "центральных" слова доброго не услышишь: зашли, проехали, вышли - минимум эмоций. Самые благодарные пассажиры - люди, которые ездят изо дня в день одним и тем же маршрутом в одно и то же время. "Своего" кондуктора они знают в лицо. И друг друга тоже. Был случай, когда группа пассажирок-активисток встретила постоянно возившего их маршрутом N 4 кондуктора в трамвае N 5, куда он перевелся. И... уговаривали вернуться.

Бывают пассажиры, склочные от природы. Таких хлебом не корми, дай поругаться с кондуктором. Так, намедни в трамвай N 3, в котором, кстати, в это время ехал на работу сам начальник первого депо, вошли две обворожительные дамы среднего возраста и заявили, что у них есть проездные документы. Кондуктором был мужчина лет пятидесяти, он попросил предъявить проездные. Эффектная блондинка начала возражения со слов: "Ах ты, старый сморчок!" Далее по нарастающей. Кондуктор не ответил, обошел остальных пассажиров и вернулся к даме с тем же требованием. Снова был громогласно охаян и снова ушел. И здесь подруга скандальной пассажирки высказала догадку: мол, клеится. И когда кондуктор подошел в очередной раз, женщина на весь вагон заявила: "Ты, так твою растак, если в ухажеры набиваешься, так прямо и скажи, а то документы, документы! Причем здесь мои документы!" В голову им не пришло, что кондуктор просто делал свою работу.

Отдельная песня - жалобщики. По словам начальника депо N 1 Александра Pябинина, в последнее время с жалобами идут в большинстве своем отставные военные - люди въедливые, обстоятельные. В депо N 1 по вторникам проходят комиссии, рассматривается каждая жалоба, даже если она гроша ломаного не стоит.

.... А тем временем мы приехали на конечную. Полагался обед. Он у кондукторов строго по расписанию и не больше сорока минут. Мы обедали через четыре часа после начала смены. По сути, только во время обеда у кондукторов появляется возможность вымыть руки, сходить в туалет. Дело в том, что перерывы между рейсами всего одна-две минуты, а то и меньше. Курящие кондукторы иногда едва успевают сделать пару затяжек. А на то, чтобы выпить горячего чаю или добежать до туалета, времени обычно не хватает. Люди на остановках нервничают, ждут своих трамваев.

Такая вот работа...

Алина СОЛОМИНА, Надежда ТИУНОВА.