Руководитель "Алтай-Пригорода" рассказал о будущем электричек в регионе

август 25, 2015

Руководитель предприятия "Алтай-Пригород" Владимир Устинов говорит, что готов лично встретиться с каждым пассажиром, чтобы выслушать его пожелания и предложения. Перед компа­нией поставлена задача не только не потерять клиентов в пригородных поездах, но и увеличить их число. И пока это получается: "Алтай-Пригород" несколько лет работает без убытков, в скорых поездах пассажиропоток демонстрирует стабильный рост. О нюансах работы этого предприятия, обслуживающего миллионы человек, Владимир Устинов рассказал в интервью "СК".

Владимир Устинов, руководитель "Алтай-Пригорода".
Анна Зайкова

— Владимир Николаевич, в июле компания "Алтай-Пригород" запустила новый ускоренный электропоезд до Новосибирска. И это на фоне общероссийского сокращения пригородных пассажироперевозок. Как возглавляемое вами предприятие стало участником этого проекта? И каковы его первые результаты?

— Первый ускоренный поезд мы запустили еще шесть лет назад. И он показал хорошие результаты — вопросов с наполняемостью нет. А год назад в Барнауле был презентован электропоезд "Ласточка". Мы на нем проехали до Новосибирска за 3 часа 21 минуту. Отзывы пассажиров были очень хорошие. И мы окончательно убедились, что такой маршрут будет востребован.

Далее компания "Алтай-Пригород" при участи губернатора Алтайского края Александра Карлина обратилась к руководству "Российских железных дорог", чтобы в Алтайский край в рамках партнерских отношений был поставлен новый поезд. Это отечественный подвижной состав, но уже повышенной комфортности. Важно, что все льготы, федеральные и краевые, для пассажиров были сохранены. И стоимость проезда приемлемая.

Сейчас интенсивность загрузки этого поезда — 100%. Так что первые результаты этого проекта я оцениваю как очень хорошие. Пассажиры уже обращаются с просьбами сделать у этого скорого поезда побольше остановок. Но если мы это сделаем, он перестанет быть скорым.

— Вы говорите о скорости. Но 40% респондентов, принявших участие в опросе на сайте компании "Алтай-Пригород", отметили, что для них при выборе вида транспорта важнее всего цена билета. За скорость — только 30%.

— Есть три важнейших составляющих: скорость, цена и качество подвижного состава. Люди хотят, чтобы в электропоезде были кондиционеры, чтобы было чисто и светло. И чтобы цена была при этом приемлемая. Так вот, в данном новом поезде это все есть. Еще один важный для нас фактор — безопасность.

На ступень выше

— На Западе можно увидеть, что услугами пригородных поездов пользуются даже бизнесмены. А кто клиент компании "Алтай-Пригород"? Пенсионер-садовод?

— Какого-то усредненного портрета нет. Да, в летний период больше садоводов. Зимой — большинство тех, кто ездит из пригорода на работу в Барнаул. Ездят очень много школьников и студентов. Из всех пассажиров 25% относятся к льготной категории.

Конечно, часть людей перестают пользоваться электропоездами. Однако в целом за последние годы нам удалось стабилизировать пассажиропоток. А по нашим скорым фирменным поездам "Калина красная", "Просторы Алтая", "Восток" вообще ежегодно идет рост пассажиропотока на 10–15%.

— В чем главная специфика этих скорых поездов? Для чего их запускали?

— Чего греха таить, раньше были вопросы по нашим пригородным поездам, которые в основном уже отслужили срок эксплуатации. В частности, поезда на тепловозной тяге. И нам, железнодорожникам, хотелось сделать в обслуживании пассажиров шаг на ступень выше, повысить качество. Мы задались вопросом: а как должно быть в идеале? И сейчас у этих скорых поездов своя, алтайская философия. Скажу вам, когда мы ее выстраивали, возникла масса нюансов, опыта по разрешению которых в стране не было.

Возьмем, например, проводника. Во всех поездах принято, что это человек, который занимается одновременно всем — питанием, сервисом, отоплением вагона, постельным бельем и т. д. Конечно, это очень тяжело и отталкивало многих людей от данной профессии. У нас возникла идея разделить функции проводника, который, как в самолете, обслуживает пассажиров, и проводника, занимающегося техническими вопросами. Мы первыми в стране ввели это разделение.

Для проводников, обслуживающих пассажиров, мы разработали новые должностные инструкции и регламент, сделав упор на услуги. В этих поездах, например, предлагается пищевая продукция местных производителей, алтайские сувениры и многое другое. Ассортимент постоянно пополняется. Вводим тележки для обслуживания клиентов, как в самолете.

Например, вагоны в скором пригородном поезде "Калина красная" совершенно иного класса — кондиционеры, климат-контроль, самолетные кресла, ковровые дорожки, опускающиеся столики, биотуалеты, специальные шторы от солнца. Мы установили в эти вагоны телевизоры. А для самих пассажиров постоянно проводятся викторины, конкурсы и опросы. Они получают от компании подарки.

Расписание жизни

— А кто в компании генерирует эти идеи?

— Какие-то идеи появляются по итогам маркетинговых исследований. Что-то мы, скажем так, подсмотрели на других видах транспорта, в том числе за рубежом.

А вообще, все идеи рождаются, когда на предприятии есть системный подход, намечены основные рубежи и долгосрочная стратегия развития. При этом администрация края, "РЖД", понимая важность развития скорого пригородного движения и социального туризма, ставят перед компанией новые задачи, которые мы успешно решаем.

— Еще у компании есть совместные проекты с коммерческими структурами, например с торговой сетью "Новэкс". Как в данном случае выстраиваются взаимоотношения?

— Бывает, что непросто. Казалось бы, производители и торговые компании должны сами на нас выходить. Происходит же все наоборот. Тем не менее недавно мы подписали договор о сотрудничестве с кондитерской фабрикой "Алтай", ее продукция будет представлена в скорых поездах. Пассажиру же всегда приятно, когда, заходя в наш поезд, он получает скидку, сувенир, подарок.

— В отчете компании говорится о случаях, когда расписание пригородных поездов корректировалось с учетом пожеланий самих пассажиров. Как это происходит?

— Когда люди годами пользуются электропоездом, они привыкают к установленному расписанию. Это, можно сказать, расписание и их жизни. И если график даже немного меняется, человеку уже некомфортно. Поэтому мы очень аккуратно подходим к изменению расписания, проводим опросы пассажиров, весной ездим по садоводствам, встречаемся в вузах со студентами. В конечном итоге новое расписание — это всегда компромисс между ожиданиями пассажиров и возможностями пригородного железнодорожного транспорта.

Владимир Устинов, руководитель "Алтай-Пригорода".
Анна Зайкова

Разные подходы

— Компания "Алтай-Пригород" несколько последних лет работает без убытков. За счет чего этого удалось добиться?

— Специфика пригородного сообщения такова, что мы не можем работать на том тарифе, на котором хотели бы. Чтобы самостоятельно работать без убытков, тариф нужно поднять раза в два. Но этого нельзя делать. Потому что люди не поедут по такому тарифу. Число пассажиров сократится. Убытки вырастут. Соответственно, тариф нужно будет еще поднимать. Это тупиковый путь.

"Алтай-Пригород" — одно из первых в стране предприятий, занимающихся на железной дороге пригородными пассажироперевозками, которое было создано с участием региональной администрации. И речь не идет о том, что мы работаем как хотим, а нам из бюджета просто выплачиваются дотации. Так не бывает.

Предварительно производятся расчеты, сколько мы должны перевезти пассажиров, какой пробег должны сделать вагоны, сколько их должно быть и т. д. Когда мы обозначаем эти параметры, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов утверждает тариф. Выпадающая разница дотируется из бюджета, мы получаем средства за перевозку краевых и федеральных льготников. При этом мы дополнительно получаем доход за счет услуг и сервиса.

— Некоторые региональные администрации в России уже отказались от субсидирования пригородных перевозок.

— Да. Подходы были разные. Некоторые, например, вводили рыночную стоимость проезда. То есть сразу в пять-шесть раз поднимали цену. В итоге потеряли пассажиров, потеряли поезда. Но ведь за каждым поездом стоит организация, которая его обслуживает, в которой работают люди, которая платит налоги в бюджет. Поэтому пригородные железнодорожные перевозки, я считаю, нужно сохранять и развивать.

— То есть без дотаций из бюджета перспектив у предприятия "Алтай-Пригород" нет?

— Если мы говорим о существующей сети, а это 39 пар поездов ежедневно, то без поддержки администрации края речь о работе в таком режиме не может идти. Если смотреть только с коммерческой точки зрения, то да, можно было оставить только скорые поезда, а они будут рентабельными, и еще несколько. Но мы получим негативный социальный эффект. Кроме того, повторюсь, пригородное движение — это только часть железнодорожной инфраструктуры. С нами работают пассажирское и моторвагонное депо, еще есть путейцы, связисты, сотрудники вокзалов и многие другие. Не забывайте и о тех инвестициях, которые поступают на развитие инфраструктуры, например на реконструкцию вокзалов. Поэтому, я считаю, урезав что-то, мы в итоге никакой экономии не получим.

Специальный вопрос

— Владимир Николаевич, вопрос из разряда потребительских: жители Алтайского края когда-то смогут воспользоваться услугами презентованной год назад "Ласточки"?

— Этот электропоезд хорошо себя показал в Алтайском крае. Есть резонанс, есть поручение "РЖД" о проработке этого вопроса. Нюанс в том, что "Ласточка" будет работать, но ее надо обслуживать. Для этого необходимы определенные инвестиции в модернизацию депо. Скорее всего, это будет депо в Новосибирске. И "Ласточки" поедут. Не только в Барнаул, в Новосибирск, но и в Омск, может быть, в Томск и на Кузбасс. Поэтому, думаю, жителям края не придется долго ждать этого события.

О чем еще рассказал собеседник

Об обновлении техники

— За последние шесть лет мы значительно обновили подвижной состав. В дальнейшем делать это будет сложнее — "Российские железные дороги" серьезно сократили объем средств на покупку подвижного состава. Но потребность в новой технике осталась, особенно по вагонам для неэлектрифицированных участков, и здесь придется искать новые подходы и пути решения совместно с "РЖД" и региональной властью.

О билетах и абонементах

— Очень хорошее подспорье для экономии наших ресурсов — это автоматы по продаже билетов. Сейчас их в крае 15. Они высочайшего уровня, такие же, как в Москве. Это разгрузило очереди. Даже в пиковые часы очередей нет. Для пассажиров это очень удобно — автомат позволяет приобрести билет в любое время суток.

Кстати, особенность нашей компании и в том, что у нее очень широкая линейка абонементных билетов — на 10 дней, на 15 дней, по определенным датам, ежемесячные, для студентов и т. д. Они востребованы, процентов 50 пассажиров ездят по абонементам, ведь люди считают свои деньги.

Справка

Компания "Алтай-Пригород" осуществляет пригородные пассажирские перевозки на территории семи городов и 16 районов края. Услугами компании пользуется свыше 50% населения. Ежегодно она обслуживает около 8,7 млн пассажиров. Акционерами "Алтай-Пригорода" являются администрация края (49%) и "РЖД" (51%).

В январе – июле 2015 года услугами скорых пригородных поездов "Калина красная", "Восток" и "Просторы Алтая" воспользовались почти 380 тыс. человек. Это на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за шесть лет пассажирами этих поездов стали более 1,5 млн человек.

Факт

В конце июля "Алтай-Пригород" провел в Instagram фотоконкурс для пассажиров.

Досье

Владимир Устинов, руководитель "Алтай-Пригорода".
Анна Зайкова
Владимир Николаевич Устинов родился 2 января 1956 года в селе Покровка Локтевского района Алтайского края. В 1978 году окончил Алтайский государственный университет по специальности "Планирование промышленности". На железной дороге работает с 1996 года. Компанию "Алтай-Пригород" возглавил в 2003 году.