август 31, 2015
Западные аналитики пристально следят за экономической политикой России и отмечают ее сильные и слабые стороны
Экономисты рейтингового агентства Moody's опубликовали доклад, в котором оценили успехи России на ниве импортозамещения.
Дмитрий Медведев и отечественные продукты.
government.ru
По их мнению, линия на поддержание собственного производителя пока не помогает нашей стране: в РФ продолжается промышленный спад. Особенно плохо, отмечают американские аналитики, дела идут в высокотехнологичных отраслях.
Несколько месяцев назад эксперты агентства, неожиданно для многих, дали российской экономической политике относительно позитивную оценку. Они отметили, что шансы на успех дает падение рубля и курс на импортозамещение. Однако пока валютные штормы и санкционные войны пошли на пользу только одной российской отрасли – пищевой, констатируют в Moody’s.
Вывод американских экспертов отчасти подтверждают данные Росстата: общий спад промышленного производства в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил около 3%.
Между тем, отмечают некоторые специалисты, тут сказывается эффект "низкой базы": лето прошлого года оказалось неудачным для российской экономики, показавшей большое падение из-за волатильности на валютных рынках, санкций Запада и опасений участия РФ в войне на территории Украины.
По словам бывшего замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, особенностью нынешнего кризиса, по сравнению с кризисами 1998 и 2008 годов, стало серьезное падение реальных доходов населения и его покупательной способности. Свою роль в этом сыграли и девальвация рубля, и сокращение потребительского кредитования: в благополучные годы граждане набрали займов, а теперь с трудом их погашают. Соответственно, люди не могут использовать заемные деньги на приобретение товаров и услуг.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в первом полугодии упал на 8%. В наибольшей степени от кризиса пострадали автомобильная и строительные отрасли. Впрочем, спад наблюдается и в большинстве обрабатывающих отраслей.
А вот химическая промышленность чувствует себя относительно неплохо: значительная часть предприятий успела в предыдущие годы провести техническую модернизацию и теперь пользуется преимуществами дешевого рубля. Также увеличился выпуск отечественных тканей, различных видов кож, не сильно зависящих от поставок импортного сырья и оборудования.
Мониторинг Минэкономразвития показал, что за первое полугодие Россия в полтора раза сократила импорт санкционных продуктов. Наибольший спад отмечен в отношении молочной продукции, сыров и сливочного масла. Сократились и закупки яблок, груш, айвы, мороженого мяса, свежей и мороженой рыбы.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт из стран ЕС упал на 45%, из стран АТЭС на 35%, а из стран СНГ – на 41%. Эксперты отметили, что в последнем случае падение импорта связано не только с прекращением ввоза сельхозпродукции: Россия стала меньше закупать локомотивов в Украине, железной руды и ферросплавов в Казахстане, нефтепродуктов в Белоруссии.
Американская аналитическая компания Stratfor, которую иногда называют "частным ЦРУ", опубликовала исследование об эффективности российских контрсанкций как политического и экономического инструмента. По мнению аналитиков компании, санкции используются Москвой для оказания давления на ЕС и периферийные страны Европы, для содействия политическому диалогу с государствами, которые склонны занять прозападную позицию и для обеспечения своих экономических интересов.
Наибольший ущерб, по подсчету аналитиков "Стратфора", российские санкции причинили Германии, Норвегии, Польше, Литве и Дании. Также от них пострадали Эстония и Финляндия. Однако их эффективность в качестве рычага давления на ЕС оказалась невелика из-за того, что для европейских стран, за исключением прибалтийских республик, запрещенная Россией продукция составляет не более 1% от экспорта.
Зато такой инструмент оказался эффективным в переговорах со странами, симпатизирующими Европе, но не входящими в Евросоюз. В частности, угроза санкций позволила Москве добиться уступок со стороны политического руководства Молдавии и Грузии, пишет .
При этом аналитики отмечают, что российские продуктовые контрсанкции пока не показали себя во всю силу: долгое время европейские поставщики отправляли товары на российский рынок через страны Таможенного союза. "Когда в начале 2015 года Россия закрыла эту лазейку, реэкспортеры просто начали фальсифицировать страны происхождения контрабандных товаров", – подчеркивает Stratfor.